Судья Теркулов Х.А. Дело № 33а-26290/22 (2а-555/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск, Московская область 17 августа 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Климовского Р.В., Киселёва И.И.,
при секретаре Зарапиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шулупы А. Ю. на решение Солнечногорского городского суда от по административному делу по административному исковому заявлению Шулупы А. Ю. к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа , администрации городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обязании устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Климовского Р.В., объяснения представителя Шулупы А.Ю., по доверенности Кудерова В.В., представителя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Чернуцкой И.Н., представителя Комитета лесного хозяйства по доверенности Чепурковой Е.С.,
установила:
Шулупа А.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа (далее также – Администрация) и Комитету по управлению имуществом администрации городского округа о признании незаконным решения от №Р49118880 об отказе в присвоении категории земельному участку, возложении обязанности присвоить земельному участку категорию земель.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010619:114 не установлена категория земель.
Оспариваемым решением Администрации ему отказано в удовлетворении заявления о присвоении названному земельному участку категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, поскольку земельный участок частично имеет пересечение с землями лесного фонда.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 07 апреля 2022 г. административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шулупа А.Ю., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств по делу, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации ст. 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее также – Федеральный закон № 172-ФЗ) и установив, что имеются сведения о пересечении земельного участка административного истца с землями лесного фонда, пришел к выводу, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным.
Судебная коллегия, не может согласиться с выводами суда.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда (ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ).
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (ч. 12 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ).
В силу ч. 14. ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.
Так, согласно ч. 4. ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 г.: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 г..
Распоряжением Минмособлимущества от 12 ноября 2020 г. N 15ВР-1502 утверждена типовая форма административного регламента предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», которая подлежит применению к правоотношениям, возникающим с 01 января 2020 г. (далее также – Типовой регламент).
В силу п. 5.1. Типового регламента органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Администрация, на территории которой расположен земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги указан в п. 13.2 Типового регламента, в частности, п. 13.2.6 - наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда, за исключением случаев отнесения к категории земель, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ) и п. 13.2.7 установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Аналогичные основания для отказа предусмотрены п.п. 13.1.12 и 13.1.13 временного порядка предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» утвержденного постановлением администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 09 января 2020 г. № 03 (далее также - Порядок).
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 7, ст. 101 ЗК РФ земли лесного фонда представляют собой одну из категорий земель, устанавливаемых в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В силу ст.ст. 6, 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться на землях лесного фонда, а также на землях, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Шулупе А.Ю. с принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, , д. Новый Стан, с/т «Заимка», участок .
По сведениям ЕГРН, земельный участок поставлен на кадастровый учет , категория земель не установлена, вид разрешенного использования «для садоводства».
Согласно сведениям, представленным Мособлархитектурой, земельный участок с кадастровым номером расположен в силу генерального плана городского округа , утвержденного решением Совета депутатов городского округа от в функциональной зоне Р9 «Зона осуществления историко-культурной деятельности» Дополнительно указано, что земельный участок расположен на карте несогласованных вопросов в части имеющего перечечение сведений государственного лесного реестра. При этом Мособлархитектура дополнительно указал, что земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа , утвержденным постановлением администрации городского округа от , находится в территориальной зоне СХ-2, также отметив наличие частичного пересечения сведений государственного лесного реестра и ЕГРН.
Административный истец обратился в Администрацию с заявлением об установлении категории земель в отношении названного земельного участка, которое зарегистрировано под номером Р49118880.
Администрация решением от отказа в оказании муниципальной услуги по основаниям, предусмотренным п.п. и Порядка.
Как усматривается из отзыва Комитета лесного хозяйства и приложенного к нему картографического материала, земельный участок административного истца с кадастровым номером имеет пересечение с землями лесного фонда площадью 74.79 кв. м. При этом сопоставление графических данных о площади наложения с данными ЕГРН позволяют установить, что наложение приходится на границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010617:29. Между тем, как следует из открытых данных публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, указанное в качестве основания для отказа в оказании муниципальной услуги по установлении категории земель – пересечение с землями лесного фонда опровергается материалами дела.
Второе из указанных оснований – нахождение земельного участка в функциональной зоне Р9 Генерального плана и Правил землепользования и застройки также не подтверждается материалами дела, т.к. как следует из заключение Мособлархитектуры, земельный участок расположен как в функциональной зоне Р9, так и в территориальной зоне СХ-2 т.е. зоне для ведения сельскохозяйственной деятельности. Следовательно имеются противоречия между документами территориального планирования и градостроительного зонирования, которые не выяснены административным ответчиком при вынесении оспариваемого отказа. Администрация указала на безусловное нахождение земельного участка в зонах, исключающих возможность установления испрашиваемой категории земель.
Следовательно, оспариваемый отказ Администрации является незаконным. Решение Солнечногорского городского суда Московской области от 07 апреля 2022 г. подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска в части признания незаконным решения администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 09 сентября 2021 г. Р49118880.
С учетом ст.ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации и положений ст. 227 КАС РФ надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца является возложение обязанности на администрацию городского округа повторно рассмотреть заявление Шулупы А. Ю. об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 07 апреля 2022 г. отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в части. Признать незаконным решение администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 09 сентября 2021 г. Р001-7423766037-49118880.
Возложить обязанность на администрацию городского округа Солнечногорск Московской области повторно рассмотреть заявление Шулупы А. Ю. об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи