ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5382/20 от 16.02.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Малахов С.Л.

Докладчик Кошелева А.П.

№ 2а-5382/2020

№ 33а-1904/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 16 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Деменковой Ю.Г., Тепляковой И.М.

при секретаре Париновой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 18 ноября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда и социального развития Новосибирской области о признании незаконным решения государственного органа.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Министерства труда и социального развития Новосибирской области – Саулиной К.С., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решение Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 08.07.2020 об отказе в принятии предложения организатора добровольской (волонтерской) деятельности и причины, послужившие основанием для принятия такого решения.

В обоснование требований указано, что в порядке статьи 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» истец обратился в Министерство труда и социального развития Новосибирской области с предложением о проведении вебинара «Военный заем 1942-1945». Решением от 08.07.2020 административный ответчик отказал в проведении вебинара.

Оспариваемым решением нарушен пункт 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями".

Мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводилось во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета РФ в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия административного истца на территории региона. Благотворители г. Москвы могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи государства.

Административным ответчиком нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 18.11.2020 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С указанным решением суда не согласилось Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности», в апелляционной жалобе представителем изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на неисполнение судом требований процессуального закона, изложенных в статье 135 КАС РФ.

Решение суда противоречит изменениям в Конституции РФ, одобренным в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Административный ответчик допустил превышение предоставленных ему законом полномочий и использовал их вопреки законной цели.

Судом первой инстанции не проанализированы нормы, регламентирующие деятельность благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций.

Вопреки выводам суда, административный истец наделен правом на обращение в суд с настоящим административным иском.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.

Как следует из материалов дела, Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» является некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Административный истец обратился в Министерство труда и социального развития Новосибирской области с предложением от 29.06.2020 № 05425 о проведении вебинара «Военный заем 1942-1945» для целевой аудитории, определенной Перечнем поручений Президента Российской Федерации и распоряжением Правительства от 25.09.2017 № 2039-р; от 15.11.2019 № 2705-р; от 27.12.2018 № 2950-р. Указано, что мероприятие проводится на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе продолжительностью 2 академических часа кандидатом педагогических наук, почетным работником общего образования РФ, автором изобретений, с опытом работы в сфере добровольчества более 20 лет. Дополнительная информация о мероприятии и организаторе добровольческой деятельности размещена на официальном сайте организации.

08.07.2020 Министерством дан ответ на обращение, в котором указано, что Министерством в процессе реализации социальных проектов и программ осуществляется неформальное обучение и информирование социально незащищенных групп населения, профессиональное обучение и предоставление дополнительного профессионального образования, в том числе во взаимодействии с общественными и социально ориентированными некоммерческими организациями. В рамках своих полномочий Министерство не осуществляет содействие в популяризации финансовых деловых игр для любых социальных групп населения. Принять участие в вебинаре «Военный заём 1942-1945» граждане могут самостоятельно путем регистрации на сайте, указанном организатором.

Согласно ст. 17.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 17.4 названного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.2,3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);

д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

На основании пункта 6 Порядка взаимодействия Министерства труда и социального развития Новосибирской области, подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 11.03.2019 № 214, взаимодействие осуществляется в следующих формах:

1) обмен информацией, необходимой для популяризации добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) оказание консультационной, информационной, методической и иной поддержки организаторам добровольческой деятельности и добровольческим организациям;

3) информирование организаторов добровольческой деятельности и добровольческих организаций о мерах государственной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, предоставляемых в соответствии с законодательством;

4) содействие в организации участия организаторов добровольческой деятельности и добровольческих организаций в мероприятиях, проводимых на территории Новосибирской области.

С учетом приведенных положений закона о формах взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с волонтерскими организациями, а также содержания обращения от 29.06.2020, поступившего от административного истца административному ответчику, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности ответа на обращение от 08.07.2020, которое прав и интересов административного истца не нарушает.

Таким образом, предусмотренная ч.2 ст. 227 КАС РФ совокупность условий для удовлетворения административного иска по настоящему делу отсутствует.

Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника или через веб-приложение (Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.11.2015 № 362).

Как верно указано Министерством, принять участие в заявленном вебинаре граждане могут самостоятельно путем регистрации на сайте, указанном организатором. Такой формы взаимодействия государственного органа в организатором добровольческой деятельности и добровольческими организациями как проведение вебинара в законе не предусмотрено. Из содержания поданного истцом обращения не ясно, о какой форме взаимодействия, кроме проведения вебинара, просит истец.

Доводы апеллянта со ссылками на нормативные акты, регламентирующие деятельность благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций, выводы суда первой инстанции не опровергают, поскольку не устанавливают обязанность ответчика осуществить взаимодействие в заявленной истцом форме.

Выводы суда со ссылками на статьи 38,40 КАС РФ сделаны применительно к установлению обстоятельств отсутствия нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемым ответом в указанном в иске аспекте. Предметом оспаривания является ответ на обращение административного истца, потому нарушенными могут являться права заявителя, а не неограниченного круга лиц. Вместе с тем, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым ответом не представлено.

Нарушений требований ст. 135 КАС РФ, являющихся основанием к отмене судебного акта, по делу не допущено.

Административный истец, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание 18.11.2020 не явился, возражения на иск были представлены административным ответчиком непосредственно в судебном заседании 18.11.2020. Предоставление ответчиком возражений на иск не является предусмотренным законом основанием для отложения судебного разбирательства с целью их направления другим лицам, участвующим в деле, не явившимся в судебное заседание. Получив извещение 22.10.2020 о судебном заседании 18.11.2020, ходатайств к суду, в том числе о направлении определения о подготовке дела в случае его неполучения, административным истцом заявлено не было.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска не опровергают, основаны на неверном понимании норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, иной оценке представленных в дело доказательств, оснований к чему не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи