УИД 62RS0019-01-2020-001137-15)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Рязань |
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Хмельниковой Е.А.,
судей Лукашевича В.Е., Тихонина Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощниками судьи Левашовой Е.В. и
ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования - Рыбновского муниципального района Рязанской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по апелляционной жалобе администрации муниципального образования - Рыбновского муниципального района Рязанской области на решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 17 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление ФИО2 удовлетворено.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Лукашевича В.Е.,объяснения представителей административного ответчика - муниципального образования - Рыбновского муниципального района Рязанской области по доверенности ФИО3 и
ФИО4, административного истца ФИО2 и ее представителя по доверенности ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в Рыбновский районный суд Рязанской области с административным иском к администрации МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В обоснование заявленных требований административный истец ФИО2 указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:13:0710101:69, общей площадью 631 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, село Новоселки.
На вышеназванном земельном участке ФИО2 решила построить жилой дом.
В связи с этим 15 мая 2020 года административный истец ФИО2 обратилась в администрацию МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома, общей площадью 150 кв. м, на принадлежащем ей земельном участке. Вместе с уведомлением она представила полный комплект документов, предусмотренный ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
25 мая 2020 года администрация МО - Рыбновского муниципального района выдала административному истцу уведомление № от 20 мая 2020 года о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В данном уведомлении администрацией муниципального образования было указано, что параметры индивидуального жилого дома планируемого к строительству на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, не соответствуют п. 13.1.20 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством ФИО6», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1449 от 30 сентября 2019 года, в части размещения жилых домов на земельном участке по линии застройки.
Административный истец считает действия администрации МО - Рыбновского муниципального района по выдаче оспариваемого уведомления незаконными, нарушающими его права как собственника, в том числе на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
Административный истец ФИО2 просила признать незаконным уведомление администрации МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области № от 20 мая 2020 года и обязать администрацию муниципального образования в установленном действующем законодательством порядке рассмотреть вопрос о выдаче запрашиваемого уведомления.
Решением Рыбновского районного суда Рязанской области от 17 сентября 2020 года административный иск ФИО2 удовлетворен.
Суд признал незаконным уведомление № от 20 мая 2020 года о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, и обязал администрацию МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области повторно рассмотреть вопрос о выдаче запрашиваемого уведомления.
В апелляционной жалобе административный ответчик - администрация МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное. Податель жалобы указывает, что при вынесении обжалуемого решения районный суд неправильно определил и не доказал обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда первой инстанции не соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам. Апеллятор также ссылается на то, что в рассматриваемом случае «линия застройки улицы» в исторической части населенного пункта совпадает с существующей красной линией «улично-дорожной сети».
От заинтересованного лица - государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области поступила в письменной форме правовая позиция на апелляционную жалобу, в которой Государственная инспекция отмечает, что установить границу линии застройки не представляет никакой сложности, отступив от красной линии минимальное расстояние в 6 метров, предусмотренное Правилами землепользования и застройки территории МО - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденными решением Думы МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области № 660 от 28 февраля 2017 года. С учетом вышеизложенного, Государственная инспекция считает, что районный суд при рассмотрении настоящего дела неверно применил нормы материального права, это повлекло за собой вынесение незаконного решения. В связи с чем полагает, что оспариваемое ФИО2 уведомление является законным, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика - администрации МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области по доверенности ФИО3 и ФИО4 апелляционную жалобу администрации муниципального образования поддержали, уточнив, что в рассматриваемом случае линия застройки должна проходить на расстоянии 6 метров от красной линии. При этом представитель администрации района - начальник юридического отдела ФИО4 пояснила, что в селе Новоселки Рыбновского района Рязанской области утвержденные в установленном порядке красные линии отсутствуют, исторически сложившихся линий застройки на территории данного села также не имеется.
Административный истец ФИО2 и ее представитель по доверенности
ФИО5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы администрации муниципального образования. Представитель ФИО5 также пояснила, что при вынесении решения судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; исследованы и надлежащим образом оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности; дана правильная оценка приведенным доказательствам; процессуальных нарушений допущено не было. Кроме того, она ссылалась на то, что планируемый к строительству жилой дом размещается между линией застройки и проходящей на расстоянии 40 метров от нее линией ограничения застройки.
Представитель заинтересованного лица - государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 150 и ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в апелляционном порядке в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда, проверив законность и обоснованность постановленного решения, полагает, что оно не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
В соответствии с ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В силу п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Пунктом 13.1.20 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством ФИО6», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1449 от 30 сентября 2019 года, установлены требования градостроительных регламентов к размещению жилых домов на земельном участке: жилые дома должны располагаться по линии застройки, за домом - хозяйственные постройки, далее сад и огород; все строения на земельных участках должны размещаться между линией застройки и проходящей на расстоянии 40 метров от нее линией ограничения застройки.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 631 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденным решением Думы муниципального образования - Рыбновского муниципального района Рязанской области № 660 от 28 февраля 2017 года, земельный участок административного истца с кадастровым номером № находится в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж).
Таким образом, противоречий между разрешенным использованием вышеназванного земельного участка и предполагаемым правовым режимом его использования не имеется. При этом необходимо соблюдать требования к градостроительным регламентам, установленные Приказом Минкультуры России № 1449 от 30 сентября 2019 года.
Из градостроительного плана, выданного 25 июня 2018 года отделом архитектуры и градостроительства администрация МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области №, следует, что на земельном участке ФИО2 с кадастровым номером № допустимо строительство жилого дома.
15 мая 2020 года административным истцом ФИО2 в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации представлено в компетентный орган сообщение в виде уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, общей площадью 150 кв. м.
Вместе с тем, 25 мая 2020 года административным ответчиком администрацией МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области выдано административному истцу уведомление № от 20 мая 2020 года о несоответствии указанных в его уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В данном уведомлении администрацией муниципального района было отмечено, что параметры индивидуального жилого дома планируемого к строительству на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0710101:69, расположенном по адресу: <адрес>, не соответствуют пункту 13.1.20 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством ФИО6», утвержденных Приказом Минкультуры России № 1449 от 30 сентября 2019 года, в части размещения жилых домов на земельном участке по линии застройки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление должно содержать предельно ясный ответ с указанием возможного расположения жилого дома либо содержать категоричный отказ в его строительстве. В свою очередь представленное администрацией муниципального образования уведомление о несоответствии указанных в уведомлении административного истца о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не соответствует требованиям, предъявляемым к таким документам. При этом ответ о том, что параметры жилого дома не соответствуют требованиям градостроительных регламентов, в части расположения дома не по линии застройки является немотивированным, не позволяющим усмотреть способы устранения недостатков. Как верно было отмечено стороной административного истца, в уведомлении о несоответствии не разъяснено, где именно проходит «линия застройки». В связи с этим районный суд пришел к выводу о том, что, получив подобный ответ на уведомление о планируемом строительстве жилого дома, созданы препятствия к осуществлению административным истцом своего права, в частности, на получение разрешения на строительство в соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст.51 ГрК РФ. Установив отсутствие обоснования доводов уведомления № от 20 мая 2020 года и доказательств законности выводов административного ответчика, суд первой инстанции принял решение об удовлетворении административного иска ФИО2
С таким решением судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда соглашается в силу следующего.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Порядок подготовки и утверждения градостроительной документации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике № 18-30 от 6 апреля 1998 года (далее - Инструкция РДС 30-201-98).
Согласно п. 3.8 Инструкции РДС 30-201-98 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.
В силу п. 4.1 и п. 4.2 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта и разбивочного чертежа красных линий.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (п. 4.3 Инструкции РДС 30-201-98).
Разделом 5 Инструкции РДС 30-201-98 установлены требования к содержанию по оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий.
План красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации», утвержденной Госстроем России Постановлением № 18-58 от 22 декабря 1993 года (п. 5.1 Инструкции РДС 30-201-98).
На разбивочном чертеже красных линий отражается, графическая информация. Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами, включая в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м).; дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки (п. 5.3 Инструкции РДС 30-201-98).
Разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, пояснительные надписи, облегчающие чтение чертежа: «зеленые насаждения», «линия застройки» (надпись делается со стороны застроенной территории), «техническая зона» и др. (п. 5.4 Инструкции РДС 30-20198).
На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов и т.д. (п. 5.7 Инструкции РДС 30-201-98).
Вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ административным ответчиком администрацией МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии со стороны административного истца ФИО2 нарушений п. 13.1.20 Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам. В частности, не представлены имеющие юридическую силу документы, подтверждающие установление линии застройки и (или) красной линии, либо свидетельствующие об исторически сложившейся линии застройки на территории села Новоселки Рыбновского района Рязанской области, возле места планируемого строительства жилого дома.
Более того, в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика указал на отсутствие в селе Новоселки Рыбновского района Рязанской области утвержденных в установленном порядке красных линий и исторически сложившихся линий застройки.
При таких обстоятельствах ссылки административного ответчика и заинтересованного лица на то, что установить линию застройки в рассматриваемом случае не представляет никакой сложности, отступив от красной линии минимальное расстояние в 6 метров, являются несостоятельными. К тому же Правила землепользования и застройки территории муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области предусматривают, что отступ от красной линии до линии застройки при новом строительстве должен составлять не менее 6 метров.
Доводы административного ответчика администрации МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области, изложенные в апелляционной жалобе, связаны с ее несогласием с выводами суда первой инстанции и основаны на ином толковании норм действующего законодательства, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда.
По итогам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования - Рыбновского муниципального района Рязанской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий -
Судьи: