КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Севодина О.В.
УИД 39RS0020-01-2021-000427-64
Дело № 2а-559/2021
№ 33а-5571/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Мухарычина В.Ю.
судей Куниной А.Ю., Филатовой Н.В.
при секретаре Журавлевой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Зайцевой Нэлли Алексеевны – Андреева А.В.на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 23 августа 2021 года по административному иску Зайцевой Нэлли Алексеевны к Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании регистрации сервитута, внесении изменений в ЕГРН в части аннулирования указанной записи
Заслушав доклад судьи Куниной А.Ю., объяснения представителя Зайцевой Н.А. – Андреева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Росреестра по Калининградской области – Кришанс Н.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Зайцева Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просила признать незаконным государственную регистрацию прав (ограничений) в отношении земельного участка с КН №, площадью 21952 кв.м в части внесения записи об ограничении права в виде публичного сервитута в отношении земельного участка с учетным номером №, площадью 181 кв.м.; внести изменения в ЕГРН об объектах недвижимости в части аннулирования указанной записи о государственной регистрации прав (обременений) (л.д. 5,6).
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с КН №, площадью 21952 кв.м., расположенного по ул. <адрес>.
05.08.2020 в адрес истца от администрации МО «Светлогорский городской округ» поступило постановление от 27.07.2020 № 534 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в городе Светлогорске в целях размещения объектов электросетевого хозяйства».
Из содержания данного постановления следует, что в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка установлен публичный сервитут, площадью 181 кв.м, сроком на 49 лет для размещения объекта электросетевого хозяйства: «Строительство ТП15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ15-176 г. <адрес>».
26.12.2020 истцом получено извещение нотариуса Светлогорского нотариального округа о внесении АО «Янтарьэнерго» на депозит нотариуса денежных средств в размере 72 340 руб. в качестве платы за публичный сервитут в отношении указанного выше земельного участка.
Административный истец, полагая, что действиями административного ответчика по регистрации указанного обременения и внесению соответствующих записей в ЕГРН нарушаются ее права, обратилась в суд с указанным иском.
Оспаривая действия административного ответчика, административный истец ссылается на то, что при регистрации ограничения права в виде публичного сервитута в отношении земельного участка с учетным номером № она не присутствовала, в связи с чем, такая регистрация проведена в нарушение действующего законодательства.
Полагает, что в результате противоправных действий со стороны административного ответчика, выразившихся в незаконной регистрации ограничения (обременения) прав на принадлежащий ей земельный участок, стало возможным использование данного участка третьим лицом, без согласия на то собственника земельного участка.
23 августа 2021 года Светлогорским городским судом Калининградской области было принятое решение об отказе в иске.
На принятое судом решение административным истцом принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене принятого по делу решения и удовлетворении иска.
Податель жалобы настаивает на том, что регистрация обременения в виде публичного сервитута была проведена в нарушение требований закона, ссылается на отсутствие согласия в такой регистрации правообладателя земельного участка.
Полагает, что регистрация обременения позволяет использовать участок третьему лицу, на что административный истец своего согласия не давал.
Обращает внимание, что после отмены постановления об установлении сервитута соответствующих записей в ЕГРН не внесено, прежняя запись не аннулирована. Сама по себе отмена постановления не свидетельствует о законности действий административного ответчика по внесению сведений в ЕГРН о регистрации данного обременения.
В суд апелляционной инстанции явились представитель Зайцевой Н.А. – Андреев А.В., представитель Управления Росреестра по Калининградской области – Кришанс Н.А.
Иные участники судебного процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 150, 307 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зайцева Н.А. с 17.09.2013 является собственником земельного участка с КН №, площадью 21 952 кв.м., почтовый адрес: гор. <адрес> с видом разрешенного использования – для эксплуатации пионерского лагеря, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
Постановлением главы администрации МО «Светлогорский городской округ» от 27.07.2020 № 534 по ходатайству АО «Янтарьэнерго» в отношении пяти земельных участков, расположенных по ул. <адрес>, включая земельный участок истца, установлен публичный сервитут для размещения объекта электросетевого хозяйства «Строительство ТП15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ15-176 (инв. 5115666), утверждены границы сервитута, определен срок сервитута – 49 лет.
Указанным выше постановлением на АО «Янтарьэнерго» возложена обязанность с правообладателями земельных участков с КН №, №, №, №, №, № заключить соответствующее соглашение об осуществлении публичного сервитута (л.д. 11-13).
Регистрирующим органом осуществлены действия по несению в ЕГРН сведений о публичном сервитуте.
На депозит нотариуса Светлогорского нотариального округа Калининградской области ФИО1 АО «Янтарьэнерго» внесена сумма в размере 72 340 руб. в качестве платы за публичный сервитут для последующей передаче денежных средств собственнику участка Зайцевой Н.А.(л.д. 14).
В связи с согласованием иного варианта прохождения трассы линейного объекта «Строительство ТП15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ15-176 (инв. 5115666), на основании заявления АО «Янтарьэнерго» постановление администрации № 534 от 27 июля 2020 года было отменено. Соответствующее решение было принято администраций 13 апреля 2021 года, издано постановление № 287 (л.д. 59).
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указывает, что при незаконной, по его мнению, регистрации ограничения (обременения) прав на принадлежащий ему земельный участок, стало возможным использование данного участка третьим лицом, без согласия на то собственника земельного участка. Указанные действия административного ответчика произведены в нарушение требований закона, что является основанием для признания таких действий незаконными.
Разрешая спор, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований административного истца и признания действий Управления Росреестра по Калининградской области незаконными.
С решением суда судебная коллегия соглашается, находит его правильным, основанным на законе.
Оспаривая действия административного ответчика и требуя аннулировать запись в ЕГРН о государственной регистрации обременения в виде публичного сервитута, установленного администрацией постановлением № 534 от 27.07.2020 года, административный истец указывает, что регистрация данного обременения была произведена без ее согласия, что является нарушением требований закона, поскольку для совершения любых регистрационных действий в отношении объектов недвижимости требуется согласие правообладателя такой недвижимости, чего в данном случае получено не было. Регистрация обременения и внесение соответствующей записи в ЕГРН произведены административным ответчиком в отсутствие заявления административного истца.
Вместе с тем, из материалов дела и совершенных административным ответчиком действий не следует, что в ЕГРН была внесена запись о регистрации какого – либо обременения в отношении участка административного истца. Регистрация обременения публичного сервитута, установленного постановлением администрации от 27.07.2020 № 534, не производилась.
Согласно п. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон), за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ; сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании п. 21 ч. 1, ч. 15.1 ст. 32 Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении (или о прекращении) публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.
В соответствии с ч. 2 статьи 7 Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения: о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Согласно п. 1 статьи 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.
Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (п. 17 статьи 23 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, законодателем разграничено как понятие сервитут и публичный сервитуту, так и порядок внесения о них сведений в ЕГРН.
Так, сервитут подлежит государственной регистрации в ЕГРН.
При установлении публичного сервитута в ЕГРН отображаются только сведения о нем, о его границах, сама регистрации публичного сервитута не производится.
Сведения о проведенных регистрационных действиях в отношении ограничений прав и обременений объектов отражаются в разделе 2 выписки на объект недвижимости.
Как следует из представленной выписки на земельный участок административного истца, в разделе 2 в графе «Ограничение прав и обременение объекта недвижимости» каких – либо ограничений, обременений не зарегистрировано (л.д. 74).
Таким образом, государственная регистрация публичного сервитута в рассматриваемом случае не осуществлялась.
Установленные по делу обстоятельства опровергают доводы административного истца о внесении в ЕГРН сведений о регистрации в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка обременения в виде публичного сервитута. Такие доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Также не нашли своего подтверждения и доводы административного истца о незаконности действий административного ответчика по внесению сведений в ЕГРН о публичном сервитуте.
В соответствии с п. 6 статьи 10 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:
1) реквизиты решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута (дата принятия решения, номер решения);
2) описание местоположения границ публичного сервитута;
3) цель установления публичного сервитута;
4) срок публичного сервитута;
5) обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним в случае, если публичный сервитут установлен для целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;
6) наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.
По делу установлено, что административным ответчиком в ЕГРН были внесены сведения о публичном сервитуте, о чем в разделе выписки на участок в графе «Особые отметки» сделаны соответствующие записи (л.д. 121,122).
Согласно пункту 21 части 1 статьи 32 указанного выше Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или прекращении публичных сервитутов.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения (часть 15.1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ).
Данная норма корреспондируется с положениями пп.4 п. 7 статьи 39.43 Земельного кодекса РФ.
Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых, в том числе в соответствии с частью 15.1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ, в регистрационный орган, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.
Таким образом, внесение сведений о публичном сервитуте осуществляется в порядке межведомственного взаимодействия и не связано с выражением воли на то правообладателя объекта, в отношении которого установлен публичный сервитут.
В рассматриваемом случае, согласия административного истца Зайцевой Н.А. на внесение соответствующих сведений в ЕГРН об установленном администрацией в пользу АО «Янтарьэнерго» публичном сервитуте, не требовалось.
Действия административного ответчика по внесению соответствующих сведений произведены с соблюдением закона.
Оснований для отказа во внесении соответствующих сведений по поступившему от администрации постановлению № 534 от 27.07.2020 при отсутствии заявления правообладателя на совершение таких действий, не имелось.
Согласно ч. 7 статьи 10 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ по истечении его срока или в случае поступления решения органа государственной власти, органа местного самоуправления или суда о прекращении публичного сервитута.
Судебная коллегия отмечает, что административным ответчиком в установленном порядке также произведены действия по внесению в ЕГРН сведений о прекращении указанного выше сервитута (л.д. 122).
Такие сведения были внесены по результатам рассмотрения обращения администрации МО «Светлогорский городской округ» и принятого им постановления от 13 апреля 2021 года № 287 «Об отмене постановления администрации МО «Светлогорский городской округ» от 27.07.2020 № 534».
Как следует из пояснений административного ответчика, обращение администрации о прекращении публичного сервитута было рассмотрено Управлением Росреестра по Калининградской области и сведениям о зоне публичного сервитута с реестровым номером 39:17-6.391 присвоен статус «архивная».
С учетом вышеизложенного, незаконности действий со стороны административного ответчика по делу не установлено.
Таким образом, судом первой инстанции было правомерно отказано в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами суда первой инстанции по результатам их оценки.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом первой инстанции применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи