ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-541/20 от 25.05.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Дворядкин А.А. Дело № 33а-2986/2021

УИД 22RS0002-01-2020-000830-24

№ 2а-541/2020 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Кайгородовой О.Ю., Скляр А.А.,

при секретаре Нечай А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика С.Ю.В. на решение Алтайского районного суда Алтайского края от 28 декабря 2020 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к С.Ю.В. о взыскании задолженности по налогам, пени.

Заслушав доклад судьи Кайгородовой О.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее - МИФНС России *** по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к С.Ю.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 27 502 руб., пени по нему за 2018 год в размере 117,27 руб., за 2017 год в размере 3 760,43 руб., за 2016 год в размере 10 983,48 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 74,47 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 28 руб. и пени по нему за 2018 года в размере 0,12 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что С.Ю.В. являлся собственником земельных участков, зданий и сооружений, расположенных в <адрес>, а также транспортных средств. С.Ю.В. было направлено налоговое уведомление, а впоследствии требование, однако налоги не уплачены. Мировым судьей судебного участка № 1 Алтайского района Алтайского края 29 апреля 2020 года был выдан судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности. Определением мирового судьи того же судебного участка от 27 мая 2020 года судебный приказ отменен.

Решением Алтайского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ требования налогового органа удовлетворены. С С.Ю.В. взыскана пеня за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере 74,47 руб., недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 27 502 руб., пени по земельному налогу за 2018 год в размере 117,27 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в размере 3 760,43 руб., пени по земельному налогу за 2016 год в размере 10 983,48 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 28 руб. и соответствующая пеня в размере 0,12 руб. С С.Ю.В. в доход бюджета муниципального образования <адрес> Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 1437,97 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик С.Ю.В. просит решение суда в части взыскания недоимки по земельному налогу за 2018 год и пеням за 2016-2018 годы отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на уплату указанной недоимки и отсутствия задолженности по указанному налогу и пеням, что подтверждается представленной справкой налогового органа и платежными поручениями, которые не нашли отражения в решении суда.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика М.Т.В. возражала против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях. Административный истец С.Ю.В. извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что по делу установлено наличие у С.Ю.В. задолженности по оплате пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 74,47 руб., недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 27 502 руб., соответствующей пени в размере 117,27 руб., пени по недоимке земельного налога за 2017 год в размере 3760,43 руб. и за 2016 год в размере 10983,48 руб., недоимки по налогу на имуществ физических лиц в размере 28 руб. и соответствующей пени в размере 0,12 руб. порядок и сроки взыскания которых соблюдены.

Данный вывод суда соответствуют закону и обстоятельствам дела.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу подпункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог за 2018 год подлежал уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до 01 декабря 2019 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

В силу статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 399 Налогового кодека Российской Федерации).

Как указано в статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налоговым периодом признается календарный год (статьи 360, 405 Налогового кодекса Российской Федерации).В соответствии с пунктом 2 статьи 409, пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц и транспортный налог уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.Из материалов дела следует и установлено судом, что С.Ю.В. в 2018 году владел транспортными средствами: «МАЗ 53366», государственный регистрационный знак ***, 180 л/с; «ТОЙОТА ГАЙЯ», государственный регистрационный знак ***, 135 л/с; «ЗИЛ», государственный регистрационный знак ***, 200 л/с (л.д.36-39). Следовательно, являлся плательщиком транспортного налогаВ соответствии со статьями 52, 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику направлялись налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГ, требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 21700 руб. и соответствующей пени в размере 92,77 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГ, что подтверждается содержимым личного кабинета налогоплательщика (л.д.19, 22).Транспортный налог в размере 21700 руб. С.Ю.В. уплачен ДД.ММ.ГГ, что подтверждается платежным поручением *** (л.д. 67) и не оспаривается административным истцом. Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования налогового органа о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 74,47 руб.Кроме того судом установлено, что административному ответчику в 2016, 2017, 2018 годах на праве собственности принадлежали следующие земельные участки: 659650, Россия, <адрес> кадастровый ***; 659650, Россия, <адрес>, <адрес> кадастровый ***; <адрес> кадастровый *** (3 месяца владения в 2018 году); <адрес>, кадастровый ***; 659650, Россия, <адрес>, кадастровый ***; <адрес>, кадастровый ***; <адрес>, кадастровый ***; <адрес>, кадастровый *** (3 месяца владения в 2018 году), а также объекты недвижимости: 659650<адрес> кадастровый ***; адрес: <адрес> кадастровый ***; <адрес> кадастровый ***.Следовательно, С.Ю.В. являлся плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.Вышеприведенными налоговым уведомлением и требованием С.Ю.В. выставлен, в том числе земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 27 502 руб. и пени за период с 3 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года в размере 117,27 руб., а также в размере 28 руб. и пени за указанный период в размере 0,12 руб. (соответственно). Указанное требование исполнено не было, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который определением этого же мирового судьи от 27 мая 2020 года отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями. Административный иск о взыскании задолженности по налогам, пеням подан налоговым органом в районный суд 7 октября 2020 года. Следовательно, административным истцом соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе порядок направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога, соблюден срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании недоимки. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца о взыскании недоимки за 2018 год по земельному налогу в размере 27502 руб. и пени 117,27 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 28 руб. и пени в размере 0,12 руб. Кроме того, недоимка по уплате земельного налога за 2017 год в размере 78 465 руб. взыскана решением Алтайского районного суда от 10 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 26 мая 2020 года, в связи с чем требования налогового органа о взыскании с С.Ю.В. пени на указанную недоимку за период с 20 декабря 2018 года по 23 июня 2019 года в размере 3 760,43 руб. удовлетворены правомерно. Недоимка по уплате земельного налога за 2016 год взыскана судебным приказом ***, который до настоящего времени не отменен, следовательно, судом первой инстанции обоснованно взысканы пени по уплате земельного налога за 2016 год за период с 12 декабря 2017 года по 23 июня 2019 года в размере 10 983,48 руб.Доводы жалобы об уплате земельного налога за 2018 год и соответствующей пени на основании платежного поручения *** от ДД.ММ.ГГ подлежат отклонению в виду следующего.Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, являющихся приложением *** к приказу Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***н, предусмотрены реквизиты, которые должны быть указаны в распоряжении о переводе денежных средств. В частности, в реквизите «106» распоряжения указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: «ТП – платежи текущего периода, «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов), «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) и т.д. (пункт 7 Правил). В реквизите «107» распоряжения указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах (пункт 8 Правил).На основании вышеуказанных Правил налоговый орган вправе самостоятельно определить основание платежа в случае невозможности однозначно идентифицировать платеж.

В данном случае в представленном в материалы дела платежном поручении *** от ДД.ММ.ГГ назначение платежа указано «земельный налог» без указания периода (года) за который вносится платеж. Значение платежа указано «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым.

Согласно представленным сведениями административного истца, поступившие денежные средства в размере 27502 руб. по платежному поручению *** от ДД.ММ.ГГ зачтены налоговым органом в счет уплаты задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 14069 руб. и за 2016 год в размере 13433 руб. Указанное соотносится и с положениями ст.319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации об очередности погашения требований по однородным обязательствам.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алтайского районного суда Алтайского края от 28 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Ю.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Дворядкин А.А. Дело № 33а-2986/2021

УИД 22RS0002-01-2020-000830-24

№ 2а-541/2020 (1 инстанция)