ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-546/2021 от 21.07.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-546/2021 Дело №33а-2492/2021

Судья: Демидович А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 21 июля 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Протодьяконова В.С., Дьяконовой З.С.,

при секретаре Слепцовой Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Алданского районного суда от 29 апреля 2021 года, которым по делу по административному иску Задворочновой С.В. к администрации МО «Поселок Нижний Куранах» о признании бездействия незаконным,

постановлено:

в удовлетворении иска отказать.

Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Задворочнова С.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование ссылаясь на то, что она со своей семьей проживает в многоквартирном жилом доме № 15 по ул. Нагорной в пос. Нижний Куранах, Алданского района. В 2008 году в квартире истца провалился пол, обрушилась стена. После неоднократных обращений в различные инстанции распоряжением главы администрации п. Нижний Куранах от 18 марта 2020 г. дом был признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени меры по расселению жилого дома не приняты. Полагает, что бездействием администрации нарушаются права всех лиц, которые проживают в данном доме, в том числе несовершеннолетних детей. Поскольку дом находится аварийном состоянии, опасном для проживания, то администрация МО «Поселок Нижний Куранах» обязана принять соответствующие меры. Просила суд признать незаконным бездействие административного ответчика, обязать его устранить допущенные нарушения прав граждан, проживающих в указанном доме, обязать принять все меры, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ, при признании многоквартирного дома аварийным.

29 апреля 2021 г. судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласилась административный истец.

В апелляционной жалобе Задворочнова С.В. настаивает на законности и обоснованности своих требований. Считает, что проживание в данном доме представляет опасность, что подтверждается заключением специализированной организации. Бездействие администрации МО «Нижний Куранах», выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, по расселению дома, подвергает опасности здоровье и жизнь жильцов. Административное исковое заявление подано в связи с нарушением жилищных прав истца. Считает, что при принятии решения суд не учел требования Конституции РФ, международно-правовых актов. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В возражении на апелляционную жалобу административный ответчик выражает согласие с решением суда, полагая доводы жалобы необоснованными.

В судебное заседание административный истец и административный ответчик, извещенные о месте и времени надлежащим образом, не явились.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, исполнение бюджета городского округа и контроль за его исполнением.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение).

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, Задворочнова С.В. является собственником квартиры № ... в доме № 15 по ул. Нагорная, пос. Нижний Куранах. В 2008 г. обращалась в администрацию МО «Поселок Нижний Куранах» с заявлением о необходимости проведения капитального ремонта во всем доме. В 2010 г., в 2019 г. обращалась с заявлениями об установлении пригодности проживания в данном доме, его аварийности.

После обследования конструкций многоквартирного 27 ноября 2019 г. ГУП РС(Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» и проведения 03 декабря 2019 г. проверки Управлением государственного строительного и жилищного надзора РС(Я), 18 февраля 2020 года межведомственной комиссией администрации МО «Поселок Нижний Куранах» составлен акт № ... обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РС (Я), Алданский район, п. Нижний Куранах, ул. Нагорная, дом № 15. В тот же день заключением № ... межведомственной комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключение межведомственной комиссии послужило основанием издания 18 марта 2020 года главой администрации МО «Поселок Нижний Куранах» распоряжения № ... «О признании жилого дома № 15 ул. Нагорная, п. Нижний Куранах аварийным и подлежащим сносу» и уведомления жильцов аварийного дома о непригодности объекта для проживания.

14 января 2021 г. Задворочнова С.В. обратилась к главе администрации МО «Поселок Нижний» с заявлением, в котором ставила вопрос о том, какие меры приняты по расселению граждан из дома № 15 по ул. Нагорная, пос. Нижний Куранах.

25 января 2021 г. за исх.№ ... заявителю сообщено, что дом признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии. В республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительством Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50, вошли многоквартирные дома, признанные аварийными с 01 января 2012 до 01 января 2017 г. План мероприятий по расселению граждан из аварийного многоквартирного дома № 15 по ул. Нагорная, пос. Нижний Куранах будет реализовываться в последующей программе, так как дом признан аварийным в 2020 г.

02 февраля 2021 г. Задворочнова С.В. обратилась к главе администрации МО «Поселок Нижний» о принятии мер по расселению многоквартирного дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. Указывала на то, что дом является не только аварийным, но и представляет опасность для жизни и здоровья людей.

Письмом исх. № ... от 04 февраля 2021 г. административному истцу сообщено о невозможности включения многоквартирного дома в государственную программу РС(Я) до 2025 г., ей предложено сформировать пакет документов для постановки на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Полагая незаконным бездействие администрации МО «Поселок Нижний Куранах», выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ст. статьей 32 ЖК РФ, по расселению жильцов аварийного дома, Задворочнова С.В. обратилась с административным иском в суд.

Суд, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что, заявляя исковые требования Задворочнова С.В., не указала, какие действия обязан совершить административный ответчик, не указывает способ обеспечения её жилищных прав. Также суд пришел к выводу, что административным ответчиком приняты меры по признанию дома аварийным, спор по включении жилого помещения в республиканскую адресную программу отсутствует. При таких обстоятельствах суд посчитал предъявление иска преждевременным и не усмотрел нарушения прав истца.

Судебная коллегия с такими выводами суда не соглашается.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

По результатам работы комиссия принимает одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям. Данное решение оформляется в виде заключения и в 3-дневный срок направляется комиссией в орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (пункты 47 и 47(1) Положения).

В соответствии с пунктом 49 в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности. Между тем конкретные сроки отселения жильцов и сноса аварийного многоквартирного дома №15 по ул. Нагорная, пос. Нижний Куранах административным ответчиком не установлены.

В соответствии с абзацем 2 пункта 51 Положения в случае выявления оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что 27 ноября 2019 г. ГУП РС(Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» по договору с Задворочновой С.В. проведено обследование конструкций многоквартирного дома №15 по ул. Нагорная, пос. Нижний Куранах. По результатам обследования сделан вывод о том, что многоквартирный дом имеет 68% физического износа. Несущие конструкции надземной части здания находятся в аварийном техническом состоянии, опасном для жизни и здоровья людей. Проведение капитального ремонта и реконструкция жилого дома нецелесообразны.

Управлением государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) по обращению Задворочновой С.В. в прокуратуру республики по непринятию мер по признанию дома аварийным и подлежащим сносу была проведена проверка.

03 декабря 2019 г. составлен акт осмотра № ... многоквартирного дома №15 по ул. Нагорная, пос. Нижний Куранах и вынесено заключение № ... о том, что физический износ несущих и ограждающих конструкций здания в целом и отдельных его частей привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Также установлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Вышеуказанные акт и заключение направлены 16 декабря 2019 г., в том числе главе администрации МО «Поселок Нижний Куранах».

Принимая во внимание результаты проведенного ГУП РС(Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» обследования, заключение Управление государственного строительного и жилищного надзора РС(Я), судебная коллегия полагает доводы административного истца о том, что проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья жильцов, обоснованными. Однако, как следует из ответов административного ответчика, доводам административного истца об опасности проживания в аварийном доме оценка не дана, вопрос наличия оснований для незамедлительного выселения граждан не проверялся.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором проживает административный истец, не включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50, не является основанием для непринятия мер к расселению жильцов, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии опасности для жизни и здоровья проживающих в аварийном доме граждан.

Таким образом, суд соглашается с доводом административного истца о незаконном бездействии административного ответчика, повлекшей нарушение ее прав, поскольку при наличии сведений о том, что проживание в многоквартирном аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан, на которое неоднократно в своих обращениях ссылалась заявитель, административный ответчик не предпринял мер по проверке указанных обстоятельств, при подтверждении которых требуется незамедлительное решение вопроса.

При таком положении решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным. Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции не учёл указанные обстоятельства и неверно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований истца.

В силу пункта 2 ч. 1 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Алданского районного суда от 29 апреля 2021 года по делу по административному иску Задворочновой С.В. к администрации МО «Поселок Нижний Куранах» о признании бездействия незаконным отменить и принять по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление Задворочновой С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Поселок Нижний Куранах» по непринятию мер по проверке доводов Задворочновой С.В. о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № 15 по ул. Нагорная пос. Нижний Куранах.

Обязать администрацию МО «Поселок Нижний Куранах» устранить допущенное нарушение путем проверки доводов Задворочновой С.В. о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № 15 по ул. Нагорная пос. Нижний Куранах, и принятия решения о незамедлительном выселении граждан при подтверждении доводов Задворочновой С.В. и признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: М.М. Оконешникова

Судьи В.С. Протодьяконов

З.С. Дьяконова