Дело № 33а-5828/2020
В суде первой инстанции дело № 2а-533/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Коноплевой И.А.,
судей: Герасимовой О.В., Карбовского С.Р.,
при секретаре Цой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 октября 2020 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, об обжаловании действий (бездействия) возложении обязанности об устранении допущенных нарушений,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 02 июля 2020 года,
заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., пояснения административного истца ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании отказа ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в предоставлении ему возможности лично ознакомиться со «Сборником нормативов времени … изготовления швейных изделий на предприятиях УИС» (далее – Сборник), с указанием всех реквизитов этого Сборника и расценок по каждому виду операции и/или изделия, просил признать факт нарушения его прав в контексте статей 10 и 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и устранить допущенные нарушения путем ознакомления его со сборником, а также сообщением всей запрошенной информации.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 02 июля 2020 года в удовлетворении административных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 с постановленным по делу решением не согласен, просит его отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку судом сделаны необоснованные выводы о фактическом ограничении его прав на получение информации, а также о том, что запрашиваемая информация не затрагивает его права и обязанности. Указывает, что информация не носит секретный характер и необходима ему для предоставления в Европейский суд, в рамках его жалобы на условия содержания в исправительном учреждении.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по доводам апелляционной жалобы возражает. Указывает, что запрашиваемая информация не затрагивает права и обязанности административного истца, так как ФИО1 не трудоустроен. Сообщает об отсутствии испрашиваемого Сборника в библиотеке для осужденных. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный истец ФИО1 отбывающий наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал, на заявленных требованиях настаивал.
Административный ответчик ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Гражданин, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как видно из материалов административного дела, ФИО1 отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы, прибыл в ФКУ ИК-6 01 октября 2017 года из ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области для дальнейшего отбывания наказания.
30 декабря 2019 года и 28 января 2020 года осужденный ФИО1 обратился с заявлениями к начальнику ФКУ ИК-6 об ознакомлении его со Сборником, расценками по каждому виду операции и/или изделия. Свою просьбу мотивировал тем, что имеет соответствующие специальность и трудовые навыки, кроме того, запрашиваемая информация ему необходима для дополнительного предоставления в ЕСПЧ в рамках его индивидуальной жалобы по условиям содержания в ФКУ ИК-6, не совместимыми с положениями статьи 3 Конвенции.
Ответами начальника ФКУ ИК-6 от 27 января 2020 года и 27 февраля 2020 года осужденному ФИО1 в предоставлении испрашиваемой информации отказано по тем основаниям, что деятельность центра трудовой адаптации осужденных (ЦТАО) не затрагивает интересов истца, поскольку вся необходимая информация предоставляется при трудоустройстве.
Согласно справке ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, «Сборник нормативов времени и видам работ и оборудования при пошиве форменной одежды военнослужащих, спецодежды, белья и других швейных изделий на предприятиях УИС» в библиотеке Учреждения не значится.
Из справки ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 29 июня 2020 года следует, что осужденный ФИО1 не трудоустроен в связи с отсутствием объема работы.
Права и свободы подлежащие обеспечению правительствами членов Совета Европы определены Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (далее - Конвенция).
В соответствии со статей 10 Конвенции, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий (пункт 1). Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (пункт 2).
Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права (статья 34 Конвенции).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон об информации).
В соответствии со статьей 6 Закона об информации, обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (часть 1). От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами (часть 2). Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц (пункт 1 части 4).
Цель, которую преследовал федеральный законодатель, вводя понятие "обладатель информации", заключается, таким образом, в описании - по аналогии с гражданско-правовыми категориями "собственник", "титульный владелец", но с учетом особенностей информации как нематериального объекта - правового статуса лица, правомочного в отношении конкретной информации решать вопрос о ее получении другими лицами и о способах ее использования как им самим, так и другими лицами (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 25-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в связи с жалобой гражданина ФИО2").
Статьей 7 Закона об информации установлено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (часть 1). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (часть 2).
В силу статьи 8 Закона об информации, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1). Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Закона об информации).
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 10 Закона об информации).
Согласно статье 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В целях реализации данного конституционного предписания часть первая статьи 12 УИК Российской Федерации предусматривает, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. Приведенная норма корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (утверждены Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 года), согласно которым при приеме в пенитенциарное учреждение и так часто, как это будет необходимо впоследствии, всех заключенных следует в письменной форме и устно информировать на понятном им языке о правилах внутреннего распорядка и об их правах и обязанностях в пенитенциарном учреждении (правило 30).
Суд первой инстанции, установив, что осужденный ФИО1 не трудоустроен в ЦТАО, а запрашиваемый им Сборник в библиотеке ФКУ ИК-6 отсутствует, пришел к выводам, что у административного ответчика возможность ознакомления административного истца с этим Сборником объективно отсутствовала, и что информация, содержащаяся в Сборнике, никоим образом не затрагивает его права и обязанности в свете положений статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При этом судебная коллегия учитывает, что административный ответчик, в понимании статьи 6 Закона об информации, не является обладателем испрашиваемой ФИО1 информации.
Кроме того, из содержания обращений ФИО1, текстов административного иска и апелляционной жалобы следует, что фактически ФИО1 испрашивает доказательство для представления его в ЕСПЧ, однако такое получение доказательств, вопреки доводам жалобы, регламентируется не статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а правилом 59 Регламента (Правил процедуры) Европейского суда по правам человека (принят в г. Страсбурге 04.11.1998) и правилом А1 приложения к нему. Отсутствие указанных сведений, в силу подпункта «b» пункта 10 указанного Регламента, подаче ФИО1 жалобы в ЕСПЧ не препятствует.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, которые являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 02 июля 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | И.А. Коноплева |
Судьи: | О.В. Герасимова |
С.Р. Карбовский |