ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-54/20 от 20.05.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Дело № ЗЗа-1247/2020 № 2а-54/2020



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 20 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Стёпина А.Б.

судей областного суда Сорокиной О.А., Берстневой Н.Н.

при помощнике судьи Тутариновой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Полустарченко Олега ФИО11 по доверенности Рябинина ФИО12 на решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Полустарченко ФИО13 к управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения незаконным,

установила:

Полустарченко О.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании распоряжения незаконным, указав, что является собственником нежилых помещений <адрес> Собственником нежилого помещения 2, расположенного по данному адресу, является Рогов И.В. Распоряжением управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 27 сентября 2019 года № р-10-03-2990 административному истцу отказано в предоставлении земельного участка площадью 546кв.м. для эксплуатации нежилого помещения в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Принятое административным ответчиком распоряжение не соответствует земельному законодательству, поскольку земельный участок расположен в зоне производственно­коммунальных объектов III класса и одним из основных видов разрешенного использования является пищевая промышленность. Согласно распоряжению административного ответчика от 27 августа 2018 года № р-10-02-1534 утверждена схема расположения земельного участка, а также предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка площадью 546кв.м., расположенного по адресу: <адрес> В связи с этим проведены работы по формированию земельного участка и постановки на кадастровый учет, а также на основании распоряжения администрации от 26 июля 2019 года № р-10-02-2303 на земельный участок установлен вид разрешенного использования - пищевая промышленность. Данный отказ противоречит Правилам установления санитарно­защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222. Считает, что распоряжение административного ответчика от 27 сентября 2019 года № р-10-02-2990 является незаконным и нарушающим права административного истца, поскольку препятствует приобрести право аренды на спорный земельный участок, и просил его отменить.

В судебном заседании представитель административного истца Полустарченко О.Е. по доверенности Рябинин В.В. поддержал административные исковые требования

в полном объеме.

Представитель административного ответчика управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», заинтересованного лица администрации муниципального образования «Г ород Астрахань» по доверенности Хомутова А.П. возражала против удовлетворения административного иска.

Административный истец Полустарченко О.Е., заинтересованное лицо Рогов И.В. участие в судебном разбирательстве не принимали.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 20 февраля 2020 года административные исковые требования Полустарченко О.Е. о признании распоряжения незаконным, оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представителем административного истца Полустарченко О.Е. по доверенности Рябининым В.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, поскольку доказательств вредного воздействия объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона не представлено. Не установлена зона с особыми условиями использования территорий и в отношении, какого объекта она установлена. Безусловного запрета на размещение в санитарно­защитной зоне объектов пищевой промышленности действующее законодательство не содержит.

На заседание судебной коллегии административный истец Полустарченко О.Е., заинтересованное лицо Рогов И.В., будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы ходатайств не предоставили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя административного истца Полустарченко О.Е. по доверенности Рябинина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Астрахань» по доверенности Хомутовой А.П., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подпункту 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3).

Как видно из материалов дела Полустарченко О.Е. и Рогов И.В. являются собственниками нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Дзержинского, 36.

9 июля 2018 года представитель Полустарченко О.Е., Рогова И.В. по доверенности Кокина А.В. в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации нежилых помещений.

Распоряжением управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 27 августа 2018 года № р-10-02- 1534 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 546кв.м. из состава земель населенных пунктов в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов III класса. Предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка в целях размещения производственных помещений (помещения 11,12,2).

12 марта 2019 года представитель Полустарченко О.Е., Рогова И.В. по доверенности Кокина А.В. обратилась в управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Дзержинского, 36, помещения 11,12,2 - пищевая промышленность.

Распоряжением управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 26 июля 2019 года № р-10-02-23 03 установлен вид разрешенного использования земельного участка площадью 546кв.м. (кадастровый номер ) - пищевая промышленность.

13 августа 2019 года представитель Полустарченко О.Е., "Рогова И.В. по доверенности Кокина А.В. в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка площадью 546кв.м., расположенного по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Дзержинского, 36 для эксплуатации нежилых помещений.

Распоряжением управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 27 сентября 2019 года № р-10-02- 2990 заявителям отказано в предоставлении в аренду земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора с видом разрешенного использования - пищевая промышленность в соответствии с подпунктом 14.1 статьи 39.16, подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использовании территории, установленные ограничения земельных участков в которой не допускают использования земельного участка, в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 17 мая 2018 года № 52 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань», приложением к которым является карта градостроительного зонирования.

Согласно данной карты испрашиваемый Полустарченко О.Е. земельный участок находится в одной из зон с особыми условиями использования территорий - в санитарно-защитной зоне.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Полустарченко О.Е. о признании распоряжения незаконным, районный суд исходил из того, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, на который установлены ограничения.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда ввиду неправильного применения норм материального права.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань», утвержденными Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 17 мая 2018 года № 52 установлено, что зоны с особыми условиями использования^ территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1).

Использование земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в пределах зон, обозначенных на карте зон ограничений градостроительной деятельности Правил, определяется ограничениями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений (подпункт «б» пункта 1 статьи 30 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань»).

Ограничения использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в санитарно-защитных зонах, установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции (пункт 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с пунктом 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222, в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства (подпункт «а»); размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями (подпункт «б»).

Исходя из содержания вышеуказанных нормативных правовых актов использование земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, не допускается, если воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Вместе с тем, таких сведений в материалы дела не представлено.

Согласно показаниям представителя административного ответчика Хомутовой А.П. санитарно-защитная зона установлена по объекту «Альфа-Порт».

Сведений о негативном воздействии объектов недвижимости, расположенных на земельном участке на объект «Альфа-Порт» в отношении, которого установлена санитарно-защитная зона, не предоставлено.

При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о невозможности пользования земельным участком на условиях аренды не соответствуют нормам материального права, в связи с чем судебная коллегия не мо&ет согласиться с выводами районного суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Расположение испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне не ограничивает его оборотоспособность и возможность использования в соответствии с видом его разрешенного использования - «пищевая промышленность».

Как видно из материалов дела земельный участок, на котором находятся принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания, сформирован из состава земель населенных пунктов в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов III класса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань», утвержденных Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 17 мая 2018 года № 52 зона производственно-коммунальных объектов III класса допускает основной вид разрешенного использования пищевая промышленность.

С учетом указанных обстоятельств нахождение земельного участка в санитарно­защитной зоне не свидетельствует о невозможности использовать участок по целевому назначению с учетом его вида разрешенного использования.

Административным истцом не представило доказательств наличия препятствий в пользовании участком в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне, а также доказательств того, что принадлежащие Полустарченко О.Е. нежилые здания относятся к тем объектам недвижимости, размещение которых запрещено в санитарно­защитной зоне.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.

С учетом фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных административных исковых требований судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления Полустарченко О.Е. к управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения незаконным. Признать распоряжение управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 27 сентября 2019 года № р-10-02-2990 «Об отказе в предоставлении в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка по ул. Дзержинского, 36 Трусовском районе с видом разрешенного использования - пищевая промышленность» незаконным и отменить.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 февраля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Полустарченко ФИО14 к управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения незаконным удовлетворить.

Признать распоряжение управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 27 сентября 2019, года № р-10-02- 2990 «Об отказе в предоставлении в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка по <адрес> с видом разрешенного использования - пищевая промышленность» незаконным и отменить.

Председательствующий:

Судьи областного суда: