ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-539/2021 от 12.07.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья Сулейманов Т.М. № дела суда 1 инст. 2а-539/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-11674/2021

г. Уфа 12 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Искандарова А.Ф.,

Субхангулова А.Н.,

при секретаре Галиеве Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кублицкой М.В. к администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в согласовании градостроительного заключения по формированию земельного участка, обязании согласовать градостроительное заключение,

по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кублицкая М.В. обратилась в суд с административным иском к администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в согласовании градостроительного заключения по формированию земельного участка, обязании согласовать градостроительное заключение.

Требования истицы обоснованы тем, что в апреле 2019 года она обратилась в администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с целью узаконения дома на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: РБ, адрес. После подачи заявления и составления градостроительного плана указанного земельного участка за № №... от 29 апреля 2019 года, было установлено, что земельный участок застроен с нарушением градостроительных норм, не выдержано минимальное расстояние от границы земельного участка до постройки, в связи с чем, истцу в отделе архитектуры и строительства Администрации муниципального района РБ было предложено расширить участок путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером 02:26:140201:87 за счет земель, находящихся в муниципальной собственности. Истец владеет земельным участком с кадастровым номером №... расположенный по адресу: адрес 26 июня 2008 года. В августе 2019 года истец вновь обратилась в отдел архитектуры и строительства Администрации МР Иглинский район РБ с целью изготовления градостроительного заключения на предмет возможности расширить участок путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером №... за счет земель находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с градостроительным заключением по формированию земельного участка №... от дата в графе заключение указано, что формирование земельного участка с разрешенным использованием «личное подсобное хозяйство (в границах населенного пункта)» путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером №... за счет земель, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности на которой не разграничена, возможно. При согласовании вышеуказанного градостроительного заключения главой СП Охлебининский сельсовет 25 октября 2019 года было написано: «Возражаю т.к. закрывает дорогу». Таким образом, административным ответчиком истцу было отказано в предоставлении дополнительного земельного участка в границах, указанных в градостроительном заключении по формированию земельного участка №... от дата года, расположенного возле земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес. Вместе с тем, истец считает такой отказ ответчика незаконным и нарушающим его права на государственную регистрацию владения домом, право пользования землей и обязанность оплачивать налоги, поскольку он не мотивирован и незаконен.

На основании изложенного, истец просит признать незаконным отказ администрации СП Охлебининский сельсовет МР Иглинский район РБ о согласовании градостроительного заключения по формированию земельного участка №... от дата, обязать администрацию СП Охлебининский сельсовет МР Иглинский район РБ согласовать градостроительное заключение по формированию земельного участка №... от дата.

Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2021 года административные исковые требования Кублицкой М.В. к администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в согласовании градостроительного заключения по формированию земельного участка, обязании согласовать градостроительное заключение, удовлетворены. Постановлено признать незакнным отказ администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о согласовании градостроительного заключения по формированию земельного участка №... от дата. Обязать администрацию сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан согласовать градостроительное заключение по формированию земельного участка №... от дата.

В апелляционной жалобе, поданной Главой сельского поселения Охлебининский сельсовет Фазлыевой Г.Г., выражена просьба об отмене вышеприведенного решения суда с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером 02:26:140201:87 согласно схеме расположен вблизи земель общего пользования, поэтому отчуждение земельного участка, относящегося к землям общего пользования, не представляется возможным. Административный истец указывает, что имеет намерение зарегистрировать дом в собственность, однако для решения данного вопроса истцу необходимо обратиться в Администрацию сельского поселения в порядке ст. 40 Градостроительного кодекса РФ за разрешением на отклонение от предельных параметров строительства реконструкции объектов капитального строительства, а также для приведения зоны общего пользования в соответствии с фактическим использованием.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам лица, участвующие в деле, не явившиеся на рассмотрение апелляционной жалобы, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя Администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет МР Иглинский район Республики Башкортостан Савиной Л.В., административного истца Кублицкую М.В., поддержавшую решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными, или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены, или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Кублицкой М.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес.

В апреле 2019 года Кублицкая М.В. обратилась в администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с целью узаконения дома на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес.

После подачи заявления и составления градостроительного плана указанного земельного участка за № №... от дата, было установлено, что земельный участок застроен с нарушением градостроительных норм, поскольку не выдержано минимальное расстояние от границы земельного участка до постройки, в связи с чем, истцу в отделе архитектуры и строительства Администрации муниципального района РБ было предложено расширить участок путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером №... за счет земель, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с градостроительным заключением по формированию земельного участка №... от 20 августа 2019 года в графе заключение указано, что формирование земельного участка с разрешенным использованием «личное подсобное хозяйство (в границах населенного пункта)» путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером №... за счет земель, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности на которой не разграничена, возможно.

Однако при согласовании вышеуказанного градостроительного заключения главой СП Охлебининский сельсовет МР Иглинский район РБ Фазлыевой Г.Г. 25 октября 2019 года было указано: «Возражаю, т.к. закрывает дорогу».

Письмом от дата Администрация СП Охлебининский сельсовет МР Иглинский район РБ отказала Кублицкой М.В. в предоставлении дополнительного земельного участка по причине того, что земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес расположен близко к дороге.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что отказ администрации СП Охлебининский сельсовет МР Иглинский район РБ о согласовании градостроительного заключения по формированию земельного участка - не обоснован, каких-либо ссылок на Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающий основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, не содержит, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований Кублицкой М.В. о признании отказа незаконным, обязании согласовать градостроительное заключение.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В силу ч. 2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (ч.3 ст. 11.10 ЗК РФ).

На территории Иглинского района полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка закреплены за муниципальным районом. Утверждает схему Комиссия по рассмотрению схем расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории МР Иглинский район РБ. После утверждения схемы расположения земельных участков заключается соглашение о перераспределении земельных участков.

Кублицкая М.В. в Администрацию МР Иглинский район РБ об утверждении схемы земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельного участка не обращалась.

Следовательно, суд применил нормы, не подлежащие применению.

По тому же основанию, суд неправомерно указал в решении, что оспариваемый отказ ссылок на ЗК РФ, предусматривающий основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не содержит.

Градостроительный кодекс РФ не содержит определения градостроительного заключения.

В соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки Охлебининского сельсовета МР Иглинский район РБ градостроительное заключение - это информационный документ органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, содержащий сведения о документации территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, резервировании земельных участков для муниципальных нужд, устанавливающий перечень обязательных согласований, необходимых для принятия решения о возможности функционального использования объектов недвижимости (земельных участков, объектов капитального строительства), предоставлении в собственность земельных участков.

Таким образом, градостроительное заключение носит лишь информационный характер, необходимый для дальнейшего обращения в комиссию по рассмотрению схем расположения земельных участков или схем земельных участков на кадастровом плане территории МР Иглинский район РБ. Согласование не носит обязательного характера со стороны сельского поселения.

Градостроительное законодательство не содержит правовых норм, которые бы возлагали на администрацию муниципального образования, главу сельского поселения обязанность согласовать градостроительное заключение при несогласии с ним собственников земельных участков. Указанные органы местного самоуправления могут только рассмотреть возможность внесения таких изменений, согласиться с ними или нет.

Позиция истца о том, что Администрация обязана согласовать градостроительное заключение не означает, что местная администрация в любом случае обязана дать согласие на внесение таких изменений. Такое направление вопроса является правом, а не обязанностью Администрации, поскольку она вправе отказать обратившемуся лицу в удовлетворении заявления по собственной инициативе.

Действия по согласованию вопроса об изменении территориальной зоны на рассмотрение и утверждение - это одна из стадий действия должностных лиц, уполномоченных рассматривать вопросы по согласованию формирования земельного участка. Запись Главы сельского поселения в градостроительном заключении о возражении относительно схемы расположения земельного участка не препятствует обращению в Комиссию по рассмотрению схем расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан при Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным отказа в согласовании градостроительного заключения по формированию земельного участка, обязании согласовать градостроительное заключение в отношении спорных земельных участков.

В рассматриваемом случае градостроительное законодательство не содержит правовых норм, которые возлагали бы на администрацию сельского поселения обязанность согласовать градостроительное заключение при несогласии с ним собственников земельных участков. Указанные органы местного самоуправления могут только рассмотреть возможность внесения таких изменений, согласиться с ними или нет. Соответственно, избранный в данном случае административным истцом способ защиты права является не верным.

Административный истец указывает, что имеет намерение узаконить возведенный ею на участке жилой дом.

Частью 1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с положениями главы 22 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из изложенного следует, что административное исковое заявление об оспаривании незаконных решения, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с обязательным указанием на способ восстановления такого права.

Поскольку в рассматриваемом случае восстановление прав административного истца не требуется, доводы административного истца о нарушении административным ответчиком его прав являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Кублицкой М.В.

Руководствуясь ст. ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 мая 2021 года отменить. Принять новое решение.

В удовлетворении административного иска Кублицкой М.В. к администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в согласовании градостроительного заключения по формированию земельного участка № №... от дата года, обязании администрации сельского поселения Охлебининский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан согласовать градостроительное заключение по формированию земельного участка № 165 от 20 августа 2019 года, - отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи