ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-518/2022 от 07.09.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-518/2022 Дело №33а-3170/2022

Судья Михайлова Т.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 07 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Дьяконовой З.С., судей Протодьяконова В.С., Смирниковой В.Г., при секретаре Захаровой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Задворочновой С.В. к администрации муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» о признании бездействия незаконным,

Заслушав доклад судьи Смирниковой В.Г., судебная коллегия

установила:

Задворочнова С.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование указывает на то, что она со своей семьей проживает в многоквартирном жилом доме № ... по улице .......... в поселке Нижний Куранах, Алданского района. 12 апреля 2021 года Задворочнова С.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» (далее Администрация) с заявлением о признании жилого многоквартирного дома опасным для проживания, подлежащим немедленному расселению. Администрацией отказано в удовлетворении заявления. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении административного иска Задворочновой С.В. к администрации отменено и принято новое решение, которым административное исковое заявление Задворочновой С.В. удовлетворено. Бездействия администрации по непринятию мер по проверке доводов Задворочновой С.В. о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № ... по улице .......... поселок Нижний Куранах, признаны незаконными. На администрацию возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем проверки доводов Задворочновой С.В. о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № ... по улице .......... поселок Нижний Куранах, и принятия решения о незамедлительном выселении граждан при подтверждении доводов Задворочновой С.В. и признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан. Администрация при исполнении указанного судебного акта создала комиссию, путем издания распоряжения № ... от 14 декабря 2021 года. Комиссия при администрации произвела осмотр жилого дома, расположенного по адресу: .......... и по результатам осмотра составили акт 20 декабря 2021 года. Задворочнова С.В. полагает, что администрация должна была обратиться в межведомственную комиссию для проверки её доводов, указанных в апелляционном определении Верховного Суда Республик Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года. Указанная комиссия, принимая спорное решение, не несет никакой ответственности. Просила признать действия администрации муниципального образования «Поселок Нижний Куранах», выразившиеся в издании распоряжения №876 от 14 декабря 2021 года «О создании комиссии по обследованию жилого дома № ... по улице .........., поселок Нижний Куранах» и акта визуального обследования жилого дома от 20 декабря 2021 года незаконными, признать распоряжение № ... от 14 декабря 2021 года «О создании комиссии по обследованию жилого дома № ... по улице .........., поселок Нижний Куранах» и акт визуального обследования жилого дома от 20 декабря 2021 года недействительными.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне истца привлечены отдел опеки и попечительства муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия), прокурор.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне ответчика привлечены Н., К., О., Щ., Ш., Д., Л., П., В.

Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2022 года административное исковое заявление Задворочновой С.В. удовлетворено, распоряжение от 14 декабря 2021 года № ... «О создании комиссии по обследованию жилого дома № ... по улице .........., поселок Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия) и акт визуального обследования жилого дома от 20 декабря 2021 года признаны незаконными.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Требования апелляционной жалобы заявителем мотивированы тем, что распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий главы, привлекать межведомственную комиссию администрация не обязана, истцом не оспорено заключение межведомственной комиссии.

В возражении на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени надлежащим образом, не явились, представитель административного ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие участников процесса.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения; к заявлению, поданному в комиссию, собственник помещения должен приложить обосновывающие документы (пункты 42, 44, 45 Положения).

В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно пункту 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии. При этом Положением предусмотрено, что проведение оценки соответствия помещения установленным требованиям производится по инициативе собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Из обстоятельств дела усматривается, что Задворочнова С.В. является собственником квартиры № ... в доме № ... по ул. .......... пос. Нижний Куранах.

Она неоднократно обращалась с заявлениями об установлении пригодности проживания в данном доме, его аварийности.

Как установлено судом первой инстанции, а также следует из материалов настоящего административного дела, 27 ноября 2019 года ГУП РС (Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» проведено обследование конструкций жилого дома по адресу: ...........

03 декабря 2019 года Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) составлено заключение о техническом состоянии указанного многоквартирного дома.

Жилой дом, расположенный по адресу: .........., заключением межведомственной комиссии от 18 февраля 2020 года № ..., назначенной Главой администрации муниципального образования «Посёлок Нижний Куранах», был признан аварийным и подлежащим сносу на основании пунктов 33-34 Положения.

02 февраля 2021 года Задворочнова С.В. обратилась с заявлением к главе администрации Муниципального образования «Нижний Куранах» о принятии мер по расселению указанного многоквартирного дома.

Письмом от 04 февраля 2021 года административному истцу сообщено о невозможности включения многоквартирного дома в государственную программу Республики Саха (Якутия).

Полагая, что со стороны администрации Муниципального образования «Нижний Куранах» имеет место незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по расселению жильцов указанного многоквартирного дома, она обратилась в суд с иском.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года отменено решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении иска Задворочновой С.В. к администрации муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» о признании бездействия незаконным, по делу принято новое решение, которым требования Задворочновой С.В. удовлетворены частично. Признаны незаконными бездействия администрации муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» по непринятию мер по проверке доводов Задворочновой С.В. о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № ... по улице .......... поселок Нижний Куранах. На администрацию муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем проверки доводов Задворочновой С.В. о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № ... по улице .......... поселок Нижний Куранах, и принятия решения о незамедлительном выселении граждан при подтверждении доводов Задворочновой С.В. и признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан.

На основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года администрацией муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» издано распоряжение № ... о создании комиссии обследования жилого дома от 14 декабря 2021 года.

Комиссия, созданная на основании указанного распоряжения, провела визуальное обследование жилого дома по адресу: ...........

Из акта визуального обследования жилого дома от 20 декабря 2021 года следует, что комиссия пришла к выводу об отсутствии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № ... по ул. .......... п. Нижний Куранах. Комиссия не нашла оснований для принятия решения о немедленном выселении граждан и признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния.

Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые распоряжение и акт визуального обследования жилого дома приняты с существенным нарушением указанного Положения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, обусловившими удовлетворение заявленного административного иска, поскольку указанные выводы основаны на полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств и материалов спора, а также сделаны при правильном применении правовых норм, регулирующих соответствующие правоотношении. С учетом этого, а также ввиду мотивированности и подробного изложения выводов суда первой инстанции оснований для иной оценки фактических обстоятельств и материалов спора судебной коллегией не установлено.

Кроме того, члены комиссии (ведущие специалисты, депутаты), не имеющие соответствующие познания, не могут принять решение о том, что по своему техническому состоянию жилой дом представляет опасность для жизни и здоровья граждан или нет. Доказательства, свидетельствующие о том, что члены комиссии имеют соответствующую квалификацию, суду не предоставлены.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности нарушения оспоренным распоряжением и актом прав административного истца отклонены судебной коллегией ввиду того, что принятие решения о том, что многоквартирный дом не представляет опасность для жизни и здоровья граждан, не уполномоченным лицом нарушает права и законные интересы административного истца.

Фактически апелляционная жалоба свидетельствует о несогласии административного ответчика с выводами суда первой инстанции, тогда как судебная коллегия не может не согласиться с такими выводами ввиду их соответствия обстоятельствам и материалам административного дела.

Поскольку апелляционная жалоба административного ответчика не содержит обоснованных доводов о допущенных в судебном акте нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ и являющихся основанием для отмены или изменения судебного акта, обжалованное решение суда первой инстанции признано судебной коллегией подлежащим оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 07 сентября 2022 года.