ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-529/2021 от 21.12.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-7324/2021

№ 2а-529/2021

Строка 022аАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2021 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,

судей Меремьянина Р.В., Сухова Ю.П.,

при секретаре Васильеве Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Михаила Ивановича к администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области и ведущему специалисту сектора по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области Шевченко Алене Валерьевне о признании незаконными действий, акта проверки и предписания,

по апелляционной жалобе Кузнецова Михаила Ивановича на решение Павловского районного суда Воронежской области от 09 сентября 2021 года,

(судья районного суда Шевцов Ю.И.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения Кузнецова М.И. и его представителя по доверенности Куликова А.М., представителя администрации городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области по доверенности Доротенко К.В., Шевченко А.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Кузнецов М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области, ведущему специалисту сектора по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области Шевченко А.В. о признании незаконными действий, выраженных в незаконном проведении проверки в отношении физического лица, незаконном составлении акта проведения проверки и вынесении предписания, признании незаконными действий администрации городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области в части отказа об удовлетворении жалобы о признании незаконным акта проверки органа муниципального контроля в отношении физического лица от 27 июля 2021 года и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 27 июля 2021 года.

В обоснование своих требований истец указал, что с 19 июля 2021 года по 30 июля 2021 года на основании распоряжения администрации городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области № 213-р от 23 июня 2021 года ведущим специалистом сектора по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям администрации городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области Шевченко А.В. проведена плановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении Кузнецова М.И., в результате которой установлено использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером не по целевому назначению.

Административный истец полагает, что действия должностного лица Шевченко А.В. не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку муниципальный контроль осуществлен в соответствии с планом проведения проверок, который не согласован с органами прокуратуры.

В распоряжении о проведении плановой проверки № 213-р от 23 июня 2021 года не указаны: цель, задачи, правовые основания проведения проверки, обязательные требования или требования установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке, какие мероприятия по контролю необходимы для достижения целей и задач проведения проверки (с указанием наименования мероприятия по контролю и сроков его проведения), перечень положений об осуществлении муниципального контроля, в связи с чем административный истец указывает, что распоряжение не соответствует требованиям действующего законодательства.

Кроме того, административный истец считает, что административным ответчиком неверно определены сроки проведения проверки, поскольку указанные в распоряжении сроки составляют 11 дней, а частью 7 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В данном случае в распоряжении о проведении проверки заведомо указаны незаконные сроки ее проведения.

Также административный истец считает, что он был лишен возможности ознакомления с актом проверки от 27 июля 2021 года, акт проверки был составлен вне проверяемого объекта, а сам он не присутствовал при его составлении.

При этом административный истец указывает, что 06 августа 2021 года он обратился с жалобой на действия должностного лица органов муниципального контроля, к главе городского поселения г. Павловск Щербакову В.А., однако 16 августа 2021 года Кузнецову М.И. было необоснованно отказано в удовлетворении жалобы.

Считая свои права нарушенными, Кузнецов М.И. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением.

Решением Павловского районного суда Воронежской области от 09 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных Кузнецовым М.И. требований отказано (л.д.143, 144-148).

В апелляционной жалобе Кузнецовым М.И. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения (л.д.155-159).

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Кузнецову М.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 3422 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>-<адрес>, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объектами промышленности, право собственности зарегистрировано с 24 октября 2016 года (л.д. 114-120).

23 июня 2021 года администрацией городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области вынесено распоряжение № 213-р о проведении плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства, согласно которому в рамках муниципального земельного контроля будет проведена выездная проверка земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего Кузнецову М.И. Предметом выездной проверки являлось соблюдение обязательных требований. Срок выездной проверки определен с 15 часов 30 минут 19 июля 2021 года по 15 часов 30 минут 30 июля 2021 года (л.д. 10, 11).

24 июня 2021 года ведущим специалистом сектора по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области Шевченко А.В. было направлено уведомление о проведении проверки 19 июля 2021 года в 15 часов 30 минут в адрес Кузнецова М.И. Указанное уведомление получено Кузнецовым М.И. 30 июня 2021 года (л.д.70,71).

19 июля 2021 года ведущим специалистом сектора по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям администрации городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области Шевченко А.В. в рамках проведения плановой выездной проверки был осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> - <адрес>, принадлежащий Кузнецову М.И.

По результатам проведенной проверки 27 июля 2021 года в 10 часов 00 минут был составлен акт проверки органом муниципального контроля физического лица, из которого усматривается, что в ходе проведения плановой проверки установлены следующие нарушения: на земельном участке расположены нежилые здания, состоящие из гаражных боксов и административных зданий, в помещениях которых размещаются частные охранные организации и организации дополнительного профессионального образования. На фасаде здания расположены вывески, информирующие население о видах услуг, оказываемых в нежилых помещениях. В помещении размещен информационный стенд ООО «ЧОО «Витязь». При таком содержании территории проверяемого земельного участка следует вывод об его использовании не по целевому назначению. Выявленные нарушения свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 72-75).

27 июля 2021 года ведущим специалистом сектора по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области Шевченко А.В. было вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, в котором указано, что проверкой выявлено использование земельного участка, принадлежащего Кузнецову М.И. не по целевому назначению, и административному истцу предписано устранить допущенное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 27 января 2022 года (л.д. 121-122).

Главой городского поселения – город Павловск Щербаковым В.А. 16 августа 2021 года было отказано в удовлетворении жалобы Кузнецова М.И., поданной на действия должностного лица органа муниципального контроля (л.д.24-27).

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении требований Кузнецова М.И. о признании незаконными действий административных ответчиков, выраженных в незаконном проведении проверки в отношении физического лица, незаконном составлении акта проведения проверки и вынесения предписания; действий по отказу в удовлетворении жалобы о признании незаконным акта проверки и предписания от 27 июля 2021 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в совокупности с положениями Административного регламента, утвержденного постановлением администрации городского поселения – город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области от 23 мая 2019 года № 245, пришел к выводу о том, что административные ответчики действовали в соответствии с требованиями закона, в пределах своей компетенции, прав и законных интересов административного истца не нарушали.

Судебная коллегия с выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского поселения.

В силу частей 1, 2 и 4 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

На основании части 2 статьи 4 Закона Воронежской области от 18 июля 2016 года № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области» органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Закона Воронежской области от 18 июля 2016 года № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области» плановые и внеплановые проверки соблюдения гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - правообладатель объекта земельных отношений) требований земельного законодательства проводятся по основаниям, установленным федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Исходя из части 7 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что администрацией городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области 28 декабря 2020 года вынесено распоряжение № 412-р «Об утверждении ежегодного плана проведения проверок физических лиц на 2021 год», согласно которому в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>-<адрес>, кадастровый , принадлежащего Кузнецову М.И., запланирована проверка соблюдения требований земельного законодательства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании указанного распоряжения было вынесено распоряжение от 23 июня 2021 года № 213-р о проведении плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства.

В соответствии с частями 4 и 7 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты. Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях учета положений настоящего Федерального закона.

Муниципальный земельный контроль на территории городского поселения - город Павловск в 2021 году осуществляется в соответствии с Административным регламентом по осуществлению администрацией городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области муниципального земельного контроля на территории городского поседения, утвержденным постановлением администрации городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области от 23 мая 2019 года № 245.

Согласно пункту 3.2.7. Административного регламента в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, орган муниципального земельного контроля, направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в органы прокуратуры. План проверок физических лиц не требует согласования с органами прокуратуры.

При этом проект ежегодного плана проведения проверок физических лиц на 2021 год согласован с муниципальным отделом по Павловскому, Богучарскому и Верхнемамонским районам Управления Росреестра по Воронежской области (л.д. 139).

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм вывод суда первой инстанции о законности проведения в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , принадлежащего Кузнецову М.И., и отсутствии обязанности по согласованию проверки с органами прокуратуры является верным.

Положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном случае не применимы, поскольку сведений о том, что Кузнецов М.И. является субъектом, подпадающим под действие указанного закона, материалы дела не содержат.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Администрацией городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области 28 декабря 2020 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, вынесено распоряжение № 412-р «Об утверждении ежегодного плана проведения проверок физических лиц на 2021 год», 15 июня 2020 года проект указанного плана был согласован с муниципальным отделом по Павловскому, Богучарскому и Верхнемамонским районам Управления Росреестра по Воронежской области, в связи с чем ссылка административного истца на положения статьи 61 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ несостоятельна.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что установленный распоряжением от 23 июня 2021 года № 213-р о проведении плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства срок проверки не соответствует требования действующего законодательства, обоснованно была отклонена судом первой инстанции по следующим обстоятельствам.

Из материалов дела усматривается, что срок проведения проверки был установлен с 15 часов 30 минут 19 июля 2021 года по 15 часов 30 минут 30 июля 2021 года, что соответствует требованиям части 7 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», поскольку указанной нормой права установлено, что срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

При исчислении срока проведения проверки следует учитывать, что 24 июля 2021 года и 25 июля 2021 года являлись нерабочими днями (суббота, воскресенье).

Кроме того, из акта проверки органом муниципального контроля физического лица усматривается, что акт составлен 27 июля 2021 года в 10 часов 00 минут, в связи с чем проверка была завершена до истечения срока ее окончания.

Таким образом, оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о соблюдении административными ответчиками сроков проведения выездной проверки, у судебной коллегии не имеется.

Доводы заявителя о незаконности акта проверки органом муниципального контроля физического лица и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 27 июля 2021 года обоснованно были отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с частями 7,9,10 статьи 10 Закона Воронежской области от 18 июля 2016 года № 106-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Воронежской области» по результатам проведения проверки в день ее завершения составляется акт проверки в двух экземплярах. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Один экземпляр акта проверки вручается правообладателю земельного участка либо уполномоченному им представителю под роспись об ознакомлении с актом проверки, другой - приобщается к материалам дела, хранящегося в органе муниципального земельного контроля.

При отказе правообладателя объекта земельных отношений либо уполномоченного им представителя от подписи об ознакомлении с актом проверки в акте проверки делается соответствующая отметка, и акт проверки направляется правообладателю объекта земельных отношений почтовым отправлением с уведомлением о вручении, копия которого приобщается ко второму экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа муниципального земельного контроля.

Пунктом 3.7.1 Административного регламента предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами должностные лица органа муниципального земельного контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Из материалов дела усматривается, что по результатам проведения проверки был составлен акт проверки органом муниципального контроля физического лица от 27 июля 2021 года, согласно которому выявлено использование земельного участка не по целевому назначению.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела, а именно судом первой инстанции установлено, что нежилые здания, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем Кузнецову М.И. используются под размещение частных охранных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка - под объекты промышленности.

С целью устранения выявленных нарушений администрацией городского поселения - город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области было вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 27 июля 2021 года.

Таким образом, оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о законности акта проверки и предписания у судебной коллегии не имеется.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий администрации городского поселения город Павловск Воронежской области в части отказа в удовлетворении жалобы Кузнецова М.И., поскольку судом первой инстанции было установлено, что акт проверки и предписание от 27 июля 2021 года соответствуют требованиям действующего законодательства.

Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что истец был лишен возможности ознакомления с актом проверки от 27 июля 2021 года, поскольку административный истец был приглашен в контролирующий орган для ознакомления к 10 часам 00 минутам 27 июля 2021 года, однако знакомиться с актом проверки истец не стал, что им в судебном заседании не оспаривалось.

В связи с чем, 27 июля 2021 года в адрес Кузнецова М.И. были направлены акт проверки и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 27 июля 2021 года, которые получены адресатом 30 июля 2021 года (л.д.80). Таким образом, акт проверки от 27 июля 2021 года был доведен до административного истца в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, каких-либо доказательств незаконного действия (бездействия) административных ответчиков и нарушения прав заявителя, ни в суд первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

С учетом изложенного оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований у судебной коллегии не имеется.

Основания апелляционной жалобы административного истца повторяют его позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Павловского районного суда Воронежской области от 09 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова Михаила Ивановича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии: