Судья Бычкова О.Л. Дело № 2а-546/2020
Докладчик Теплякова И.М. Дело № 33а-8004/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 29 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.,
судей Тепляковой И.М., Певиной Е.А.,
при секретаре Париновой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя администрации Кировского района г.Новосибирска Беляева Н.Н., представителя Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска Королева Д.Б. на решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2020 года, которым административное исковое заявление Протасовой Галины Михайловны к Мэрии г. Новосибирска, Департаменту земельных и имущественных отношения Мэрии г. Новосибирска, МУП г. Новосибирска «Горводоканал» о признании незаконным бездействия удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., объяснения представителя административного истца Протасовой Г.М. Шилина Н.М., представителя административного ответчика администрации Кировского района г. Новосибирска Беляева Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Протасова Г.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, просила: признать незаконным бездействие административных ответчиков Мэрии г.Новосибирска, МУП «Горводоканал», Администрации Кировского района г. Новосибирска, выразившееся в не совершении юридически значимого действия с мая 2010 года по настоящее время по созданию условий подключения индивидуальных жилых домов по адресу микрорайон 1-й Памирский в Кировском районе г. Новосибирска к сетям инженерно-технического обеспечения, принятию и оформлению в муниципальную собственность объектов незавершенного строительства: водопровод магистральный, канализационный коллектор, расположенных по адресу: микрорайон 1-й Памирский г. Новосибирска (прежний адрес г. Новосибирск, ул. Петухова), регистрации перехода права на указанные коммуникации, построенные ЗАО ПСК «Сибстрой», и передачи их в эксплуатационную ответственность МУП г. Новосибирска «Горводоканал» для ввода в эксплуатацию, включению в инвестиционную программу г. Новосибирска на достройку коммуникаций для обеспечения водоснабжения и приема сточных вод индивидуальных жилых домов микрорайона 1-й Памирский г. Новосибирска; обязать административных ответчиков совершить указанные действия.
В обоснование исковых требований указано, что Протасова Г.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Новосибирск, микрорайон 1-й Памирский, 42, который находится в территориальной зоне жилой застройки малоэтажными жилыми домами г. Новосибирска (Ж-6). Истец неоднократно обращалась в МУП г. Новосибирска «Горводоканал» с запросом о предоставлении технических условий на подключение индивидуального жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения, принадлежащих мэрии г. Новосибирска по ул. Петухова. Вопрос был переадресован в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска, так как указанные коммуникации не находятся в эксплуатации у МУП г. Новосибирска «Горводоканал».
Согласно вступившему в законную силу определению Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2010 г. по делу № А45-18459/2006 орган местного самоуправления в лице Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска обязан принять объекты незавершенные строительством: водопровод магистральный, канализационный коллектор, расположенные по адресу: г.Новосибирск, ул. Петухова, в порядке процедуры банкротства ЗАО ПСК «Сибстрой», которому ранее были выданы технические условия на подключение возводимых индивидуальных жилых домов к системам холодного водоснабжения и водоотведения. Указанные магистральный водопровод и канализационный коллектор были нанесены на топооснову, согласно которой расположены в пределах земельного участка с КН № и остался один метр строительства для присоединения к действующей системе водоснабжения и канализирования, построенных за муниципальные средства ЖСК «На Петухова», находящегося в стадии банкротства. С момента вступления определения Арбитражного суда Новосибирской области в силу указанные незавершенные строительством объекты должны были быть приняты в собственность муниципального образования Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска и включены в Инвестиционную программу МУП г. Новосибирска «Горводоканал» «Развитие систем водоснабжения и водоотведения» в целях обеспечения жителей индивидуальных домов питьевой водой. Однако до настоящего момента такие действия произведены не были, чем нарушаются права истца на благоприятную окружающую среду, поскольку происходит сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых малоэтажных домов на рельеф местности, а также право на получение питьевой воды и водоотведения в целях соблюдения надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановки.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились администрация Кировского района г. Новосибирска, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска.
В апелляционной жалобе администрации Кировского района г. Новосибирска изложена просьба об отмене решения суда от 09 июня 2020 года, принятии нового об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указано на неправильное применение п. 2.2. Порядка выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории города Новосибирска. Судом сделан неверный вывод о том, что в норме не указано, что администрация составляет акт осмотра технического состояния бесхозяйной вещи совместно с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем обстоятельств, препятствующих администрации самостоятельно составить акт осмотра, не установлено. В п. 2.1.2 установлен иной порядок обследования недвижимой вещи, имеющий признаки бесхозяйной - по итогам совместного осмотра составляется соответствующий акт, а также схема расположения недвижимой вещи на топографическом плане. Доказательства того, что административным ответчиком предпринимались меры к вызову специализированной организации (МУП «Горводоканал») имеются в материалах дела.
Судом сделан вывод о том, что в течение 45 дней со дня составления акта администрация направляет предложения, разработанные совместно с отраслевыми органами мэрии, с приложением акта в Департамент земельных и имущественных отношений с целью подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Предложение в департамент администрацией направлено не было, что является бездействием. Такое предложение и не могло быть направлено в связи с невозможностью составления акта осмотра без участия МУП «Горводоканал».
Оспариваемое решение суда невозможно исполнить. Администрации придется составить акт осмотра совместно с МУП «Горводоканал». Однако поскольку на данную организацию никаких обязанностей не возложено, в случае уклонения МУП «Горводоканал» от осмотра указанных в решении объектов невозможно будет составить двухсторонний акт и направить его в Департамент земельных и имущественных отношений, исполнив тем самым решение суда.
Порядок был принят 16.05.2011 г., то есть после вступления в законную силу определения Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2010, возложившего на Департамент земельных и имущественных отношений обязанность по приему водопровода и коллектора по ул. Петухова в муниципальную собственность. Поскольку Порядок не имел обратной силы, исполнение определения Арбитражного суда Новосибирской области не должно зависеть от выявления указанных бесхозяйных объектов администрацией Кировского района. Принятие водопровода и коллектора в муниципальную собственность должно было осуществляться департаментом без учета процедуры, прописанной в Порядке, и без участия администрации Кировского района. Каких-либо обязанностей на администрацию данное определение также не возлагало. Однако данное обстоятельство также не было учтено судом.
В апелляционной жалобе Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска изложена просьба об отмене решения Кировского районного суда г. Новосибирска от 09 июня 2020 года в части удовлетворенных требований и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска указано на то, что обязанность, возложенная на Департамент определением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2010 по делу № А45-18459/2010, не может быть исполнена в обход императивно установленной законом процедуры приобретения права муниципальной собственности города Новосибирска на объекты.
Органом, обязанным инициировать процедуру принятия объектов в муниципальную собственность, является администрация Кировского района города Новосибирска. В соответствии с требованиями Порядка администрация в течение пяти рабочих дней со дня составления акта осмотра недвижимой вещи, схемы расположения недвижимой вещи на топографическом плане направляет указанный акт и схему в структурное подразделение мэрии г. Новосибирска в соответствии с назначением такой вещи (департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска). Только после получения указанных сведений департамент обязан произвести дальнейшие предусмотренные Порядком действия. Суд при принятии решения нарушил нормы Порядка, неправомерно посчитав департамент виновным в незаконном бездействии администрации Кировского района г. Новосибирска и Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав пояснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее обязаны принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую их эксплуатацию.
Как установлено судом, Протасова Г.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу г.Новосибирск, микрорайон 1-й Памирский, дом 42.
25.02.2014г. и 18.12.2018г. Протасова Г.М. обращалась в МУП г.Новосибирска «Горводоканал» с заявлением о предоставлении технических условий по подключению жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения. (л.д.82).
Протасовой Г.М. даны ответы о необходимости представления дополнительных документов в отношении земельных участков.
Согласно письму ДЗиО Мэрии г.Новосибирска от 16.09.2013г. договор аренды земельных участков на территории г.Новосибирска от 24.11.1998г. № 9254 зарегистрирован 25.11.1998 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Новосибирска, арендатором земельного участка по договору выступало ЗАО «ПСК «Сибстрой», договор аренды земельных участков расторгнут на основании Соглашения от 13.08.2010г. (л.д.89).
11.07.2019г. ДЗиО Мэрии г.Новосибирска дан ответ на обращение по вопросу оформления права муниципальной собственности на незавершенные строительством объекты: магистральный водопровод и канализационный коллектор по ул. Петухова как на бесхозяйное имущество. Сообщено, что в соответствии с Порядком выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории г.Новосибирска, утвержденным постановлением мэрии г.Новосибирска 16.05.2011г. №4074, инициирует процедуру признания права муниципальной собственности города на бесхозяйное имущество администрация района г.Новосибирска, на территории которой расположена недвижимая вещь, имеющая признаки бесхозяйной. В связи с чем, в адрес администрации Кировского района г.Новосибирска направлено обращение заявителя для работы и принятия мер. (л.д.11, 14).
17.12.2019г. администрацией Кировского района г.Новосибирска направлено письмо начальнику Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г.Новосибирска (л.д. 91) с просьбой в целях обеспечения водоснабжения микрорайона 1-й Памирский рассмотреть вопрос о включении в инвестиционную программу МУП г.Новосибирска «Горводоканал» по строительству водопроводных сетей в 2020 году строительство водопроводов в микрорайоне 1-ом Памирском.
30.12.2019г. в администрацию Кировского района г.Новосибирска поступил ответ Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г.Новосибирска (л.д.93). По информации Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г.Новосибирска магистральный водопровод и канализационный коллектор, как незавершенные строительством объекты, муниципальной собственностью не являются, в хозяйственное ведение МУП г.Новосибирска «Горводоканал» не передавались. На топографических съемках г.Новосибирска выстроенные инженерные коммуникации нанесены как недействующие. Технические условия на подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения могут быть выданы заказчику в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ 29.07.2013г. № 644.
03.12.2019г. директору МУП г.Новосибирска «Горводоканал» администрацией Кировского района г.Новосибирска направлено письмо с просьбой провести совместное с администрацией района обследование выявленных бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения (л.д.95).
19.12.2019г. в адрес администрации Кировского района г.Новосибирска от МУП г.Новосибирска «Горводоканал» поступил ответ, что предприятие не может принять в хозяйственное ведение указанные коммуникации в связи с тем, что данные сети водоснабжения и водоотведения не подключены к централизованной системе г.Новосибирска (л.д.96).
Согласно определению Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2010г. орган местного самоуправления в лице Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г.Новосибирска обязан принять имущество - незавершенный строительством водопровод (водовод) магистральный, незавершенный строительством канализационный коллектор. (л.д.15).
Указанные спорные объекты коммунальной инфраструктуры, исходя из материалов дела, не являются муниципальной собственностью и на балансе муниципальных предприятий не состоят, собственник не определен, спорные участки инженерных сетей ни за кем не закреплены, и никто не следит за их техническим состоянием.
Отсутствие собственника объектов и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей. Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на указанные бесхозяйные объекты, установлению их владельца нарушает права заявителя и иных граждан, проживающих в этом микрорайоне.
Порядок оформления права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество на территории г. Новосибирска регулируется Постановлением Мэрии г.Новосибирска от 16.05.2011г. № 4074 «Об утверждении Порядка выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории г.Новосибирска и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи».
Согласно п. 2.1 Порядка выявление бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют администрации районов города Новосибирска (далее - администрация района) путем непосредственного обнаружения указанного имущества, а также на основании заявлений физических и юридических лиц.
Пункт 2.1.2 Порядка предусматривает, что администрация района обращается в соответствующее муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска либо муниципальное учреждение города Новосибирска, осуществляющее деятельность в сферах газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, транспортной инфраструктуры (далее - муниципальная организация), для проведения обследования недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной, в случае если такая вещь является объектом газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения (далее - объект инженерной инфраструктуры) или объектом транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 2.2. Порядка администрация в течение пяти рабочих дней со дня составления акта осмотра недвижимой вещи и (или) акта осмотра, предусмотренного абзацем вторым подпункта 2.1.2 Порядка, схемы расположения недвижимой вещи на топографическом плане направляет указанный акт и схему в структурное подразделение мэрии города Новосибирска в соответствии с назначением такой вещи (далее - отраслевое подразделение) и в департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент) с приложением в адрес департамента поступивших обращений физических и юридических лиц и иных представленных ими документов.
В целях проведения проверки наличия собственника у недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной, департамент в течение 40 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пунктах 2.2, 2.3 Порядка, осуществляет сбор документов согласно перечню /п.2.4/.
После получения документов, предусмотренных пунктом 2.4 Порядка, подтверждающих отсутствие собственника у недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной, или отказ собственника от права собственности на такую недвижимую вещь, департамент: в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет копии полученных документов в отраслевое подразделение; в течение двух месяцев со дня получения осуществляет закупку кадастровых работ для муниципальных нужд в отношении выявленной бесхозяйной недвижимой вещи в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". (п.3.1).
Отраслевое подразделение в течение 25 рабочих дней со дня получения копий документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 3.1 Порядка, направляет в департамент предложения об организации использования, обслуживания, эксплуатации бесхозяйной недвижимой вещи, а в случае если указанная недвижимая вещь является объектом инженерной инфраструктуры, обеспечивает в соответствии с законодательством в сфере газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения определение организации, которая будет осуществлять содержание, обслуживание, эксплуатацию объекта инженерной инфраструктуры до признания на него права муниципальной собственности города Новосибирска. (п. 3.2).
Согласно п.п. 4.1-4.4 Порядка в целях постановки недвижимой вещи на учет как бесхозяйного недвижимого имущества департамент в течение одного месяца со дня получения технического плана на бесхозяйную недвижимую вещь обеспечивает подачу заявления по форме согласно приложению 1 к Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ N 931, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с приложением документов, предусмотренных пунктом 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1) статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1532.
По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи департамент подает в суд заявление о признании права муниципальной собственности города Новосибирска на данную бесхозяйную недвижимую вещь.
На основании вступившего в законную силу решения суда о признании права муниципальной собственности города Новосибирска на бесхозяйную недвижимую вещь департамент подает заявление на регистрацию права муниципальной собственности города Новосибирска в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
В течение пяти рабочих дней со дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости департамент включает ее в реестр муниципального имущества города Новосибирска.
Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931.
Согласно п. 5 данного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные п. 30 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N1532.
Суд установил, что администрацией района не были совершены действия, предусмотренные Порядком выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории г.Новосибирска и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, в связи с чем административным ответчиком допущено незаконное бездействие. О наличии таких объектов администрации было достоверно известно не позднее июля 2019 года, что подтверждается материалами дела, однако, до настоящего времени никаких действий, направленных на оформление права муниципальной собственности на спорные объекты предпринято не было. Переписка с Департаментом, МУП г.Новосибирска «Говодоканал» является формальной и не направлена на приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры.
Бездействие в части осуществляемых полномочий было допущено Департаментом земельных и имущественных отношений Мэрии г.Новосибирска, поскольку определением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2010г. на орган местного самоуправления в лице Департамента была возложена обязанность по принятию указанного имущества. Вопреки положениям ч.1 ст.16 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда не исполнен. Департаментом земельных и имущественных отношений Мэрии г.Новосибирска не представлено суду доказательств, что с 2010 года предпринимались в пределах полномочий указанного органа какие либо меры по исполнению определения Арбитражного суда Новосибирской области, а также по принятию в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимой вещи - водопровода магистрального и канализационного коллектора, расположенных по адресу: микрорайон 1-й Памирский города Новосибирска.
Письмо от 11.07.2019г. (л.д. 56) в адрес администрации Кировского района г.Новосибирска о направлении обращения Протасовой Г.М. по вопросу оформления права муниципальной собственности на незавершенные строительством объекты: магистральный водопровод и канализационный коллектор по ул.Петухова, как на бесхозяйное имущество также является формальным, поскольку контроль за принятием мер по указанному письму департаментом не производился, реальные действия не предпринимались. Таким образом, с учетом подлежащих применению норм права суд установил факт незаконного бездействия со стороны Департамента.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал подлежащими удовлетворению требования об обязании администрации Кировского района г.Новосибирска и ДЗиО Мэрии г.Новосибирска совершить действия по приобретению права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные вещи.
Оснований для возложения обязанностей на МУП г.Новосибирска «Горводоканал» принять в эксплуатацию водопровод магистральный и канализационный коллектор суд не установил, поскольку процедура по оформлению спорных объектов в муниципальную собственность не проведена, тогда как предприятие обязано осуществлять эксплуатацию муниципальных сетей водопровода и канализации, подключенных к централизованной системе. Признаны не подлежащими удовлетворению и требования истца обязать МУП г.Новосибирска «Горводоканал» выдать технические условия подключения индивидуального жилого дома по адресу микрорайон 1-й Памирский, 42 в Кировском районе к сетям инженерно-технического обеспечения, поскольку суд не подменяет полномочия муниципального предприятия в данном вопросе.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не находит.
Доводы жалобы администрации Кировского района г. Новосибирска о том, что ею принимались меры, направленные на составление акта осмотра, не опровергают законности выводов суда. Данные доводы являлись предметом судебной оценки, судом сделан вывод о формальном подходе к разрешению обращения Протасовой Г.М., составлению акта обследования. Администрация Кировского района г.Новосибирска последовательных и необходимых мер к реализации своих полномочий и обязанностей в указанном вопросе не предпринимала, не обращалась в суд либо иной уполномоченный орган в целях обязания муниципального предприятия принять участие в обследовании, понудить исполнить требования Порядка, утвержденного Постановлением Мэрии г.Новосибирска от 16.05.2011г. № 4074. Оснований для признания допущенного бездействия законным и не нарушающим права и законные интересы административного истца не имеется.
Доводы о том, что постановленное судом решение является неисполнимым, подлежат отклонению, поскольку основаны на предположениях, доказательств обращения администрации к МУП г. Новосибирска «Горводоканал» в порядке исполнения судебного акта и получения отказа не представлено. Вопросы невозможности исполнения судебного акта подлежат разрешению в ином порядке (глава 38 КАС РФ). Оснований для возложения судом обязанности на МУП г. Новосибирска «Горводоканал» в части обследования бесхозяйной вещи (п.2.1.2 Порядка, утв. постановлением от 16.05.2011 № 4074) не имелось, поскольку такие требования административным истцом заявлены не были.
Ссылка апеллянта на отсутствие бездействия администрации района ввиду допущенного бездействия МУП г. Новосибирска «Горводоканал» и Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска не может быть признана состоятельной, поскольку администрация района не освобождается от исполнения обязанностей, возложенных на нее приведенными выше нормами законов и иных нормативных правовых актов.
При установленных фактических обстоятельствах и поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, вывод суда о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных объектов на администрацию как орган местного самоуправления, является верным.
Доводы апелляционной жалобы Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска являлись предметом оценки суда первой инстанции, им дана подробная мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Доказательств в соответствии со ст.ст. 62, 226 КАС РФ соответствия оспариваемых действий (бездействия) требованиям нормативных правовых актов Департаментом суду и судебной коллегии представлено не было. Ссылка на то, что определение Арбитражного суда Новосибирской области не может быть исполнено в обход императивно установленной законом процедуры приобретения права муниципальной собственности города Новосибирска на объекты, не подтверждает ошибочность выводов суда.
Несогласованность действий структурных подразделений мэрии г. Новосибирска (администрации Кировского района г. Новосибирска и Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска) не может являться законным основанием для неисполнения вступивших в законную силу судебных актов, требований закона по организации водоснабжения населения и водоотведения, принятию в муниципальную собственность бесхозяйных вещей, нарушения прав граждан. Обязанности администрации района не освобождают Департамент от исполнения предусмотренных теми же положениями закона полномочий в отношении выявленного бесхозяйного имущества. Посредством установленного механизма федеральным законодателем предусмотрены гарантии по организации водоснабжения, что соотносится с реализацией соответствующих полномочий органов местного самоуправления на территориях поселений, городских округов. Неосуществление указанных мер нарушает права населения на получение услуг по водоснабжению и водоотведению.
В целом, доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда, в связи с чем в удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Кировского района г. Новосибирска, представителя Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Судья Бычкова О.Л. Дело № 2а-546/2020
Докладчик Теплякова И.М. Дело № 33а-8004/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
резолютивная часть
город Новосибирск 29 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.,
судей Тепляковой И.М., Певиной Е.А.,
при секретаре Париновой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя администрации Кировского района г.Новосибирска ФИО1, представителя Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2020 года, которым административное исковое заявление ФИО3 к Мэрии г. Новосибирска, Департаменту земельных и имущественных отношения Мэрии г. Новосибирска, МУП г. Новосибирска «Горводоканал» о признании незаконным бездействия удовлетворено частично.