ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5396/20 от 20.05.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Успун И.И. Дело № 2а-5396/2020

(33а-593/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 20 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Железняковой С.А.,

судей Дулуша В.В. и Салчак А.А.,

при секретаре Ондар Ч.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салчак А.А. административное дело по административному иску Хомушку Ч.Д., Ооржак Н.С. к мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла о признании несостоявшимися и недействительными публичных слушаний (общественных обсуждений) по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», назначенных распоряжением мэрии г. Кызыла № **-р от 20 августа 2020 года по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков – Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла Март-оола А.В., мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Хомушку Ч.Д. и Ооржак Н.С. обратились в суд с вышеуказанным административным иском к административным ответчикам указав, что 20 августа 2020 года распоряжением № **-р мэрии г. Кызыла утвержден график проведения общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Считают, что сроки проведения публичных слушаний мэрией г. Кызыла нарушены. Позже сроки проведения слушаний продлены, без принятия надлежащим образом распоряжения мэрии г. Кызыла. Нарушены положения пункта 2 распоряжения №**-р от 20 августа 2020 года, результаты публичных слушаний не оглашены и не размещены на официальном сайте муниципалитета. В соответствии с графиком проведения общественных обсуждений указано, что прием и рассмотрение предложений и замечаний к проекту планировки территории «Вавилинский затон» до 7 сентября 2020 года. Однако 3 сентября 2020 года с 9 часов до 17 часов 30 минут подойдя для подачи замечаний, ознакомления с материалами, группа граждан обнаружила, что специалисты в кабинетах 4, 5, 8, а также в приемной не обладают информацией о публичных слушаниях, ссылаются на главного архитектора, который в процессе участия не принимал. В Департаменте архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла они не получили ответа, когда будет организовано собрание, каким образом возможно заявитьо своих претензиях, а также в материалах опубликованных на официальном сайте невозможно распознать ни кадастровые номера участков, ни обозначить местонахождение участка **, что планируется застраивать по плану муниципалитета, также невозможность планирования иных объектов в связи с тем, что данные участки заняты, застроены еще с 2013 года и осваиваются по настоящее время. Застройка или планирование на участках **, ** не представляется возможным в связи с тем, что уже застроены и заняты гражданами для садоводческой деятельности и индивидуального жилищного строительства. Просили признать несостоявшимися и недействительными публичные слушания (общественные обсуждения) по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», назначенные распоряжением мэрии г. Кызыла № **-р от 20 августа 2020 года.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года административное исковое заявление Хомушку Ч.Д. и Ооржак Н.С. к мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла о признании несостоявшимися и недействительными публичных слушаний (общественных обсуждений) по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», назначенные распоряжением мэрии г. Кызыла № **-р от 20 августа 2020 года удовлетворено. Судом постановлено признать несостоявшимися и недействительными публичные слушания по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», назначенные распоряжением мэрии г. Кызыла № **-р от 20 августа 2020 года.

В апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла Март-оола А.В. содержится просьба об отмене решения судьи. В обоснование доводов заявитель указывает, что проект планировки территории г. Кызыла в местечке «Вавилинский затон» утвержден постановлением мэрии г. Кызыла от 11 ноября 2020 года № ** по результатам общественных обсуждений, в ходе проведения которых нарушений допущено не было. Результаты общественного обсуждения носят рекомендательно-информационный характер.

Представитель административного ответчика - мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. также подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение в связи с нарушением норм процессуального и материального права, ссылаясь на то, что мэрия г. Кызыла и Департамент архитектуры и градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла не были извещены о дате и времени судебного заседания, состоявшегося 5 ноября 2020 года. В материалах дела не имеется доказательств извещения мэрии г. Кызыла на судебное заседание, состоявшееся 22 декабря 2020 года. Также в материалах дела отсутствуют протокол судебного заседания и аудиопротокол от 5 ноября 2020 года. Согласно протоколу судебного заседания от 22 декабря 2020 года суд в начале рассмотрения дела не устанавливал факт извещения мэрии г. Кызыла, а установил лишь явившиеся стороны и перешел к рассмотрению дела по существу. В материалах дела имеются возражения административного истца на отзыв мэрии г. Кызыла и дополнительные доказательства в виде протокола осмотра доказательств, выданных нотариусом Д. Однако суд не устанавливал факт направления истцом представленных возражений и доказательств административным ответчикам и не предоставил возможность мэрии г. Кызыла ознакомиться с письменным возражением и доказательствами, а истец в адрес мэрии г. Кызыла указанные документы не направлял. Кроме того, мэрией г. Кызыла в материалы дела был представлен отзыв с приложением документов, на которые она ссылалась в своем отзыве, однако суд не дал оценку доводам административного ответчика. Мэрией г. Кызыла принято постановление от 17 сентября 2018 года № ** «О разработке проекта планировки территории местечка «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Данное решение опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» 19 сентября 2018 года. Проект планировки территории «Вавилинский затон» разработан ООО «Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» г. Ростов-на-Дону. 20 августа 2020 года распоряжением мэрии г. Кызыла № **-р утвержден график проведения общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон». По результатам общественных обсуждений составлен протокол общественных обсуждений и заключение от 24 сентября 2020 года, которые опубликованы на сайте мэрии г. Кызыла. Считает, что сами по себе некоторые недочеты при проведении отдельных процедур подготовки проекта планировки территории, на которые ссылается административный истец, не являются существенным нарушением порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшим на законность принятия оспариваемых действий и влекущим их отмену. Полагает, что общественные обсуждения являются лишь составной частью порядка утверждения проекта планировки территории, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта. Указывает, что результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.

Представители административных ответчиков - Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла Март-оол В.К., мэрии г. Кызыла Моннгуш Р.А. в судебном заседании апелляционные жалобы поддержали по указанным в них основаниям, просили решение суда отменить.

При этом представитель мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. пояснила, что суд не провел разграничения между публичными слушаниями и общественным обсуждением, отличающихся по основаниям назначения и предмету, и неправильно применил нормы материального права.

Административные истцы Ооржак Н.С. и Хомушку Ч.Д., возражая против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения.

Ооржак Н.С. в обоснование возражений на апелляционные жалобы пояснила, что мэрия г. Кызыла при решении вопроса о назначении общественных обсуждений в нарушение норм Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» ввела граждан в заблуждение, назначив общественные обсуждения по проекту планировки территории, тогда как должны были быть назначены публичные слушания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 августа 2020 года № **-р вынесено распоряжение мэрии г. Кызыла «Об утверждении графика проведения общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Согласно приложению 1 к указанному распоряжению в указанные в нем сроки Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, информационный отдел мэрии г. Кызыла оповещают о начале общественных обсуждений на официальном сайте мэрии г. Кызыла, а также в иных средствах массовой информации; размещают проект планировки территории «Вавилинский затон» и информационных материалов к нему на официальном сайте мэрии г. Кызыла в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и в иных средствах массовой информации; Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла проводит экспозицию проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», публикацию материала; осуществляет рассмотрение предложений и замечаний к проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» через электронную почту, а также с 08.30 по 17.30 часов ежедневно через ящик приема входящей корреспонденции; осуществляет подготовку и оформление протокола общественных обсуждений проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

06 сентября 2020 года на официальном сайте органов местного самоуправления размещена информация, озаглавленная «Публичные слушания», из содержания которой следует, что Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла объявляет о продлении сроков общественного обсуждения проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» до 31 сентября 2020 года.

14 сентября 2020 года Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла утверждает и публикует проект планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

21 сентября 2020 года № **-р вынесено распоряжение мэрии г. Кызыла «О внесении изменений в распоряжение мэрии г. Кызыл от 20 августа 2020 года №**-р», согласно которому внесено изменение в пункт 7 приложения вместо «14.09.2020» указана дата «24.09.2020». Указанное распоряжение опубликовано в этот же день.

24 сентября 2020 года составлен протокол общественных слушаний, согласно которому в адрес мэрии г. Кызыла поступило 27 предложений, в том числе предложений с одинаковым содержанием, но от разных адресатов.

Заключение о результатах общественных обсуждений по Проекту планировки территории «Вавилинский затон» городской округ «Город Кызыл» вынесено 24 сентября 2020 года.

Согласно части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также - сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 6 статьи 5.1 ГрК РФ).

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (часть 11).

Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства (часть 12).

Как следует из материалов дела, приложение №2 к распоряжению мэрии г. Кызыла №**-р от 20 августа 2020 года не было опубликовано в установленном порядке и сроки, что подтверждается протоколом обследования официального сайта мэрии г. Кызыла от 05 ноября 2020 года, составленным нотариусом Д. заинтересованные лица не имели возможности ознакомиться с указанным приложением.

Поскольку на официальном сайте мэрии г. Кызыла была опубликована информация о проведении общественных обсуждений по проекту планировки территории «Вавилинский затон» до 31 сентября 2020 года, то завершение процедуры обсуждений 24 сентября 2020 года, ранее установленного срока 31 сентября 2020 года, то права заинтересованных лиц на подачу предложений и замечаний нарушены.

Доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемыми действиями административного ответчика не нарушены права административных истцом отклоняются, поскольку административные истцы Ооржак Н.С. и Хомушку Ч.Д. фактически проживают на территории «Вавилинский затон», которая подлежит застройке согласно утвержденной планировке.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении административных ответчиков о дате и времени судебных заседаний 5 ноября и 22 декабря 2020 года опровергаются материалами дела, в частности расписками о получении судебных повесток (л.д. 17-18 и л.д. 38).

Протокол и аудиопротокол судебного заседания от 5 ноября 2020 года приобщены к материалам дела по результатам заключения служебной проверки по факту процессуальных документов в материалах дела № **, в связи с чем доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г. Кызыла в указанной части признаются несостоятельными.

Не направление в адрес административных ответчиков возражения административного истца Ооржак Н.С. на отзыв на административный иск и протокола осмотра доказательств, выданных нотариусом Д. не является существенным нарушением, не привело к принятию неправильного решения, в связи с чем не может являться основанием для отмены по существу правильного решения.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела представитель мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. ознакомилась с материалами административного дела в полном объеме (согласно заявлению от 19 мая 2021 года).

Вопреки доводам апелляционных жалоб, обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения общественных обсуждений, следует из положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 28), а также пункта 10.4 Положения об организации и проведении публичных слушаний в городском округе, согласно которому публичные слушания проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта планировки и межевания или где предполагается формирование нового земельного участка, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Кроме того, частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные (публичные) слушания определены как одна из форм взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Вопреки доводам административных ответчиков, изложенное позволяет сделать вывод о том, что проведение общественных обсуждений по вопросу планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» является обязательным, даже если их результаты (мнение общественности по данному вопросу) носят рекомендательный характер и не предопределяют итог рассмотрения проекта.

Иные доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, распоряжениями мэрии г. Кызыла № **-р от 20 августа 2020 года и № 631-р 21 сентября 2020 года утверждены график проведения и утверждения общественных обсуждений, а не публичных слушаний по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», в связи с чем решение в указанной части подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года изменить, заменив в абзаце втором резолютивной части решения слова «публичные слушания» на слова «общественные обсуждения».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2021 года.

Председательствующий

Судьи