ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5182/2021 от 20.12.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

59RS0007-01-2021-004534-57

Дело № 2а-5182/2021, 33а-12457/2021

судья Лучникова С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 20 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Чулатаевой С.Г., Титовца А.А.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» на решение Свердловского районного суда г. Перми от 09 сентября 2021 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан», выраженное в отсутствии кода вида дохода «2» в назначении платежей за период с 01.06.2020 по 05.04.2021, в том числе по платежным поручениям № ** от 04.09.2020 на сумму 38254,84 руб. и № ** от 06.10.2020 на сумму 54203,25 руб., перечисленных денежных средств в качестве алиментов на счет № ** в банк ВТБ (ПАО), принадлежащий ФИО1 Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю, в результате которых 29.10.2020 был причинен материальный ущерб ФИО1, ** г.р., несовершеннолетним детям – А1., ** г.р., А2., ** г.р. на сумму 68951,25 руб.

В остальной части требований ФИО1, отказать».

Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения представителя административного ответчика - УФК по Пермскому краю - ФИО2, заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Отдел судебных приставов по Свердловскому району г.Перми УФССП РФ по Пермскому краю – ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с административным иском к ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан», УФК по Пермскому краю, УФССП по Пермскому краю, с учетом уточнения административных исковых требований, просит: признать незаконным бездействие ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан, Республике Татарстан», выразившееся в не указании в платежных поручениях о перечислении денежных средств в качестве алиментов на счет № ** в банк ВТБ (ПАО) Управлением федерального казначейства по Пермскому краю №** от 04.09.2020 и №** от 06.10.2020 кода вида дохода «2», в результате чего причинен материальный ущерб истцу и несовершеннолетним детям; возложить на Отдел судебных приставов по Свердловскому району г.Перми УФССП РФ по Пермскому краю обязанность привлечь к административной ответственности ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан, Республике Татарстан» за незаконное бездействие за период с 01.06.2020 по 05.04.2021 с применением административных штрафных санкций в пользу бюджета РФ; признать незаконными бездействие Управления федерального казначейства по Пермскому краю, выраженных: в отсутствии проведения надлежащей проверки кода вида дохода в платежных поручениях, направленных «Отделом финансового обеспечения МО РФ по ПК, РБ,РТ» в казначейство при перечислении алиментов на банковский счет за период с 01.06.2020 по 05.04.2021 и в отсутствии возврата платежных поручений в ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Пермскому краю, РБ, РТ» для внесения корректного кода вида дохода «2» в платежных поручениях.

В обоснование требований указала, что ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» являющийся работодателем ФИО4 - должника по исполнительному производству № ** возбужденному 17.07.2019 на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Свердловскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю Ш. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы удерживает и переводит алименты в пользу административного истца на содержание несовершеннолетних детей А1., А2., на счет в банке ВТБ (ПАО) № **. Указанный л/счет предназначен для зачислений денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание. 04.03.2021 ей стало известно о списании 29.10.2020 с указанного счета денежных средств в размере 68951,25 рублей, перечисленных Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю от работодателя должника 04.09.2020 и 06.10.2020 с назначением платежа «перечисление алиментов с з/п работников казенных учреждений за август 2020 и сентябрь 2020». В связи с данными действиями для определения лиц, чьи де6йствия повлекли нарушение прав несовершеннолетних детей, она обратилась в прокуратуру. 22.04.2021 Военной прокуратурой Пермского гарнизона дан ответ на обращение №8-61-21, в котором указано на то, что по результатам которого установлено, что в нарушение п.5.1 ст. 70 ФЗ № 229 от 02.10.2007; Приказа Минюста РФ № 330 от 27.12.2019; Указания Центрального Банка №5286-У от 14.10.2019 работодатель должника ФКУ «Отдел финансового обеспечения МО РФ по ПК, РБ, РТ» в распоряжениях перевода денежных средств в виде алиментов за период сентябрь-октябрь <...> от 04.09.2020 и №125965 от 06.10.2020 не указал корректный код вида дохода «2»; вины в действиях банка ВТБ не выявлено. Также в ответе указано на то, что перевод денежных средств осуществлялся УФК по Пермскому края, при этом проверка кода вида дохода в платежных поручениях, направленных ФКУ «Отдел финансового обеспечения МО РФ по ПК, РБ, РТ» не осуществлялась.

Указывает на то, то в результате незаконных действий/бездействия административных ответчиков, административный истец и ее несовершеннолетние дети не получили алименты в размере 68 951,25 рублей.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового об отказе в удовлетворении требований в полном объеме (прекращении производства по делу), заявлено в апелляционной жалобе административного ответчика ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан».

Ответчик полагает неосновательным вывод суда первой инстанции о том, что истцом не пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок защиты прав. Указывает на то, что истцу о нарушении прав стало известно из выписки банка ВТБ о проведении операций по счету 27.11.2020 года, что послужило основанием для обращений истца в прокуратуру, Управление ФССП по г. Санкт-Петербургу, Банк ВТБ с целью установления лиц, чьи действия привели к списанию денежных средств. Поскольку указанные обращения не являются основанием для продления либо перерыва срока, административный иск был подан за пределами установленного ст. 219 КАС РФ срока, что является основанием для отказа в удовлетворении требований. Также административный ответчик полагает, что правовых оснований для вынесения оспариваемого решения не имелось, так как еще до обращения с иском были приняты меры по устранению допущенного нарушения, 02.04.2021 Банк ВТБ проинформирован о коде вида дохода «2» в платежных поручениях.

Административный истец в суд не явилась, о рассмотрении жалобы извещена, направила письменные возражения по доводам жалобы.

Представитель административного ответчика ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» в суд не явился, о рассмотрении дела уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика УФК по Пермскому краю полагает жалобу обоснованной. Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Отдел судебных приставов по Свердловскому району г.Перми УФССП РФ по Пермскому краю относит рассмотрение жалобы на усмотрение суда.

Иные участники дела в суд не явились, о рассмотрении жалобы извещены.

На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не усматривает предусмотренных положениями ст. 310 КАС РФ оснований для его отмены.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» является одним из субъектов, которые в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, перечисленных в статье 12 указанного выше Федерального закона, в порядке, установленном названным Законом и иными федеральными законами.

Вышеуказанной нормой определено, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Таким образом, из буквального толкования нормы следует, что исполнение может быть возложено на ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» как на орган, осуществляющий выплату должнику пенсии.

Пунктом 5.1 ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

В соответствии с Указанием Банка России от 14.10.2019 № 5286-У «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств», установлен порядок указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание.

В распоряжениях о переводе денежных средств указываются следующие коды вида дохода: "2" - при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, к которым в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.

Разрешая требования истца к ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан, Республике Татарстан», суд первой инстанции пришел к выводу о том. что административным ответчиком при исполнении решения о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей было допущено нарушение требований действующего законодательства (неправомерное бездействие), что повлекло нарушение прав и законных интересов истца, являющегося законным представителем детей.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участниками дела:

ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю 17.07.2019 на основании исполнительного листа серии ФС № ** от 10.07.2019, выданного Ленинским районным судом г. Краснодара по делу № **/2019 в отношении должника ФИО4 было возбуждено исполнительное производство №**, предмет исполнения – взыскание в пользу ФИО1 алиментов на содержание детей в размере 1/3 доли доходов ежемесячно.

17.07.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю Ш. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО4, которое направлено в ФКУ «Отдел финансового обеспечения МО РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» для производства удержания ежемесячно 1/3 от дохода должника – текущие платежи, в трехдневный срок со дня выплаты.

Согласно выписке со счета Банка ВТБ (ПАО), открытого на имя ФИО1, 04.09.2020 на счет перечислены алименты с заработной платы работников казенных учреждений за 08.2020 в соответствии с приказом № 6 от 09.01.2020, расчетной ведомости № 8 от 02.09.2020 на основании платежного поручения № ** в размере 38 254,84 рублей, 06.10.2020 на счет перечислены алименты с заработной платы работников казенных учреждений за 09.2020 в соответствии с приказом № 6 от 09.01.2020, расчетной ведомости № 9 от 02.10.2020 на основании платежного поручения № ** в размере 54303,25 рублей. Установлено, что плательщиком МО РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» - в данных платежных поручениях № ** от 04.09.2020 и № ** от 06.10.2020 код вида дохода указан как – 01.

Также установлено, что аналогичные нарушения указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств административным ответчиком МО РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» были допущены при перечислении сумм удержанных алиментов в платежных перечислениях: №** от 04.09.2020, №** от 06.10.2020, №** от 06.11.2020, №** от 06.11.2020, №** от 04.12.2020, №** от 24.12.2020, №** от 05.02.2021, №** от 05.03.2021 (т.1 л.д. 201).

Таким образом, выводы суда о том, что ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» при осуществлении исполнительных действий допустил нарушение требования нормативно-правовых актов в части указания в расчетных документах соответствующего кода вида дохода, основаны на совокупности представленных в материалы дела доказательств.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости правовой защиты, том, что на момент рассмотрения дела права истца не нарушаются, не могут быть приняты в качестве основания для отмены оспариваемого решения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что допущенное административным ответчиком неправомерное бездействие повлекло нарушение имущественных прав административного истца ФИО1, несовершеннолетних детей, чьим законным представителем она является, так, не указание при перечислении алиментов кода вида дохода «2» в назначении платежей послужило причиной, по которой на данные средства было обращено взыскание, удержано - 68951,25 рублей.

Направление ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» в адрес Банка ВТБ письма с указанием на то, что в платежных перечислениях: №** от 04.09.2020, №** от 06.10.2020, №** от 06.11.2020, №** от 06.11.2020, №** от 04.12.2020, №** от 24.12.2020, №** от 05.02.2021, №** от 05.03.2021 02.04.2021 года – код вида дохода подлежит определению как «2», вопреки доводам ответчика не привело к восстановлению нарушенных имущественных прав истца. Таким образом, на момент рассмотрения дела, предусмотренные положениями п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основания для удовлетворения требования имелись.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным Кодексом (часть 7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Разрешая иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом не был пропущен срок обращения. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает вывод суда обоснованным.

Доводы административного ответчика о том, что о нарушении прав истец узнала не позднее чем в октябре 2020 года, при формировании Банком ВТБ выписки о движении средств и получении истцом информации о списании средств со счета, не могут быть признаны обоснованными.

Принимая во внимание круг лиц участвующих в действиях, связанных с проведением операций с денежными средствами на счете в банке (плательщик, банк, судебный-пристав-исполнитель), оснований полагать, что о нарушении своих прав вследствие неправомерных те действий (бездействия) ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» истец должна была узнать в октябре 2020 года, не имеется.

Установлено, что основанием обращения с иском послужили неправомерные действия (бездействие) административного ответчика, допущенные при оформлении платежных документов при исполнении решения суда о взыскании алиментов, имевшие место в период с сентября 2020 по март 2021 года, о чем административному истцу стало известно из ответов Военной прокуратуры Пермского гарнизона от 07.04.2021 № Отв -8-50-21, 22.04.2021 № Отв-8-61-21.

Кроме того, нарушение, связанное с не указанием соответствующего кода вида дохода носило длящийся характер и имело место в период с сентября 2020 по март 2021 года.

Таким образом, на момент обращения истца с иском – 11.05.2021 года, предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок не был пропущен.

Рассмотрев исковые требования, суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части требований:

к Отделу судебных приставов по Свердловскому району г.Перми УФССП РФ по Пермскому краю о возложении обязанности привлечь ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан, Республике Татарстан» к административной ответственности за незаконное бездействие за период с 01.06.2020 по 05.04.2021 с применением административных штрафных санкций в пользу бюджета РФ;

к Управлению федерального казначейства по Пермскому краю о признании незаконными бездействия, выразившегося отсутствии проведения надлежащей проверки кода вида дохода в платежных поручениях, направленных ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан, Республике Татарстан» в казначейство при перечислении алиментов на банковский счет за период с 01.06.2020 по 05.04.2021 и в отсутствии возврата платежных поручений для внесения корректного кода вида дохода «2» в платежных поручениях.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, не усматривает оснований для иной оценки, выводы суда в указанной части участниками дела не оспариваются.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 09 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий:

Судьи: