ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5396/20 от 09.12.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Успун И.И. Дело № 2а-5396/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 9 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Кунгаа Т.В.,

судей Болат-оол А.В., Железняковой С.А.,

при секретаре Донгак О.Ч.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хомушку Ч.Д., Ооржак Н.С. к мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла о признании несостоявшимися и недействительными публичных слушаний (общественных обсуждений) по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», назначенных распоряжением мэрии г. Кызыла от 20 августа 2020 года № 557-р, по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков – Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла Март-оола А.В., мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., представителя административного ответчика Кудерек Ч.Д., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения административного истца Хомушку Ч.Д.,

УСТАНОВИЛА:

Хомушку Ч.Д. и Ооржак Н.С. обратились в суд с вышеуказанным административным иском к административным ответчикам, указав, что 20 августа 2020 года распоряжением № 557-р мэрии г. Кызыла утверждён график проведения общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Считают, что сроки проведения общественных обсуждений мэрией г. Кызыла нарушены, поскольку сроки проведения обсуждений продлены без принятия распоряжения мэрией г. Кызыла. Нарушены положения пункта 2 распоряжения от 20 августа 2020 года №557-р, результаты общественных обсуждений не оглашены и не размещены на официальном сайте муниципалитета. В соответствии с графиком проведения общественных обсуждений указано, что приём и рассмотрение предложений и замечаний к проекту планировки территории «Вавилинский затон» до 7 сентября 2020 года. Однако 3 сентября 2020 года с 9 часов до 17 часов 30 минут, подойдя для подачи замечаний, ознакомления с материалами, группа граждан обнаружила, что специалисты в кабинетах 4, 5, 8, а также в приёмной не обладают информацией об общественных обсуждениях, ссылаются на главного архитектора. В Департаменте архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла они не получили ответа, когда будет организовано собрание, каким образом возможно заявить о своих претензиях, а также в материалах, опубликованных на официальном сайте, невозможно распознать ни кадастровые номера участков, ни установить местонахождение участка 17:18:014001:994, который планируется застраивать по плану муниципалитета. Застройка или планирование на участках 17:18:0104001:994, 17:18:1503003:3161 не представляется возможным в связи с тем, что они уже застроены и заняты гражданами для садоводческой деятельности и индивидуального жилищного строительства. Просили признать несостоявшимися и недействительными публичные слушания (общественные обсуждения) по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», назначенные распоряжением мэрии г. Кызыла от 20 августа 2020 года № 557-р.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года административное исковое заявление Хомушку Ч.Д. и Ооржак Н.С. удовлетворено. Суд признал несостоявшимися и недействительными публичные слушания по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», назначенные распоряжением мэрии г. Кызыла от 20 августа 2020 года № 557-р.

В апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла Март-оола А.В. содержится просьба об отмене решения судьи. В обоснование доводов заявитель указывает, что проект планировки территории г. Кызыла в местечке «Вавилинский затон» утверждён постановлением мэрии г. Кызыла от 11 ноября 2020 года № 619 по результатам общественных обсуждений, в ходе проведения которых нарушений допущено не было. Результаты общественного обсуждения носят рекомендательно-информационный характер.

Представитель административного ответчика - мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. также подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение в связи с нарушением норм процессуального и материального права, ссылаясь на то, что мэрия г. Кызыла и Департамент архитектуры и градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла не были извещены о дате и времени судебного заседания, состоявшегося 5 ноября 2020 года. В материалах дела отсутствуют протокол судебного заседания и аудиопротокол от 5 ноября 2020 года. В материалах дела имеются возражения административного истца на отзыв мэрии г. Кызыла и дополнительные доказательства в виде протокола осмотра доказательств, выданных нотариусом Доржу Э.К. Однако суд не устанавливал факт направления истцом представленных возражений и доказательств административным ответчикам и не предоставил возможность мэрии г. Кызыла ознакомиться с письменным возражением и доказательствами, а истец в адрес мэрии г. Кызыла указанные документы не направлял. Кроме того, мэрией г. Кызыла в материалы дела был представлен отзыв с приложением документов, на которые она ссылалась в своем отзыве, однако суд не дал оценку доводам административного ответчика. Мэрией г. Кызыла принято постановление от 17 сентября 2018 года № 1086 «О разработке проекта планировки территории местечка «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Данное решение опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» 19 сентября 2018 года. Проект планировки территории «Вавилинский затон» разработан ООО «Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» г. Ростов-на-Дону. 20 августа 2020 года распоряжением мэрии г. Кызыла № 557-р утверждён график проведения общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон». По результатам общественных обсуждений составлен протокол общественных обсуждений и заключение от 24 сентября 2020 года, которые опубликованы на сайте мэрии г. Кызыла. Считает, что сами по себе некоторые недочёты при проведении отдельных процедур подготовки проекта планировки территории, на которые ссылается административный истец, не являются существенным нарушением порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшим на законность оспариваемых действий и влекущим их отмену.

Административный истец Ооржак Н.С., представитель административного ответчика - Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, просила решение суда отменить, пояснив, что у административных истцов отсутствует право на участие в общественных обсуждениях.

Административный истец Хомушку Ч.Д. пояснила, что мэрией г. Кызыла подан против неё иск о сносе самовольной постройки, установлен запрет на строительство.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Процедура проведения общественных обсуждений урегулирована статьёй 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Согласно части 4 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также - сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 6 статьи 5.1 ГрК РФ).

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (часть 11).

Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства (часть 12 статьи 5.1 ГрК РФ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 августа 2020 года мэрией г. Кызыла вынесено распоряжение № 557-р «Об утверждении графика проведения общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Согласно приложению 1 к указанному распоряжению в указанные в нём сроки Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, информационный отдел мэрии г. Кызыла оповещают о начале общественных обсуждений на официальном сайте мэрии г. Кызыла, а также в иных средствах массовой информации; размещают проект планировки территории «Вавилинский затон» и информационных материалов к нему на официальном сайте мэрии г. Кызыла в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в иных средствах массовой информации; Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла проводит экспозицию проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», публикацию материала; осуществляет рассмотрение предложений и замечаний к проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» через электронную почту, а также с 08.30 по 17.30 часов ежедневно через ящик приёма входящей корреспонденции; осуществляет подготовку и оформление протокола общественных обсуждений проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

6 сентября 2020 года на официальном сайте органов местного самоуправления размещена информация, озаглавленная «Публичные слушания», из содержания которой следует, что Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла объявляет о продлении сроков общественного обсуждения проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» до 31 сентября 2020 года.

14 сентября 2020 года Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла утверждает и публикует проект планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

21 сентября 2020 года мэрией г. Кызыла вынесено распоряжение № 631-р «О внесении изменений в распоряжение мэрии г. Кызыл от 20 августа 2020 года №557-р», согласно которому внесено изменение в пункт 7 приложения вместо «14.09.2020» указана дата «24.09.2020». Указанное распоряжение опубликовано в этот же день.

24 сентября 2020 года составлен протокол общественных обсуждений, согласно которому общественные обсуждения проведены с 21 августа по 24 сентября 2020 года, в адрес мэрии г. Кызыла поступило 27 предложений, в том числе предложений с одинаковым содержанием, но от разных адресатов.

Заключение о результатах общественных обсуждений по Проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» вынесено 24 сентября 2020 года. В нём имеются сведения о том, предложения, поступившие от административных истцов Хомушку Ч.Д. и Ооржак Н.С., не рекомендованы к учёту.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что организаторами при проведении общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» нарушены нормы градостроительного законодательства, поскольку общественные обсуждения проведены без допуска и участия явившихся граждан, без учёта их мнения, как заинтересованных лиц.

С указанным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 5.1 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утверждённых документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Из административного иска следует, что административные истцы проживают в городе Кызыле (по ул. **) в микрорайоне «**», зарегистрирована Ооржак Н.С. по ул. **, а Хомушку Ч.Д. по ул. **, все эти улицы города Кызыла расположены на левом берегу реки Енисей, а не на территории Вавилинского затона, расположенного на правом берегу реки Енисей.

Представленные в материалы административного дела членская книжка ДНП «Рассвет», выданная на имя Хомушку Ч.Д., договор субаренды земельного участка от 14 мая 2020 года № 800, протокол общего собрания членов СНТ «Рассвет-9» не подтверждают факт того, что Хомушку Ч.Д. и Ооржак Н.С. являются правообладателями земельного участка, квартиры или дома на территории Вавилинского затона, поскольку членская книжка и протокол общего собрания не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, а договор субаренды от 14 мая 2020 года является ничтожным, поскольку ДНП «Рассвет» прекратило свою деятельность 30 апреля 2020 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 3 декабря 2021 года.

Таким образом, административные истцы по действующему законодательству не могут быть отнесены к участникам общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», у них отсутствует субъективное право на подачу административного иска.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении административных ответчиков о дате и времени судебных заседаний 5 ноября и 22 декабря 2020 года опровергаются материалами дела, в частности расписками о получении судебных повесток (л.д. 17-18 и л.д. 38).

Протокол и аудиопротокол судебного заседания от 5 ноября 2020 года приобщены к материалам дела по результатам заключения служебной проверки по факту отсутствия процессуальных документов в материалах дела № 2а-5396/2020, в связи с чем доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г. Кызыла в указанной части признаются несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Хомушку Ч.Д., Ооржак Н.С..

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи