ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-539/20 от 23.12.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0017-01-2020-000680-58 Административное дело 2а- 539/2020

Судья Пичугин В.И. Дело № 33а-13565/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 23 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Гоношиловой О.А., Тертышной В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Муравлевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному искуЧернышова Валерия Николаевича к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействии по организации и проведению аукциона,

по апелляционной жалобе представителя административного истца Чернышова В.Н.- Захарченя О.Н.

на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 28 сентября 2020 года, которым постановлено: в удовлетворении административного иска Чернышова Валерия Николаевича к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействии по организации и проведению аукциона - отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чернышов В.Н обратился в суд с административным иском к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, мотивируя требования тем, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации было опубликовано извещение № <...> от 08.04.2020 г. о возможном предоставлении в аренду земельных участков (форма собственности: неразграниченная), и о приёме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков: площадью 300000 кв.м., кадастровый № <...> и площадью 220000 кв. м, кадастровый № <...>, площадью 640000 кв. м, кадастровый № <...>. Окончание приёма заявок: 11.05.2020г.16:00; в отношении земельного участка площадью 4893 кв.м., кадастровый № <...> - извещение № <...> от 06.04.2020 г., окончание приёма заявок 09.05.2020 г. 16:00.

04.05.2020 года административный истец Чернышов В.Н оформил заявление о своём намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на земельный участок, подписал его сертифицированной цифровой электронной подписью и посредством электронной почты направил в администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области. В заявлении истец просил при наличии нескольких заявлений на указанные земельные участки организовать и провести аукцион (торги), в которых он намерен принять участие.

Однако на его почтовый адрес поступил ответ, согласно которому принято решение об отказе в рассмотрении его заявления от 04.05.2020г.

Административный истец просит признать незаконными действия администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью и направленного в адрес электронной почты ra_ilov@volganet.ru в отношении вышеуказанных участков, выразившиеся в письме от 12.05.2020г №2471. Признать незаконным бездействие администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области по организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков: площадью 300000 кв.м., кадастровый № <...> и площадью 220000 кв. м, кадастровый № <...>, площадью 640000 кв. м, кадастровый № <...>, расположенных по адресу: <адрес>, земельного участка площадью 4893 кв.м., кадастровый № <...>, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договора аренды названных земельных участков.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Захарченя О.Н. оспаривает законность и обоснованность постановленного по делу решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит его отменить, удовлетворив требование о признании незаконным действия администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью и направленного в адрес электронной почты ra_ilov@volganet.ru в отношении перечисленных участков, выразившиеся в письме от 12.05.2020г №2471.

Кроме того, Чернышовым В.Н. представлено в письменной форме адресованное в суд апелляционной инстанции заявление о частичном отказе от административного иска, в котором он указывает на отказ от требований о признании незаконным бездействия администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области по организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков: площадью 300000 кв.м., кадастровый № <...> и площадью 220000 кв. м, кадастровый № <...>, площадью 640000 кв. м, кадастровый № <...>, расположенных по адресу: <адрес> земельного участка площадью 4893 кв.м., кадастровый № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, и об обязании администрации Иловлинского муниципального района <адрес> организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договора аренды указанных земельных участков.

Административный истец, его представитель, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции без их участия.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, заинтересованное лицо – Глава КФХ Литвинов В.А. представил заявление о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в его отсутствие.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит названному кодексу, другим федеральным законам или нарушает права иных лиц.

Согласно статьи 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме (ч.1). При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (ч.2).

В заявлении о частичном отказе от административного иска Чернышовым В.Н. указано об информированности о последствиях отказа от административного иска и прекращения производства по административному делу.

Судебная коллегия принимает отказ от административного иска в указанной административным истцом части, поскольку такой отказ закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.

На основании части 2 статьи 304 КАС РФ в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от части исковых требований, решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 28 сентября 2020 года по требованиям Чернышова В.Н. к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области по организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков: площадью 300000 кв.м., кадастровый № <...> и площадью 220000 кв. м, кадастровый № <...>, площадью 640000 кв. м, кадастровый № <...>, расположенных по адресу: <адрес> земельного участка площадью 4893 кв.м., кадастровый № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, и об обязании администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договора аренды указанных земельных участков, подлежит отмене, а производство по административному делу в указанной части - прекращению.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Полякову Ю.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке в силу части 2 статьи 310 КАС РФ являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если оно привело к принятию неправильного решения.

Решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене судом апелляционной инстанции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.

Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.

Как указано в части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Чернышов В.Н. подал заявление о намерении принять участие в аукционе как физическое лицо, тогда как земельные участки с кадастровыми номерами: № <...>, № <...>, № <...>, имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для обеспечения сельскохозяйственного производства, и об их предоставлении извещались заинтересованные главы крестьянских ( фермерских) хозяйств. Кроме того, на момент рассмотрения дела спорные земельные участки с кадастровыми номерами: № <...>, № <...>, № <...>, № <...> предоставлены крестьянским (фермерским) хозяйствам по договорам аренды от 25.05.2020 года. Установив отсутствие обязательной совокупности обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административных исковых требований, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.

С такими выводами судебная коллегия соглашается.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в связи с опубликованным администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов извещением о возможном предоставлении в аренду земельных участков (форма собственности: неразграниченная), а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков, Чернышов В.Н. 04.05. 2020 года, то есть в установленный в извещении срок обратился к административному ответчику с заявлением, оформленном в электронном виде, о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на обозначенные в извещении земельные участки.

На указанное заявление от администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Чернышову В.Н. поступил письменный ответ от 12.05.2020 года за № 2471, в котором он был уведомлен о том, что на заседании комиссии по землепользованию администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 13.05.2020 года № 24, принято решение об отказе в рассмотрении его заявления от 04.05.2020 года, в связи с тем, что предоставление в аренду спорных земельных участков в силу п.1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации возможно только крестьянским ( фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, так как спорные участки имеют разрешенное использование – для обеспечения сельскохозяйственного производства.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы подача посредством электронной почты заявления о намерении Чернышова В.Н. участвовать в аукционе, основанием к отказу в рассмотрении его заявления не являлась.

Отказ обусловлен иными обстоятельствами.

При этом, из предоставленного Чернышову В.Н. ответа усматривается, что его заявление фактически было рассмотрено административным ответчиком на заседании комиссии по землепользованию администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 13.05.2020 года № 24, и на него Чернышову В.Н. дан ответ, из которого ясно усматриваются основания отказа.

Материалами дела подтверждено, что спорные земельные участки № <...>№ <...>, № <...> отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.

По смыслу ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с п. 2 настоящей статьи.

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ст. 79 ЗК РФ).

Спорные земельные участки имеют категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для обеспечения сельскохозяйственного производства, что даёт право на осуществление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности в соответствии с действующим законодательством, каковым Чернышов В.Н. не является, заявление о намерении принять участие в аукционе было им подано как физическим лицом.

При этом, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ гражданин (физическое лицо) вправе осуществлять деятельность на земельных участках, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, в случае если данные земли имеют вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок с кадастровым номером № <...> имеет категорию земель – земли населённых пунктов, однако, разрешённое использование данного земельного участка установлено как – обеспечение сельскохозяйственного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.

По смыслу п. 11 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области заключены договора аренды земельного участка №20 с ИП главой КФХ Литвиновым В.А от 25 мая 2020 года площадью 640000 кв. м, кадастровый № <...>; № <...> от ДД.ММ.ГГГГ площадью 300000 кв.м., кадастровый № <...>; № <...> от ДД.ММ.ГГГГ площадью 220000 кв. м, кадастровый № <...> (л.д.38-61).

Администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области заключён договор аренды земельного участка №23 с ИП главой КФХ Клименко О.П от 25 мая 2020 года площадью 4893 кв.м., кадастровый № <...>, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, об отсутствии предусмотренной ч.2 ст. 227 КАС РФ необходимой совокупности для удовлетворения административного иска, и правильно отказал в его удовлетворении.

Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ. Судебная коллегия считает, что выводы суда вопреки доводам апелляционной жалобы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и построены на правильном применении норм процессуального и материального права.

Поэтому решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Чернышова В.Н. о признании незаконными действий администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью и направленного в адрес электронной почты ra_ilov@volganet.ru в отношении спорных земельных участков, выразившиеся в письме от 12.05.2020г №2471, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 304, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 28 сентября 2020 года по требованиям Чернышова В.Н. к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области по организации и проведению аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: № <...>, № <...>, № <...>, № <...> и об обязании администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договора аренды указанных земельных участков, отменить, производство по делу в данной части прекратить.

В остальной части решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Чернышова В.Н. – Захарченя О.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи