ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-537/2021 от 01.06.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Гаврилец К.А. № 2а-537/2021

Докладчик Теплякова И.М. № 33а-4462/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 01 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Тепляковой И.М.,

судей Кошелевой А.П., Шумовой Н.А.,

при секретаре Париновой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора города Новосибирска Сивака Р.А. и апелляционной жалобе командира войсковой части 3733 Шестакова А.С. на решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 28 января 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Новосибирска о признании незаконным разрешения на строительство.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., объяснения представителя административного истца прокуратуры г. Новосибирска Тимониной Д.С., представителей прокуратуры Новосибирской области Юрченковой С.И., Тимоховой М.К., представителей административного ответчика мэрии г. Новосибирска Андреева И.В., Ворониной У.А., представителя заинтересованного лица Войсковой части 3733 Гаськова М.Н., представителя заинтересованного лица ООО «Квартал Авиатор. Новосибирск. Специализированный застройщик» Головкиной И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокуратура города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным выданное мэрией г. Новосибирска ООО «Квартал Авиатор. Новосибирск. Специализированный застройщик» разрешение от 09.07.2020 № 54-Ru54303000-145-2020 (с учетом внесенных в него изменений от 20.07.2020 №54-Ru54303000-145и-2020).

В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой города проверено исполнение мэрией г. Новосибирска градостроительного законодательства при выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в границах приаэродромной территории.

Установлено, что 09.07.2020 мэрией города ООО «ПИЛЛАР» выдано разрешение № 54-Ru54303000-145-2020 на строительство блок-секции 4, 5, 6, 7 многоквартирного дома № 1 (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях многоквартирного дома, автостоянкой в осях А1-А24/АА-АЛ-I этап строительства многоквартирного дома № 1 (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях многоквартирного дома, автостоянкой (далее - жилой дом, объект).

Строительство жилого дома предусмотрено на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033545:846, расположенном на минимальном удалении 1,51 км от контрольной точки аэродрома Новосибирск «Гвардейский».

С 29.11.2019 полномочиями по согласованию размещения объектов в границах полос воздушных подходов, зоны ограничения строительства по высоте, санитарно-защитной зоны аэродрома Новосибирск (Гвардейский) обладает войсковая часть 3733 (распоряжение директора Росгвардии от 29.11.19 №1/844-р).

Учитывая, что жилой дом входит в границы приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Гвардейский), согласование строительства объекта войсковой частью 3733 являлось обязательным.

С целью получения разрешения на строительство ООО «ПИЛЛАР» 03.07.2020 обратилось в управление архитектурно-строительной инспекции мэрии г. Новосибирска с соответствующим заявлением, с которым предоставило письмо от 05.02.2020 № 145-20 командира войсковой части 3733, из содержания которого следует, что строительство объекта не представляется возможным, поскольку уровень шума на участке строительства при выполнении полетов вертолетов днем и ночью будет превышать предельный уровень шума.

Таким образом, командир войсковой части 3733 строительство объекта в приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Гвардейский) не согласовал, что подтверждается поступившими в прокуратуру города 16.08.2020 и 25.08.2020 жалобами войсковой части. Отказ в согласовании строительства ООО «ПИЛЛАР» не обжалован.

С учетом изложенного, разрешение на строительство от 09.07.2020
№ 54-Ru54303000-145-2020 в нарушение требований закона выдано мэрией города в отсутствие надлежащего согласования строительства жилого дома на приаэродромной территории с уполномоченной организацией.

Незаконные действия мэрии города при выдаче разрешения на строительство привели к возникновению у застройщика права привлекать денежные средства участников долевого строительства, в том числе граждан ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой города мэру г.Новосибирска 25.09.2020 внесено представление, в удовлетворении требований которого отказано (ответ от 30.10.2020 № 01/40/06201). В связи с чем, прокурор обратился в суд.

Решением Заельцовского районного суда города Новосибирска от 28.01.2021 в удовлетворении административного иска отказано.

С указанным решением суда не согласились прокурор города Новосибирска Сивак Р.А. и командир войсковой части 3733 ФИО1

В апелляционном представлении со ссылками на подп. 3 п. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абз. 6 п. 2, п. 8 приложения № 1 приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», п. 1.2 Приказа Роспотребнадзора от 01.12.2017 №1117 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 №224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» указано, что до установления в предусмотренном законом порядке приаэродромной территории законодатель предусмотрел необходимость получения застройщиком согласия представителя аэродрома на основании положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти.

Также указано, что управление архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска при рассмотрении представленных обществом документов было обязано оценить их на соответствие ограничениям, установленным воздушным законодательством, в том числе на предмет согласования войсковой частью 3733 строительства объекта в приаэродромной территории аэродрома Новосибирск «Гвардейский», выданного при наличии положительного заключения органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор. Отказ войсковой части 3733, изложенный в письме от 05.02.2020 № 145-20, являлся безусловным основанием для отказа мэрией города в выдаче застройщику разрешения на строительство многоквартирного дома.

Кроме того, указано, что представленные застройщиком в УАСИ подготовленные ООО «СИБЭКСПЕРТ» заключения от 03.06.2020 № 540-п, 541-п и 543-п противоречат требованиям закона, что подтверждается пояснениями свидетелей в судебном заседании. Достоверные данные, подтверждающие, что строительство объекта на земельном участке соответствует установленным законом ограничениям и не представляет угрозы жизни и здоровью граждан в соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ мэрией города не представлены.

В апелляционной жалобе командир войсковой части 3733 ФИО1 указывает на несогласие с выводом суда о том, что при рассмотрении заявления ООО «Пиллар» (правопредшественник ООО «Квартал Авиатор. Новосибирск. Специализированный застройщик») управление архитектурно-строительной инспекции для получения разрешения на строительство в силу прямого указания закона (ч. 10 ст. 51 ГрК РФ) не имеет право требовать иные документы, за исключением документов, указанных в части 7 статьи 51 ГрК РФ.

Не согласен с тем, что застройщик представил все необходимые документы, указанные в части 7 статьи 51 ГрК РФ, что у мэрии города Новосибирска отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта.

Полагает ошибочным вывод суда о том, что такие документы как согласование размещения объекта капитального строительства с войсковой частью 3733, в ведении которой находится аэродром Новосибирск «Гвардейский», и положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области при выдаче разрешения на строительство объекта являются не обязательными и могут не предоставляться застройщиком при получении разрешения на строительство. Воздушным законодательством на уровне нормативного регулирования определено, что жилищное строительство без согласования с собственником аэродрома в приаэродромной территории создает угрозу безопасности полетов, в силу чего введен прямой запрет на его осуществление на такой территории. Требование федерального воздушного законодательства в указанной части имеет императивный характер и не подлежит произвольному толкованию.

Кроме того, не согласен в выводами суда о том, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о приаэродромной территории, говорит об ее отсутствии. Наличие на территории муниципального образования аэродрома, - даже в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах приаэродромной территории, определённой окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома, как зоны с особыми условиями использования территории, - не свидетельствует о том, что спорный земельный участок не входит в соответствующую зону и его правовой режим не определен (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 №1882/09, от 24.09.2013 №17867/12).

Также не согласен с выводами суда о том, что согласно информации об аэродроме Новосибирск (Гвардейский), как аэродроме государственной авиации, на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации на карте (схеме) отображены лишь границы полос воздушных подходов аэродрома. На данной схеме и в пояснительной записке к ней обозначена также приаэродромная территория, которая имеет форму прямоугольника с размерами 30 км на 20 км и описана координатами.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату выдачи оспариваемых разрешений на строительство) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (ч. 10 ст. 51 ГрК РФ).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Положениями части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предметом государственной или негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ, п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

В силу п. 24 ст. 106 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон N 135-ФЗ) приаэродромная территория отнесена к числу зон с особыми условиями использования территорий, перечисленных в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса.

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, действующей в редакции Закона N 135-ФЗ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением об установлении приаэродромной территории на ней вводятся ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.В силу статьи 1 Закона N 135-ФЗ на приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 указанной статьи).Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов государственной авиации является Министерство обороны Российской Федерации.Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «ПИЛЛАР» (правопредшественник ООО «Квартал Авиатор. Новосибирск. Специализированный застройщик») обратилось в мэрию города Новосибирска с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Согласно ч. 7 ст.51 ГрК РФ представлены документы: выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 54:35:033545:846 от 08.05.2020, подтверждающая право заявителя на указанный земельный участок, результат инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрКРФ проектной документации, разработанной ООО «Гражданпроект» в 2020 году; положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 22.06.2020, 19.10.2020, выданные ООО «Эксперт-Проект».09.07.2020 мэрией г. Новосибирска выдано разрешение № 54-Ru54303000-145-2020 на строительство блок-секции 4, 5, 6, 7 многоквартирного дома № 1 (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях многоквартирного дома, автостоянкой в осях А1-А24/АА-АЛ-I этап строительства многоквартирного дома № 1 (по генплану) с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях многоквартирного дома, автостоянкой на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033545:846.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое прокурором г. Новосибирска решение органа местного самоуправления принято мэрией г. Новосибирска в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оснований, установленных указанной нормой права, для отказа в выдаче разрешения на строительство у административного ответчика не имелось. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.Доводы апелляционной жалобы о том, что застройщиком не получено согласование с размещения объекта капитального строительства с войсковой частью 3733, в ведении которой находится аэродром Новосибирск «Гвардейский», а также о том, что спорный объект расположен в границах приаэродромной территории, отклоняются, исходя из следующего. В соответствии с Воздушным кодексом РФ приаэродромная территория аэродрома «Гвардейский» не установлена. Статьей 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона обязаны разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года, в целях согласования размещения в границах приаэродромных территорий объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о границах приаэродромных территорий в Единый государственный реестр недвижимости. Опубликование указанных сведений осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. /ч.1/.2. До дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в случае отсутствия на 1 января 2016 года указанного в части 1 настоящей статьи описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости. Указанные карты (схемы) подлежат согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия описания местоположения границ полос воздушных подходов на аэродромах, описания местоположения границ санитарно-защитных зон аэродромов и ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в таких границах установленным требованиям). Согласование указанных карт (схем) или отказ в их согласовании подлежит представлению в указанные федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проектов указанных карт (схем). В случае непредставления согласования указанных карт (схем) или непредставления отказа в их согласовании в установленный срок указанные карты (схемы) считаются согласованными. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проектов указанных карт (схем), утверждается Правительством Российской Федерации.3. До установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации;

3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

4. Указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 135-ФЗ описание местоположения границ приаэродромной территории в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года и в настоящее время не внесено.

Земельный участок с кадастровым номером 54:35:033545:846 относится к территориальной зоне «Зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1)», в пределах которой установлена «подзона делового, общественного и коммерческого назначения с объектами различной плотности жилой застройки (ОД- 1.1)». Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 54:35:033545:846 относится к категории земель населенных пунктом и имеет вид разрешенного использования: «среднеэтажная жилая застройка (2.5) многоквартирные среднеэтажные дома; автостоянки; объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного среднеэтажного дома, если общая площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 20 % общей площади помещений дома; многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6) - многоквартирные многоэтажные дома; автостоянки; объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного многоэтажного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15 % от общей площади дома; коммунальное обслуживание (3.1) - трансформаторные подстанции; распределительные пункты; стоянки».

Прокурор в обоснование требований административного иска и доводов жалобы ссылался на ч. 3 ст. 4 Закона № 135-ФЗ, утверждение карты (схемы) отображения границ воздушных подходов, санитарно-защитной зоны и зоны ограничения строительства по высоте аэродрома «Гвардейский».

Согласно указанной норме закона согласование предусмотрено в границах, указанных в части 1 статьи 4 Закона (таковые границы отсутствуют) или указанных в части 2 статьи 4 Закона полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов.

Сторонами по делу не оспаривалось и подтверждается картой (схемой) границ полос воздушных подходов тот факт, что строительство на основании оспариваемого разрешения предусмотрено вне пределов границ полос воздушных подходов аэродрома «Гвардейский».

Судебной коллегией в целях всестороннего исследования доказательств согласно ч. 3 ст. 62, ч. 1 ст. 63 КАС РФ и проверки доводов апелляционных жалоб согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ была истребована карта (схемы) отображения границ воздушных подходов, санитарно-защитной зоны и зоны ограничения строительства по высоте аэродрома «Гвардейский», утвержденная Губернатором Новосибирской области ФИО2 в 2018 году.

Согласно данной схеме фактически установлены границы полос воздушных подходов и границы зоны ограничения строительства по высоте.

Таким образом, санитарно-защитная зона аэродрома «Гвардейский» в предусмотренном законом порядке не установлена.

Изложенное, в свою очередь, исключает применение ч. 3, 4 ст. 4 Закона №135-ФЗ в части получения согласования с уполномоченной организацией (органом) и санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Из письма Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области от 02.04.2020 следует, что выдача санитарно-эпидемиологического заключения в части реализации положений Закона 135-ФЗ возможна лишь при установлении в предусмотренном законом порядке приаэродромных территорий, полос воздушных подходов, санитарно-защитных зон. Не допустима инициация процедуры согласования размещения указанных в ч. 3 ст. 4 Закона № 135-ФЗ объектов в случаях несоблюдения условий определения размещения соответствующих объектов в границах, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона приаэродромных территорий или указанных в ч. 2 ст. 4 Закона полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов. Оказание государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений в части реализации положений Закона № 135-ФЗ возможно лишь при условии соблюдения условий, предусмотренных в ч. 1 или 2 ст. 4 Закона № 135-ФЗ. В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ № ДК-П9-427 от 29.01.2018 Минтранс России, Минобороны России, Минпромторг России при отсутствии на вышеуказанных картах (схемах) границ санитарно-защитных зон аэродромов в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона № 135-ФЗ необходимо обеспечить согласование размещения объектов капитального строительства на предмет соответствия ограничениям, установленным в границах полос воздушных подходов аэродромов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, без предоставления санитарно-эпидемиологических заключений. (л.д. 109-112 т.1).

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии обязанности застройщика по согласованию строительства на основании санитарно-эпидемиологического заключения в порядке ч. 3, 4 ст. 4 Закона № 135-ФЗ.

Представитель войсковой части 3733 в суде апелляционной инстанции пояснил, что строительством объекта права войсковой части не нарушаются, при предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора согласование застройщику было бы выдано.

О возможности согласования также указано в письме командира войсковой части 3733 в мэрию г. Новосибирска от 17.09.2020 (л.д. 242 т.1).

Согласно письму командира Войсковой части 3733 от 05.02.2020 угрозу безопасности полетов строительство многоквартирного дома не представляет.

Застройщиком было представлено в мэрию заключение аккредитованной организации ООО «СИБЭКСПЕРТ» от 08.07.2020 по результатам инструментальных замеров по уровню шума, качеству атмосферного воздуха, уровню электромагнитного излучения, согласно которому строительство и размещение многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033545:846 по ул. Аэропорт соответствует требованиям СП 2.1.8.3565-19, СП 2.2.4/2.1.8.562-96, ГН 2.1.6.3492-17, ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07, СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, СП 2.6.1.2612-10, СанПиН 2.6.1.2523-09, СанПиН 2.6.1.2800-10, СанПиН 2.1.7.1287-03, СанПиН 2.2 Л/2/1.1.1076-01.

При этом материалы дела не содержат допустимых и достаточных доказательств того, что строительство многоквартирного дома может угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи работе аэродрома.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Указанной совокупности по делу не установлено.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц выдачей оспариваемого заключения на строительство, в том числе обращений граждан в органы прокуратуры, проводимых по ним проверок.

Мэрией г. Новосибирска представлена информация начальника управления по работе с обращениями граждан и организаций мэрии г. Новосибирска от 28.05.2021, согласно которой жалоб от граждан на превышение допустимого уровня шума на территории улицы Аэропорт, негативно влияющего на здоровье или аналогичных жалоб от участников долевого строительства, заключивших договоры с ООО «Квартал Авиатор. Новосибирск. Специализированный застройщик», в мэрию города Новосибирска в 2020-2021 г.г. не поступало.

ООО «Квартал Авиатор. Новосибирск. Специализированный застройщик» представил в суд апелляционной инстанции информацию с официального сайта застройщика, из которой следует, что участники долевого строительства проинформированы об административном иске прокурора г. Новосибирска, приостановлении строительства.

Самостоятельно за судебной защитой прав указанные граждане не обратились.

Судебная защита нарушенного или оспариваемого права должна быть направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление. Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, включает право получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод. Признание незаконным указанного разрешения на строительство не направлено на восстановление прав неопределенного круга лиц.

Прокурор не лишен возможности в целях приведения в соответствие с установленным законодательством порядком осуществления строительства в приаэродромных территориях инициировать процедуру соблюдения уполномоченными органами и организациями требований, установленных в ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона № 135-ФЗ, ст. 47 Воздушного кодекса РФ.

Избранный способ защиты не отвечает принципу соразмерности и обеспечения баланса интересов сторон, в том числе с учетом начатой мэрией г. Новосибирска и Министерством строительства Новосибирской области процедуры перемещения аэродрома «Гвардейский» и освоения оставшейся территории.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, представления не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска 28 января 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Новосибирска, апелляционную жалобу Войсковой части 3733 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи