ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-544/20 от 23.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО7

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-544/2020 Дело №33а-4645/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2020 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица – Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционным жалобам ФИО1, ФИО3 на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., выслушав административного истца и заинтересованное лицо, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просит признать незаконным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка <адрес>»: обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта межевания территории земельного участка, расположенного по указанному адресу.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении подготовки документации по межеванию территории земельного участка, расположенного <адрес>» утверждено техническое задание на разработку проекта межевания территории земельного участка. С целью надлежащего исполнения постановления истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика был направлен проект межевания территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В июле 2019 года ООО «Визавир» (исполнитель проекта межевания) было получено сообщение администрации о возврате проекта, из которого следовало, что согласовать проект межевания территории земельного участка не представляется возможным в связи с тем, что проект не соответствует части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состав и содержание проекта межевания не соответствует статье 43 Градостроительного кодекса. Образуемый земельный участок пересекает границы земельного участка сформированного согласно Схемы размещения земельного участка по <адрес>, утвержденной Постановлением Администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ. Спорным постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> г. <адрес>ю <данные изъяты> кв.м. Сформированный земельный участок фактически входит в состав общего имущества многоквартирного дома по <адрес> в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, и был сформирован с учетом интересов только одного собственника жилого дома под литерой «М».

Сформированный земельный участок создает препятствия к использованию помещений под литерой «Б» - МКД ФИО6, 18, перегородив доступ и проход к ним, что нарушает имущественные права собственников всех квартир, как совладельцев общего имущества МКД ФИО6, 18. Кроме того, истец обращает внимание, что собственнику жилого дома литер «М» передан земельный участок площадью меньшей от предельно допустимого размера. Ответчик, принимая оспариваемое решение, фактически неправомерно распорядился землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В связи с принятием оспариваемого решения истец лишен возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка, в связи с чем в установленный срок обратился с указанным административным иском в суд за защитой нарушенного права.

Протокольным определением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 и ФИО3 обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

В апелляционных жалобах ФИО1, ФИО3 ссылаются на то, что ФИО1 постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении подготовки документации по межеванию территории земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>» дано разрешение за счет собственных средств осуществить разработку проекта межевания в соответствии с техническим заданием, указанным в пункте 1 настоящего постановления, что им и было выполнено. Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка факту принятия ДД.ММ.ГГГГ ответчиком нового постановления , которым утвержден проект межевания территории земельного участка, расположенного по <адрес> истец в своей апелляционной жалобе указывает, что ДД.ММ.ГГГГ определением суда первой инстанции приостановлено действие оспариваемого постановления, при этом согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет вопреки указанному определению суда.

В судебном заседании ФИО1 и ФИО3 поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме, просили их удовлетворить.

Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав административного истца ФИО1, заинтересованное лицо ФИО3, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Из технического паспорта на многоквартирный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками <адрес> по вышеуказанному адресу являются ФИО2, ФИО4, собственником <адрес> ФИО3 Собственником жилого дома литер «М», расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО5.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Республики Крым принято постановление «О разрешении подготовки документации по межеванию территории земельного участка, расположенного по <адрес> Республики Крым», в соответствии с которым утверждено техническое задание на разработку проекта межевания территории земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес> согласно приложению; разрешено собственнику <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Крым за счет собственных средств осуществить разработку проекта межевания в соответствии с техническим заданием, указанным в п. 1 настоящего постановления; на собственника <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> Республики Крым возложена обязанность обеспечить разработку проекта межевания в соответствии с действующим законодательством на актуальной топографической основе М1:500- М1:2000; предоставить проект межевания в муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым для проведения проверки на соответствие требованиям технического задания, указанного в пункте 1 настоящего постановления, а также установленным действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым и иное.

В 2018 году ООО «Визовир» подготовлен проект межевания территории земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес> Республики Крым, который ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Администрацию <адрес> Республики Крым.

Из сообщения МКУ Департамент развития муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласовать проект межевания территории земельного участка по <адрес> в <адрес> Республики Крым не представляется возможным, в связи с тем, что проект не соответствует части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состав и содержание проекта межевания не соответствует статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Образуемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. пересекает границы земельного участка, сформированного согласно Схемы размещения земельного участка по <адрес>, утвержденной Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением порядка и процедуры принятия.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами, поскольку они сделаны при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и основаны на правильном применении норм материального права в силу следующего.

На основании части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности с учетом того, что на данном участке помимо самого дома могут находиться иные объекты, которые предназначены для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, в том числе элементы озеленения и благоустройства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ границы и размеры земельного участка в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования, красных линий, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Согласно пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктами 3 и 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, среди прочих является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пункт 1).

Форма, формат или требования к подготовке схемы расположения земельного участка утверждены Приказом Министерства экономического развития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Приказ).

В соответствии с пунктом 4 Приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектами незавершенного строительства.

Согласно пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно частям 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка определяется с учетом фактического землепользования и красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (пункт 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу и содержанию норм действующего законодательства, для признания заявления обоснованным и удовлетворения административного иска о признании незаконным постановления Администрации <адрес> Республики Крым необходимо установление совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.

Совокупность указанных выше обстоятельств при рассмотрении дела судом первой инстанции не установлена.

Доводы ФИО1 и ФИО3 о том, что судом первой инстанции не дана оценка постановлению Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории земельного участка, расположенного по <адрес>», не могут являться основанием для отмены вынесенного решения, поскольку предметом рассмотрения в суде первой инстанции не являлось.

При вынесении оспариваемого постановления осуществлен комплекс мер по установлению оптимальных границ земельного участка с учетом критериев, предусмотренных действующим законодательством.

Доводы апелляционных жалоб являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в мотивировочной части решения. Каких-либо новых доводов апелляционные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильность принятого по делу решения.

Таким образом, судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, ФИО3 — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: З.И. Курапова

Н.В. Кучеренко