К О П И Я
Апелл.дело №33а-275/2020
Первая инстанция № 2а-543/2019
Судья Ракутина Ж.К.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2020 года город Салехард
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Домрачева И.Г.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Семейкиной С.А.,
при секретаре Хафизовой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО ФИО1 на решение Муравленковского городского суда ЯНАО от 08 ноября 2019 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО от 27 сентября 2019 года №КУВД-001/2019-7016175/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Управления муниципального имущества администрации города Муравленко, допущенных решением от 27 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., представителя административного ответчика ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление муниципального имущества администрации г. Муравленко (далее УМИ администрации г. Муравленко) обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО (далее Управление Росреестра) о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет государственной регистрации прав.
В обоснование требований указано, что на основании Положения об УМИ администрации г. Муравленко административный истец уполномочен осуществлять права собственника муниципального имущества и обеспечивать реализацию полномочий муниципального образования в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися под объектами муниципальной собственности городского округа. 10 июня 2019 года УМИ администрации г. Муравленко обратилось к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи созданием (образованием) объекта недвижимости (за исключением случаев ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, изъятия земельного участка на государственные нужды) - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с приложением межевого плана. Данный план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием участка путем перераспределения земель и земельных участков с кадастровыми номерами №, №, в целях формирования земельного участка под содержание и эксплуатацию объекта: «Автомобильная дорога общего пользования местного значения МО <адрес>», утвержденный постановлением администрации г. Муравленко от 23 октября 2015 года №409 «Об утверждении документации по планировке территории», в целях осуществления перераспределения земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков между собой в соответствии с распоряжением №1116 от 12 июля 2019 года «О перераспределении земель и земельных участков». Решением административного ответчика от 27 июня 2019 года №КУВД-001/2019-7016175/2 приостановлено осуществление действия по «Постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной регистрации прав» в связи с тем, что согласно представленному межевому плану при перераспределении двух земельных участков и земель, находящихся в государственной муниципальной собственности, образуется один земельный участок, что противоречит нормам ст. 11.7 Земельного кодекса. Просил признать решение административного ответчика незаконным и обязать устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, допущенных указанным решением с даты подачи заявления - с10 июня 2019 года.
В судебном заседании представитель УМИ администрации г. Муравленко ФИО2 поддержала требования административного иска.
Представитель административного ответчика в судебном заседании участия не принимал, направлен отзыв, в котором указано на законность оспариваемого решения.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением не согласен представитель Управления Росреестра по ЯНАО ФИО1, в апелляционной жалобе просил его отменить. В обоснование указал, что в представленном для осуществления заявленной процедуры межевом плане при перераспределении двух земельных участков и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, образуется один земельный участок, что противоречит нормам ст. 11.7 ЗК РФ. Оспариваемое решение соответствовало требованиям действующего законодательства, в доказательство своей позиции дословно привел письмо Минэкономразвития от 24.08.2018 № Д23-4640.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник УМИ администрации г. Муравленко ФИО3 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, их участие не является обязательным, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Управления Росреестра по ЯНАО ФИО1, настаивавшего на доводах жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 10 июня 2019 года УМИ администрации г. Муравленко обратилось через отдел предоставления услуг в городе Муравленко Ноябрьского филиала ГУ ЯНАО «МФЦ» в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО с заявлением №КУВД-001/2019-7016175/2 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости (за исключением случаев ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, изъятию земельного участка на государственные нужды).
Вместе с заявлением был представлен межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уточнением участка границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, расположенными: <адрес>, <адрес>, исправлением сведений ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №, расположенного: <адрес> (л.д. 16-22).
Оспариваемым решением административного ответчика №КУВД-001/2019-7016175/2 от 13 июня 2019 года постановлено приостановить с 27 июня 2019 года по 27 сентября 2019 года осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п.1 ст. 11.7 ЗК РФ, так как образуется один земельный участок путем перераспределения двух земель, что противоречит вышеназванной норме (л.д. 23).
Решением от 12.07.2019 года №30 заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, созданной при Управлении Росреестра по ЯНАО, указанное решение признано обоснованным (л.д. 26).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд указал, что количество земельных участков, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, которые полностью должны войти в образуемый земельный участок, действующим законодательством не регламентировано. Образование нового земельного участка производится на основании утвержденной документации по планировке территории, что соответствует положениям Земельного кодекса, площадь земельного участка увеличилась в пределах допустимых размеров, а разрешенное использование всех земельных участков соответствует территориальному зонированию.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности МО г. Муравленко и в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Управление коммунального заказа». Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: смежный земельный участок с кадастровым номером №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 24 февраля 2019 года № КУВИ-001/2019-4163202, земельный участок с кадастровым номером №, номер кадастрового квартала: №, дата присвоения кадастрового номера 06.07.2012, площадью 4 772 + -24 кв.м. Адрес (местоположение): <адрес> земель: земли населенных пунктов. Правообладатель - МО г. Муравленко, собственность с 15 августа 2012 года, с 14 января 2013 года находится в постоянном (бессрочном) пользовании Муниципального казенного учреждения «Управления коммунального заказа» ИНН <***>, ОГРН <***> (л.д. 38-43).
Земельный участок с кадастровым номером № является смежным, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 24 мая 2019 года № КУВИ-001/2019-11605653 (л.д. 35).
Распоряжением администрации г. Муравленко от 12.07.2019 года №1116 постановлено осуществить перераспределение земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков с кадастровыми номерами №, № между собой, из категории земель населенных пунктов. Образовать земельный участок площадью 6 819 кв.м. под содержание и эксплуатацию объекта «Автомобильная дорога общего пользования местного значения МО <адрес>», расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования (12.0), образуемый земельный участок располагается в пределах территориальной зоны - зона транспортной инфраструктуры (Т) (л.д. 28).
Из межевого плана следует, что при перераспределении земель в образованный земельный участок, включаются полностью площади земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости.
Из структуры главы I.I «Образование земельных участков» ЗК РФ следует, что законодатель выделил вопросы образования земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отдельную статью, определив, что процесс образования таких земельных участков характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с общими нормами об образовании земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В части 1 ст. 39.27 ЗК РФ перечислены случаи и основания, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.
Согласно ч. 3 ст. 39.27 ЗК РФ в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
Решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ч. 7 ст. 39.27 ЗК РФ:
1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;
2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.
Указанных в ст. 39.27 ЗК РФ обстоятельств, препятствующих перераспределению земельных участков, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, при рассмотрении дела не установлено.
При отказе в осуществлении кадастрового учета и регистрационных действий административный ответчик ошибочно сослался на положения ст. 11.7 ЗК РФ, при этом не учел особенностей регулирования образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных статьями 11.3 и ст. 39.27 ЗК РФ.
Из указанного следует, что у административного ответчика не было законных оснований для приостановления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости.
Вопреки доводам апелляционной жалобы положения Земельного кодекса РФ не содержат запрета на перераспределение двух земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на образование из них одного земельного участка. Как указывалось выше, ст.11.7 ЗК РФ, на которую административный ответчик ссылается в оспариваемом решении, не регулирует земельные правоотношения с участками, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на ч. 1 ст. 11.7 ЗК РФ основаны на неверном толковании закона.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, не указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова