Судья: Сташкова Ю.С. № 33А-3349
Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-550/2020)
(42RS0019-01-2019-011517-11)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«15» июля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Быковой С.В.,
судей Пронченко И.Е., Рюминой О.С.,
при секретаре Черняеве В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску ФИО1 к председателю Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецк ФИО2, заместителю председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецка ФИО3, Комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецка, администрации города Новокузнецка, Главе города Новокузнецка ФИО4 о признании бездействия должностных лиц, выраженного в непринятии мер по ознакомлению административного истца с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецка от представителей административного истца 03.06.2019г. незаконным
по апелляционным жалобам представителя администрации г. Новокузнецк, представителя комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк, ФИО5 на решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 16 января 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к председателю Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО2, заместителю председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО3, Комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк, администрации г. Новокузнецк, Главе г. Новокузнецк ФИО4 о признании бездействия должностных лиц, выраженного в непринятии мер по ознакомлению ее с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк от представителей административного истца 03.06.2019г. незаконным.
Требования мотивированы тем, что 15.11.2019 г. ей стало известно о том, что председатель Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО2, заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецка ФИО3, Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк, администрация г. Новокузнецк, Глава г. Новокузнецк ФИО4 допустили незаконное бездействие, заключающее в том, что административными ответчиками, как должностными лицами и органами местного самоуправления, не исполнена их обязанность, которая регулируется п. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
03.06.2019 г. по её поручению представители ФИО6, ФИО7, действующие по нотариальной доверенности, обратились в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк с устным обращением, занесено в карточку личного приёма гражданина. Поскольку изложенные в устном обращении Рутковских факты и обстоятельства не являлись очевидными и требовали дополнительной проверки, то письменный ответ на обращение был дан лишь в августе 2019 года.
На ее просьбу и неоднократные просьбы ее представителей предоставить возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения получен отказ.
В октябре 2019 г. ей стало известно о том, что прокурор г. Новокузнецк 10.10.2019 г. внёс в администрацию г. Новокузнецка адресованное Главе г. Новокузнецк представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан от 09.10.2018 г. № 110ж-2019.
Данное представление основано на собранных сотрудником прокуратуры документах, именуемых – «Надзорное производство № 1106-ж-2019», являющихся доказательствами того, что административные ответчики нарушили ее право, которое регулирует п. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Считает, что своим бездействием административными ответчиками причинены нравственные страдания, нарушено право на получение информации. До настоящего времени, административные ответчики, спустя три месяца, препятствуют знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения.
Доказательствами указанных фактов являются: представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан от 09.10.2018г. №1106ж-2019; надзорное производство № 1106ж-2019; видеозапись разговора, состоявшегося 15.10.2019г. в 16 часов 22 минут по адресу: <адрес>, участниками которого являлись Председатель Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО2, ФИО6 и ФИО7; видеозапись разговора, состоявшегося 15.11.2019г. в 11 часов 25 минут по адресу: <адрес>, участниками которого являлись заместитель Председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецка ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО6, ФИО7
Просила признать бездействие, которое допустили председатель Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО2, заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО3, Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк, администрация г. Новокузнецк, Глава г. Новокузнецк ФИО4, заключающее в непринятии мер по ознакомлению её с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения поступившего в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк от её представителей ФИО6 и ФИО7 03.06.2019 г., незаконным.
Обязать указанных должностных лиц и органы местного самоуправления, устранить допущенное нарушение, а именно: не позднее одного дня с момента вступления решения суда в законную силу ознакомить её с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк от её представителей ФИО6 и ФИО7 03.06.2019 г.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: МАФСУ «СШОР «Металлург», тренер ФИО5
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 16 января 2020 года постановлено:
признать незаконным бездействие председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО2, заместителя председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецка ФИО3, Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк, администрации г. Новокузнецк, Главы г. Новокузнецк ФИО4, выраженное в непринятии мер по ознакомлению административного истца с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк от представителей административного истца 03.06.2019г.;
обязать административных ответчиков устранить нарушение прав административного истца, а именно: не позднее 01 (одного) дня с момента вступления решения суда в законную силу ознакомить ФИО1 с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк от представителей административного истца 03.06.2019г.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Новокузнецк ФИО10 просит решение суда отменить.
Указывает на то, что препятствовать в ознакомлении с документами и материалами и отказывать в ознакомлении с ними значит совершать определенные действий, т.е. открыто выражать свою позицию относительно заявленной просьбы. Подобные действия, выраженные в препятствии и отказе, не могут быть квалифицированы как бездействие. Однако суд этой разницы не увидел.
Административный истец не указывает, где и когда были совершенны Главой г. Новокузнецк ФИО4 и администрацией г. Новокузнецк указанные действия и бездействие и в чем они выражались. Судом указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены не были, поэтому не нашли своего отражения и оценки в судебном решении.
Суд констатирует незаконное бездействие, в том числе и со стороны Главы г. Новокузнецк и со стороны администрации г. Новокузнецк, но при этом не ссылается на какие-либо доказательства, подтверждающие их бездействие.
Право на ознакомление с документами и материалами, связанными с рассмотрением обращения, возникает в связи с поступлением данного обращения в орган местного самоуправления к должностному лицу, в чьей компетенции находится решение вопросов, содержащихся в обращении. Устное обращение представителей ФИО1 03.06.2019 г. в администрацию г. Новокузнецка и к Главе г. Новокузнецк не поступало, поэтому никаких обязанностей, в связи с этим обращением у них возникнуть не могло.
ФИО1 по вопросу ее ознакомления с документами и материалами, связанными с рассмотрением устного обращения ее представителей в Комитет 03.06.2019 г., обращалась непосредственно в Комитет. Законных оснований, по которым администрация г. Новокузнецк и Глава г. Новокузнецк совместно с председателем Комитета, заместителем председателя Комитета и Комитетом обязаны ознакомить ФИО1 с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в Комитет 03.06.2019 г., нет. В решении данные основания не приведены.
Выводов о незаконном бездействии со стороны органов местного самоуправления и должностных лиц, к которым заявлен административный иск ФИО1, а также выводы о допущенных со стороны Главы г. Новокузнецк или администрации г. Новокузнецк при рассмотрении устного обращения представителей ФИО1 в Комитет 03.06.2019 г. нарушениях в представлении прокурора г. Новокузнецк отсутствуют.
Направление представления прокурора г. Новокузнецк в адрес Главы г. Новокузнецк и подготовку ответа на него нельзя расценивать как обстоятельства, подтверждающие, что со стороны Главы г. Новокузнецк и администрации г. Новокузнецк было допущено незаконное бездействие в отношении ФИО1 и были нарушены ее права и законные интересы.
Суд не дал никакой оценки обстоятельствам, указывающим на то, что в ходе судебного разбирательства ФИО1 были переданы документы, касающиеся рассмотрения устного обращения ее представителей 03.06.2019 г. После того как административное исковое заявление ФИО1 было принято к производству суда и было возбуждено производство по административному делу (определение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 26.11.2019), на имя Главы г. Новокузнецк поступило обращение ФИО1 от 13.12.2019 г. В своем обращении она сообщала о длительном неисполнении требований закона по ознакомлению ее с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения ее представителей в Комитет 03.06.2019 г., имевшем место со стороны муниципальных служащих - председателя Комитета ФИО11 и заместителя председателя Комитета ФИО3
Для рассмотрения обращения ФИО1 у Комитета были запрошены документы и материалы, касающиеся рассмотрения устного обращения 03.06.2019 г., с которыми она может быть ознакомлена без нарушения требований и запретов, установленных федеральным законодательством. В частности, были представлены протокол совместной встречи руководства школы и членов родительского комитета команды «ДЮСШ - Металлург - 2010» от 09.08.2019; протокол малого тренерского совета МАФСУ от 09.08.2019; объяснительная тренера ФИО5 директору учреждения. Копии указанных документов были повторно направлены вместе с цветом на обращение ФИО1 на электронный адрес, указанный ею в обращении, а также по почте заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес, указанный ею в обращении, 13.01.2020.
Считает, что это свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны администрации г. Новокузнецк и Главы г. Новокузнецк.
Получение этих документов не оспаривается административным истцом.
Судом был установлен факт ознакомления ФИО1 с материалами проведенных проверок, что исключает обвинение в бездействии со стороны административных ответчиков, но при этом суд не исключает, т.е. предполагает возможное существование иных документов, касающихся работы по обращению от 03.06.2019 г. При этом в судебном заседании не было установлено, с какими именно документами надлежит ознакомить ФИО1 административным ответчикам, их существование и наличие у административных ответчиков достоверно не установлено и ничем не подтверждено. Ни ФИО1, ни суд не конкретизировал, с какими именно документами следует ознакомить административного истца административным ответчикам, что делает решение суда неисполним. Подобная неясность создает условия для злоупотребления со стороны ФИО1 своими правами, поскольку каждый раз ей будет казаться, что ей представлены не все документы и материалы, либо документы и материалы, содержание которых ее не устраивает.
Считает, что судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значения для дела, также не нашли своего подтверждения обстоятельства, которые суд посчитал установленными. Более того, судом даже не установлено, что в конечном итоге оспаривает ФИО1 - отказ в ознакомлении с документами и материалами либо действие в их непредоставлении для ознакомления, поскольку в решении речь идет и о том, и о другом. Между тем от определения данных обстоятельств зависит установление того, были ли соблюдены ФИО1 сроки для обращения в суд, поскольку об отказе она узнала 20.08.2019 г., а о бездействии, по ее утверждению, только 15.11.2019 г.
Судом неправильно применены нормы материального права, а именно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В апелляционной жалобе представитель комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО8 просит решение суда отменить.
Указывает на то, что материалы проверок, которые просила предоставить ФИО1 через своих представителей для ознакомления, составлялись при проведении проверки соблюдения законодательства другими лицами -ФИО5, в отношении которого проводилась проверка.
Доводы обращения представителей ФИО1 от 03 июня 2019 г. о том, что тренер ФИО5 допускает в ходе своей работы нарушения финансовой дисциплины не нашли подтверждения в ходе проверки, проведенной комитетом. В результате проверок нарушения прав ФИО1 установлено не было.
Предоставление ФИО1 через ее представителей, в том числе для ознакомления материалов проверки, затронет права, свободы и законные интересы ФИО5, который не давал своего согласия на распространение информации о нем, что приведет к нарушению положений п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Из приведенных положений законодательства следует, что комитетом по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк, должностными лицами обоснованно не были предоставлены представителям ФИО1 для ознакомления материалы проверок, поскольку предоставление указанных материалов проверок привело бы к нарушению прав, свобод и законных интересов ФИО5, в отношении которого проводилась проверка.
Считает, что выводы суда являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Не согласна с суждениями суда о том, что в ходе работы по обращению от 03.06.2019 г. возникли еще материалы, помимо представленных ответчиком, поскольку какого либо отдельного производства по обращению от 03.06.2019 г. не сформировано, так как данные суждения основаны на предположении, не подкреплены доказательствами и не мотивированы судом должным образом, что противоречит правилам оценки доказательств, установленным ст.ст. 59 и 84 КАС РФ, а также требованиям, предъявляемым к судебному решению (ст. 176, 178, 180 КАС РФ).
Суд указывает на вероятность наличия иных документов в материалах проверки, применяя термин «не исключено». Между тем, судом не учтено, что проверки в отношении тренера ФИО5 проводились так же непосредственно школой, на основании многочисленных запросов правоохранительных органов на основании заявлений ФИО1 или ее представителей.
В этой связи считает, что уже вторично переданные все материалы проверки одним из ответчиков, свидетельствуют об однозначном отсутствии оснований для удовлетворения иска. Так в судебном заседании было установлено, что ФИО1 по электронной почте, по почте России письмом отправителя - администрация г. Новокузнецк получила материалы проверки повторно.
Считает, что выводы суда, изложенные в судебном решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом неверно, а потому решение суда подлежит отмене.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит решение суда отменить.
Указывает на то, что о проверке в отношении него по устному обращению от 03.06.2019 г. он узнал от своего работодателя. До этого по заявлению ФИО1 его неоднократно так же проверяли и полиция, и ОБЭП, и прокуратура.
По проверкам со стороны правоохранительных органов так же проводились мероприятия внутри их коллектива. его проверяли везде. Никаких доказательств нарушения прав ФИО1 от его действий или бездействий не установлено.
В рамках проверки комитета он лично предоставил распечатки движения денежных средств по его счетам в обосновании того, что он денег в том числе от ФИО1 не получал и не требовал. Он не разрешал и не разрешает указанные документы, а также иные, касающиеся его личности передавать иным лицам.
Считает, что ФИО1 многократно реализовала свое право на ознакомление с допустимыми для ознакомления материалами проверки по обращению в комитет. При этом, его личность по ее обращениям в другие органы была проверена полностью.
На апелляционные жалобы представителями ФИО1 ФИО6, ФИО7, прокурором г. Новокузнецк Заратовским О.С. принесены возражения.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Жумаеву Е.Ю., поддержавшую доводы возражений, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Положения ст. 13 указанного Федерального закона определяют порядок организации личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления. В силу ч. 1 вышеуказанной статьи личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ч. 3).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от № 59-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 03.06.2019 г. по поручению ФИО1 ее представители ФИО6, ФИО7, действующие по нотариальной доверенности, обратились в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк с устным обращением о финансовых и педагогических нарушениях тренера МАОУ ДО «СШОР «Металлург» ФИО5
13.08.2019 г. на указанное обращение направлен ответ председателя комитета ФИО2, в котором сообщено следующее: по итогам проведенных проверочных мероприятий, а именно: 09.08.2019 г. проведена встреча с членами родительского комитета группы: ФИО12 и ФИО13 на тему взаимоотношений между детьми и тренера с детьми. 09.08.2019 г. был проведен малый тренерский совет в составе : директор ФИО14, старший тренер ЗТР ФИО15, тренеры ЗТР ФИО16, ФИО17, ФИО18, были представлены объяснения ФИО5 и иных мероприятий, проведенных в пределах компетенции как самого работодателя тренера ФИО5, Муниципального автономного физкультурно-спортивного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Металлург» так и Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Новокузнецк, как учредителя МАФСУ «СШОР «Металлург», каких-либо данных, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, не установлено (л.д.38 т.2).
В данном ответе не содержит информации о том, что вместе с ним ФИО1 направлены какие-либо документы проведенной проверки по ее обращению.
19.08.2019 г. ФИО1 обратилась с заявлением к председателю комитета по физической культуре, спорту и туризму Администрации г. Новокузнецк ФИО2, в котором просила предоставить возможность знакомства со всеми материалами проверки трудовой деятельности тренера ФИО5 и результаты служебной проверки в письменном виде, т.к. в соответствии с приказом ФИО2 №21 от 11.07.2019 г. итоги проверки должны были быть предоставлены еще 01.08.2019 г., 30-ти дневный срок рассмотрения заявлений и обращений граждан истек 11.08.2019 г. (л.д.76 т.1).
На данное заявление ФИО1 дан ответ, датированный 20.08.2019г. за подписью Председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2, из содержания которого следует, что 13 августа 2019 г. ФИО1 был направлен официальный ответ на обращение на электронный адрес и письмом по почте, а также сообщается о том, что запрашиваемые ФИО1 материалы проверок предоставить не представляется возможным, так как данные документы затрагивают права и интересы третьих лиц (л.д.77 т.1).
11.09.2019 г. в прокуратуру г. Новокузнецк обратилась ФИО1 по факту ненадлежащих действий (бездействии) председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2 в части ненадлежащего рассмотрения обращения заявителя о финансовых и педагогических нарушениях тренера МАОУ ДО «СШОР «Металлург» ФИО5, а также в отказе заявителю в ознакомлении с какими-либо материалами проверки по её заявлению по указанному вопросу.
25.09.2019 г. в адрес Администрации г. Новокузнецк, Председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2 вынесено требование прокурора о предоставлении информации и копии документов, в связи с организацией проверки по обращению ФИО1
В срок до 02.10.2019 г. необходимо было предоставить материалы служебной проверки с приложением обращения ФИО1 и ответа данного заявителю по факту финансовых и педагогических нарушений тренера МАОУ ДО «СШОР «Металлург» ФИО5, а также по факту отказа в ознакомлении с материалами проведенной проверки по указанным фактам.
Проверкой установлено, что по результатам рассмотрения настоящего обращения доводы, изложенные в обращении от 11.09.2019 г. нашли свое подтверждение.
Ненадлежащее рассмотрение обращения со стороны председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2 выразилось в следующем.
Ненадлежащее оформление председателем Комитета на личном приёме от 03.06.2019 г. при принятии устного обращения представителя ФИО1 – ФИО6 в нарушение требований ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не были занесены в карточку личного приёма гражданина. Содержание устного обращения заявителя не было занесено в журнал учёта обращений граждан.
Нарушение срока рассмотрения устного обращения заявителя от 03.06.2019 г., ответ на который председателем Комитета был направлен административному истцу 13.08.2019 г., то есть по истечении двух месяцев, чем нарушен тридцатидневный срок рассмотрения обращений граждан, предусмотренный ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ.
Направление ответа от 13.08.2019 г. не по существу поставленных вопросов в устном обращении заявителя от 03.06.2019 г., озвученных на личном приёме у председателя Комитета, чем нарушены пункты 1,4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ. Ответ председателя Комитета ФИО2 не отражает существо вопросов, озвученных в устном обращении на личном приёме, что подтверждается объяснением председателя Комитета ФИО2 от 07.10.2019 г.
Не ознакомление заявителя с документами и материалам проверки, касающимися рассмотрения обращения (устного обращения от 03.06.2019 г.), чем нарушен пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ. Исходя из содержания ответа от 20.08.2019 г. председателем Комитета заявителю было отказано в ознакомлении с материалами проверки в полном объеме, чем нарушены права гражданина при рассмотрении обращения.
В статье 12 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
В нарушении данной нормы закона председателем Комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2 ненадлежащим образом исполнены возложенные на них обязанности, что является причиной допущенных нарушений закона. Условием, способствующим возникновению данных нарушений, является отсутствие надлежащего контроля со стороны вышестоящих должностных лиц за соблюдением законодательства в указанной сфере, а также за действиями своих подчиненных.
По результатам рассмотрения обращения ФИО1 прокурором города в адрес Главы города Новокузнецк было внесено представление от 09.10.2018 г. об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан., в котором указано: безотлагательно рассмотреть представление с участием прокурора города, принять меры к устранению выявленных нарушений закона, недопущению указанных нарушений впредь, а также к устранению причин и условий, способствующих нарушению закона, решить вопрос о привлечении к ответственности председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2, виновной в допущении нарушений законодательства, о результатах рассмотрения данного представления и принятых мерах сообщить прокурору города Новокузнецк в письменной форме не позднее одного месяца со дня получения представления. (л.д.16-18 т.1).
В своем ответе от 08.11.2019 г. на представление прокурора Глава г. Новокузнецк ФИО4 сообщает, что заместителем Главы города по социальным вопросам было инициировано совещание, на котором присутствовали должностные лица Комитета и МАФСУ «СШОР «Металлург», на котором проанализированы недостатки работы должностных лиц Комитета в части не представления ответа в течение тридцати дней с даты личного приёма, указано на необходимость чётко исполнять требования Федерального закона № 59-ФЗ.
Указанное представление прокурора оспорено в установленном законом порядке не было.
По заявлению ФИО1 от 14.10.2019 г. она была ознакомлена с материалами прокурорской проверки по ее заявлению, в которой находились и материалы проверки, проведенной комитетом по физической культуре, спорту и туризму, 22.10.2019 г. (л.д.107-110 т.2).
10.01.2020 г. главой г.Новокузнецк ФИО1 дан ответ на ее обращение по поводу неознакомления ее с материалами проверки по ее заявлению, в котором указано, что 13.08.2019 г. ей было сообщено, что по итогам проверочных материалов 09.08.2019 г. были проведены встреча с членами родительского комитета и заседание малого тренерского совета Муниципального автономного физкультурно-спортивного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Металлург», и, кроме того, получены объяснения тренера ФИО5 и к ответу были приложены указанные копии протоколов и объяснения ФИО5 (л.д.156-157 т.1).
Разрешая спор по существу, суд, установив указанные обстоятельства, сделал вывод о том, что административные ответчики, которыми являются председатель комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО2, заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецк ФИО3, комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецк, администрация города Новокузнецк, Глава города Новокузнецк ФИО4 допустили длительное бездействие со стороны, выразившемся в не ознакомлении ФИО1 с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецк от представителей ФИО1
Ознакомление ФИО1 с материалами проведенных проверок после вмешательства прокуратуры г. Новокузнецк и с надзорным производством №1106ж-2019 г., в котором присутствуют документы, относящиеся к документам, возникшим в рамках приказа от 11.07.2019 г. №21 и касающиеся обращения от 03.06.2019 г., суд не принял во внимание в связи с тем, что однозначно утверждать о том, что никаких иных документов в ходе работы по обращению от 03.06.2019г. не возникло нельзя, поскольку какого либо отдельного производства по обращению от 03.06.2019г. не сформировано.
Судебная коллегия считает вывод суда о необходимости признания не незаконным бездействия главы г. Новокузнецк ФИО4, администрации г.Новокузнецк, заместителя председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму, выраженное в непринятии мер по ознакомлению административного истца с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк от представителей административного истца 03.06.2019г. и обязании их ознакомить ФИО1 с материалами проверки неправильным, противоречащим материалам дела.
Так, судом установлено, что с заявлением об ознакомлении с материалами рассмотрения обращения ФИО1, последняя обратилась именно к председателю комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Новокузнецк ФИО2 и именно она отказала ФИО1 в ознакомления с материалами проверки, что подтверждается ответом от 20.08.2019 г. (л.д.77 т.1).
Данное обстоятельство отражено и в представлении прокурора г.Новокузнецк и в ответе главы г.Новокузнецк от 08.11.2019 г. (л.д.102-103 т.2).
К главе г.Новокузнецк ФИО4 и в администрацию г.Новокузнецк ФИО1 с заявлением об ознакомлении с материалами проверки, проведенной по устному обращению ее представителей в Комитет по физической культуре, спорту и тризму, не обращалась и глава г.Новокузнецк ФИО4 и администрация г.Новокузнецк не отказывала ей в ознакомлении с указанными материалами проверки.
Действительно, согласно Положения о Комитете по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Новокузнецк (далее Комитет) является отраслевым органом администрации г.Новокузнецк и входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа ( п.1.1). Работники Комитета являются муниципальными служащими, на них в полной мере распространяется законодательство о муниципальной службе. ( п.1.7). Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Главой города Новокузнецк ( п. 5.3), осуществляет руководство Комитетом (п.5.5.1), в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками Комитета и подведомственными муниципальными организациями, осуществляет контроль за их исполнением (п. 5.5.3), осуществляет в установленном порядке прием граждан, организует рассмотрение их обращений ( п.5.5.10).
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу, утвержденному постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117, орган администрации города Новокузнецка является юридическим лицом наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и организации деятельности органа местного самоуправления.
Глава города наделен распорядительно-властными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Однако, указанные положения в данном случае не влекут ответственности главы г.Новокузнецк и администрации г.Новокузнецк по вопросу ознакомления ФИО1 с материалами проверки, проведенной по ее обращению в комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Новокузнецк, с которым она через своих представителей обратилась именно в комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Новокузнецк.
Признавая незаконным бездействие заместителя председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму, суд не установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а именно не указал, когда именно этим лицом было отказано ФИО1 в ознакомлении с материалами проверки на основании ее заявления от 19.08.2019 г.
Доказательств того, что к данному лицу ФИО1 обращалась с заявлением об ознакомлении ее с материалами проверки ФИО1 не представлено и судом не добыто.
Указывая в административном исковом заявлении административными ответчиками по делу главу г. Новокузнецк ФИО4, администрацию г.Новокузнецк, заместителя председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму, описывая существо своих требований, ФИО1 указывает, что в ознакомлении с материалами проверки, проведенной по ее устному заявлению отказала именно председатель комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2, какие действия, нарушающие права и законные интересы в связи с отказом ФИО2 в ознакомлении ФИО1 с материалами проведенной по ее обращению проверки совершены главой г. Новокузнецк ФИО4, администрацией г.Новокузнецк, заместителем председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО1 не указывает и суд в решении суда также не установил какие именно действия совершены указанными ответчиками, которые послужили основанием удовлетворения исковых требований в отношении них.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что вывод суда о том, что обязанность по ознакомлению ФИО1 лежит на главе г.Новокузнецк и администрации г.Новокузнецк, заместителе комитета по физической культуре, спорту и туризму противоречит установленным судом обстоятельствам, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в этой части.
Из материалов дела усматривается, что председателем комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2 было отказано в ознакомлении ФИО1 с материалами проведенной по ее заявлению проверки и до настоящего времени председатель комитета по физической культуре, спорту и туризму ФИО2 так и не ознакомила ФИО1 с материалами проведенной проверки.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Отказывая ФИО1 в ознакомлении с материалами проверки, проведенной по ее обращению, ФИО2 сослалась на то, что данные документы затрагивают права и интересы третьих лиц.
Однако доказательств, подтверждающих, что именно все документы, затрагивают права и интересы третьих лиц, не представлены.
Из материалов дела усматривается, что по заявлению ФИО1 от 14.10.2019 г. она была ознакомлена с материалами прокурорской проверки по ее заявлению, в которой находились и материалы проверки, проведенной комитетом по физической культуре, спорту и туризму, 22.10.2019 г. (л.д.107-110 т.2).
Из материалов прокурорской проверки не усматривается, что все материалы проведенной по ее заявлению комитетом проверке затрагивают права и законные интересы третьих лиц.
Из ответа главы г.Новокузнецк также не усматривается, что материалы проведенной по устному обращению ФИО1 содержат только те документы, которые ей направлены, в ответе указано, что другие материалы затрагивают права и законные интересы третьих лиц, однако какие это материалы не указано, нет доказательств, что материалы, с которыми не ознакомлена ФИО1 затрагивают права и законные интересы третьих лиц.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что бездействие председателя комитета ФИО2, выразившееся в отказе в ознакомлении ФИО1 с материалами проверки, является незаконным, в связи с тем, что ФИО2 является руководителем комитета, действовала от его имени, суд обоснованно признал незаконным бездействие комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Новокузнецк, выразившееся в отказе в ознакомлении ФИО1 с материалами проверки, которые нарушают права и законные интересы ФИО1 и обоснованно возложил на комитет по физической культуре, спорту и туризму обязанность восстановить нарушенное право ФИО1
Однако возлагая обязанность восстановить нарушенное право ФИО1 на ФИО2, суд не учел, что трудовой договор с ней расторгнут распоряжением администрации г.Новокузнецк 23.01.2020 г. (л.д.230 т.2), этому и в этой части решение суда подлежит отмене.
+
Ознакомление ФИО1 с материалами прокурорской проверки, в материалах которой находятся и материалы проверки, проведенной по обращению ФИО1 не свидетельствует о восстановлении ее прав на ознакомление с материалами проверки председателем комитета ФИО2, которая до настоящего времени не выполнила требования закона, нарушая права и законные интересы ФИО1 на ознакомление с материалами проверки. Суду не представлено доказательств, что материалы проверки, с которым не ознакомлена ФИО1, затрагивают права и законные интересы третьих лиц.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда в этой части не имеется.
Доводы жалобы в этой части не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 16 января 2020 года в части признания незаконным бездействия председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО2, комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк, выраженное в непринятии мер по ознакомлению административного истца с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк от представителей административного истца 03.06.2019 г., оставить без изменения.
В остальной части решение суда отменить.
Вынести новое решение: ФИО1 отказать в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия заместителя председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк ФИО3, администрации г. Новокузнецк, Главы г. Новокузнецк ФИО4, выраженное в непринятии мер по ознакомлению административного истца с документами и материалами, касающимися рассмотрения устного обращения, поступившего в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Новокузнецк от представителей административного истца 03.06.2019г. и обязании их устранить нарушение прав административного истца.
Возложить на комитет по физической культуре, спорту и туризму обязанность устранить нарушение прав ФИО1
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: