ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-535/2022 от 17.08.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Щеглова А.В. № 33а-7763

Докладчик: Бегунович В.Н. (№ 2а-535/2022)

(42RS0040-01-2022-000057-55)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«17» августа 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Бегуновича В.Н.,

судей Пронченко И.Е., Гульновой Н.В.

при секретаре Климове И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску Жижиной Людмилы Павловны к Комитету по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Таштагольского муниципального района об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка

по апелляционной жалобе представителя КУМИ Таштагольского муниципального района Большаковой Е.Н. на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

Жижина Л.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к КУМИ Таштагольского муниципального района об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Требования мотивированы тем, что Жижина Л.П. является получателем мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и в силу закона имеет право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов для целей индивидуального жилищного строительства.

31.03.2022 Жижина Л.П. обратилась в МФЦ Таштагольского района с пакетом документов, который необходим для предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

19.04.2022 ею получен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне реки.

Полагает, что данный отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным, поскольку действующее законодательство носит только ограничительный характер в отношении земельных участков, находящихся в зонах с особыми условиями использования, не запрещая предоставление расположенных в таких зонах земельных участков в аренду.

Сам по себе факт расположения испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления участка в заявленных административным истцом целях - для индивидуального жилищного строительства. В границах данной зоны с особыми условиями использования территории ограничения использования земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства не установлены.

При таких обстоятельствах, по мнению истицы, у КУМИ Таштагольского муниципального района отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на его расположение в водоохраной зоне, а также в иной зоне с особыми условиями использования территории.

Жижина Л.П. просила суд признать отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от 19.04.2022 № 333 незаконным; обязать устранить допущенные нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления от 31.03.2022.

Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2022 года требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель КУМИ Таштагольского муниципального района Большакова Е.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах водоохранной зоны, его предоставление истице невозможно.

На апелляционную жалобу Жижиной Л.П. принесены возражения.

Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом, не явились, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расположение спорного земельного участка в водоохранной зоне реки само себе не является безусловным основанием для отказа в его предоставлении, а в оспариваемом решении КУМИ Таштагольского муниципального района не приведены какие-либо конкретные причины невозможности предоставления истице земельного участка для жилищного строительства.

Судебная коллегия согласна с такими выводами суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Жижина Л.П. является получателем мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» с 25.01.2007.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 2-1 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 N 135-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов в границах населенного пункта для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства имеют ветераны труда.

Таким образом, в силу приведенных положений закона истица имеет право на первоочередное приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов для целей индивидуального жилищного строительства.

31.03.2022 Жижина Л.П. обратилась в МФЦ Таштагольского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного в <адрес> (кадастровый квартал ), приложив к заявлению документ, подтверждающий статус ветерана труда и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 19.04.2022 №333 КУМИ Таштагольского муниципального района отказало Жижиной Л.П. в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка на основании подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне реки.

При подготовке данного ответа КУМИ Таштагольского муниципального района был направлен межведомственный запрос в отдел архитектуры и градостроительства администрации Таштагольского муниципального района по вопросам, имеющим юридическое значение для согласования предоставления земельного участка Жижиной Л.П. исходя из схемы расположения земельного участка.

Согласно ответу от 05.04.2022 № 243-22 отдела архитектуры испрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, предназначенной, в том числе для такой застройки. В ответе приведены возможные основные виды разрешенного использования, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, указано также, что образуемый земельный участок находится в водоохранной зоне. В ответе также указано, что утверждение проекта планировки территории, положение об особо охраняемой территории в отношении испрашиваемого земельного участка отсутствуют.

В силу подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).

Согласно части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

В силу части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Исходя из приведенных положений закона суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что само по себе расположение испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне реки еще не влечет запрета его предоставления в целях индивидуального жилищного строительства, что использование такого земельного участка в указанных целях может быть обеспечено при соблюдении определенных водоохранных мероприятий.

При таких обстоятельствах суд правомерно указал на то, что в оспариваемом решении КУМИ Таштагольского муниципального района фактически не приведены предусмотренные законом основания для отказа истице в предоставлении земельного участка.

При этом административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы правильных выводов суда не опровергают и не влекут отмену решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «22» августа 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: