ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-561/2021 от 05.10.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

дело № 33а-5928/2021

(№ 2а-561/2021)

строка № 3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2021 года г. Воронеж

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Меремьянина Р.В.,

судей Доровских И.А., Сухова Ю.П.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Меремьянина Р.В.,

дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным бездействия Управления Роснедвижимости по Воронежской области, не обеспечившего надлежащий, должный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства в отношении земельного участка с кадастровым номером , признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Воронежской области, выразившихся в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером площадью 2887 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская <адрес>

по апелляционным жалобам административного истца ФИО1, заинтересованного лица кадастрового инженера ФИО2

на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 29 апреля 2021 года

(судья районного суда Волотка И.Н.),

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Воронежской области, в котором, с учетом уточнения требований, просила признать незаконным бездействие Управления Роснедвижимости по Воронежской области, не обеспечившего надлежащий, должный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства в отношении земельного участка с кадастровым номером ; действия Управления Роснедвижимости по Воронежской области, выразившиеся в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером площадью 2887 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.1-2, 145-147).

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником индивидуального жилого дома и земельного участка с кадастровым номером площадью 2887 кв.м, расположенными по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН 09 июня 2009 года сделаны записи регистрации и . Вступившим в законную силу решением Семилукского районного суда Воронежской области от 31 августа 2020 года по гражданскому делу №2-245/2020 признаны недействительными результаты межевания указанного земельного участка; признано недействительным постановление администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.07.2007г. № 238 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», в части указания площади. По мнению ФИО1, признание судом результатов межевания недействительными доказывает незаконность действий (бездействия) Управления Роснедвижимости по Воронежской области - правопредшественника административного ответчика, уполномоченного осуществлять контроль за проведением землеустройства и кадастровый учет принадлежащего административному истцу земельного участка. Ссылаясь на положения статьи 66 вступившего в законную силу 01.01.2017 Закона о регистрации, а также аналогичные положения, содержащиеся до 01.01.2017 в статье 31 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, в том числе, за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, полагает, что в результате незаконных действий и бездействия административного ответчика ей были причинены убытки. ФИО1 в обоснование заявленных требований также указывала на то, что письмом Федеральной службы геодезии и картографии России от 25.03.1996 г. № 3-02-670 утвержден развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России (Приложение № 2 к письму), согласно которого к сведениям составляющим государственную тайну отнесены: каталоги и списки координат геодезических пунктов и географических объектов в местных системах координат и системе координат 1963 года составленные на участки местности, превышающие территорию одного административного района субъекта Российской Федерации или площадью свыше 5000 км.м (п. 18); исходные данные (ключи) местных систем координат, системы координат 1963 года и материалы, раскрывающие переход, от этих систем координат к государственной системе координат 1942 года (п. 19), то землеустроительные организации при определении координат поворотных точек не имели возможности пользоваться алгоритмами перевода координат из одной системы в другую. В связи с чем полагает, что у Управления Роснедвижимости по Воронежской области не было правовых оснований осуществлять кадастровый учет в местной системе координат МСК Воронежская, заведомо зная о пересечении границ земельных участков в МСК ЛОП.

Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 29 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано (т. 3, л.д. 96, 97-108).

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Семилукского районного суда Воронежской области от 29 апреля 2021 года отменить, приняв по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность правомерности осуществленного Управлением Роснедвижимости кадастрового учета при наличии пересечения границ земельных участков (т. 3, л.д. 120-122).

В апелляционной жалобе заинтересованного лица кадастрового инженера ФИО2, а также дополнениях к жалобе, ставится вопрос об отмене состоявшегося судебного решения как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что судом не были выяснены имеющие значение для дела обстоятельства, реестровая ошибка возникла не по ее вине (т. 3, 135-136, т. 4, л.д. 1-6).

В возражениях на жалобу представитель Управления Росреестра по Воронежской области полагает решение Семилукского районного суда Воронежской области от 29 апреля 2021 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения (т. 3, 152-157).

В судебное заседание явился представитель Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности ФИО3

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведения о причинах неявки отсутствуют, в связи с чем, на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, возражений Управления Росреестра по Воронежской области, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности ФИО3, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения суда.

В соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При этом неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении административного дела таких нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права допущено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: Воронежская <адрес>, кадастровый номер , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09 июня 2009 года, основанием возникновения права является договор дарения от 24 марта 1992 года, земельный участок имеет площадь 2 887 кв.м (т.1, л.д. 4).

Вступившим в законную силу решением Семилукского районного суда Воронежской области от 31 августа 2020 года по делу № 2-245/2020 удовлетворен иск ФИО4 (собственника смежного земельного участка) к ФИО1 и администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района о признании недействительными результатов межевания, о признании недействительным в части постановления, об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, установлении границ земельных участков и встречному иску ФИО1 к ФИО4 и Управлению Росреестра по Воронежской области об аннулировании и исключении сведений о границах земельного участка, обязании исправить реестровую ошибку. Признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью 2887 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; признано недействительным постановление администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 26 июля 2007 года № 238 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», в части указания площади; из ЕГРН исключены сведения о координатах местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером площадью 2887 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; установлены границы земельных участков и , расположенных по адресу: <адрес> В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к ФИО4 отказано (т. 1, л.д. 5-20).

Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 03 июня 2020 года по делу № 2а-414/2020 ФИО1 отказано в удовлетворении административных исковых требований к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконными бездействия Управления Росреестра по Воронежской области, выразившегося в неосуществлении должного контроля за осуществлением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Воронежской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества; действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об угловых и поворотных точках земельного участка с кадастровым номером . Решение также вступило в законную силу (т. 1 л.д. 28-32, 47-64, 81-98).

Решением Семилукского районного суда от 04 марта 2021 года по делу № 2а-263/2021 ФИО1 отказано в иске к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не передаче акта контроля за проведением землеустройства установленной формы, подписываемого уполномоченным должностным лицом, юридическому лицу или гражданину, осуществляющему проведение землеустройства земельного участка (т. 3, л.д. 86-90).

Разрешая административные исковые требования ФИО1 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 273 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства», Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле», Постановлениями Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 560 «Об утверждении подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)», от 10 октября 2013 г. № 903 «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)», от 03 марта 2007 г. № 139 «Об утверждении Правил установления местных систем координат», пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий и бездействия адмнистративного ответчика незаконными.

Судебная коллегия с выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм процессуального права.

В соответствии со статьей 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 7 статьи 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» порядке (до 01 января 2017 года - Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»).

Частью 4 статьи 6 названного закона было установлено, что для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

В силу части 2 статьи 16 указанного закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта были возможны, если иное не установлено названным Законом о кадастре, только по заявлению правообладателя либо по согласованию с ним.

Постановлениями Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 560 «Об утверждении подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)», от 10 октября 2013 г. № 903 «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)» утверждена прилагаемая федеральная целевая программа и мероприятия по обеспечению перехода к государственной системе координат для ведения государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости), в ходе которой будут уточнены местные системы координат и установлены параметры связи местных систем координат с государственной геодезической системой координат ГСК-2011, а также создан механизм пересчета пространственных данных государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости) в ГСК-2011.

При этом под местной системой координат, согласно действовавшему до 13 октября 2017 г. Постановлению Правительства РФ от 03 марта 2007 г. № 139 «Об утверждении Правил установления местных систем координат», понималась условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации (если иное не установлено настоящими Правилами), начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ.

В силу пункта 3 названных Правил обязательным требованием при установлении местных систем координат являлось обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственной системе координат, который осуществляется с использованием параметров перехода (ключей).

Приказом Роснедвижимости от 18 июня 2007 г. № П/0137 было утверждено Положение о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации.

В силу пункта 1.1. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 г., межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Межевание земель выполняют как в общегосударственной, так и в местных и условных системах координат. При этом должна быть обеспечена надежная связь местных и условных систем координат с общегосударственной системой (пункт 3.1 Инструкции).

По завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело (пункт 16.1 Инструкции).

Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 514. Положение определяет порядок согласования и утверждения землеустроительной документации, создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также их использования.

В период проведения землеустроительных работ в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка действовало Положение о контроле за проведением землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 273.

В соответствии с названными Положениями и Федеральным законом «О землеустройстве» контроль за проведением землеустройства осуществляли Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба земельного кадастра РФ преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Приказом № 58 от 15 апреля 2010 г. Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области введена местная система координат МСК-36.

На момент формирования кадастрового дела ФИО1 действовало Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 418, которым было установлено, что агентство осуществляет создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости; предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра и сведений об объектах капитального строительства; государственный земельный контроль; утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 было утверждено Положение о государственном земельном контроле, устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Приказом Минэкономразвития РФ от 21 февраля 2006 г. № 47 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, согласно которому он осуществляет, в том числе, утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства.

Приказом Роснедвижимости от 28 декабря 2004 г. № П/116 утверждено Положение об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области (Приложение № 5), в силу которого последнее осуществляло, в том числе, утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства.

Во исполнение Приказа Минюста России от 20 февраля 2008 г. № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в части подготовки документов для целей обеспечения ведения государственного кадастра Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в Письме от 04 марта 2008 г. № ВК/0878 «Об оформлении документов, необходимых для кадастрового учета» были даны соответствующие разъяснения, согласно которым до вступления в силу Приказа Минюста России «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» при постановке на кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка в составе документов, необходимых для кадастрового учета, в качестве межевого плана принимается Описание земельных участков, оформленное в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными Приказом Росземкадастра от 02 октября 2002 г. № П/327. Землеустроительное дело сдается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Все землеустроительные дела, представляемые в фонд данных, включая карты (планы) земельных участков после 1 марта 2008 г., не подлежат утверждению территориальными органами Роснедвижимости, поэтому акты контроля за проведением землеустройства не оформляются.

Письмом Роснедвижимости от 30 января 2009 г. № ИС/ВК/0242 «Об оформлении Описаний земельных участков в переходный период» было отозвано с исполнения указанное Письмо Роснедвижимости от 04 марта 2008 г. № ВК/0878, а также сообщалось, что описания земельных участков, представляемые в переходный период, оформляются в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки на государственный кадастровый учет, утвержденными Приказом Росземкадастра от 02 октября 2002 г. № П/327 на основе сведений государственного кадастра недвижимости с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, проектов границ земельных участков, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и иных предусмотренных действующим законодательством документов.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1061 утверждено Положение о контроле за проведением землеустройства, в силу которого контроль за соблюдением организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему, осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, на которую возложена функция по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости были упразднены. Было установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

При проведении землеустроительных работ ФИО1 в период с 2007 по 2008 год государственный контроль на территории Воронежской области осуществлялся Управлением Роснедвижимости по Воронежской области и территориальными отделами.

При рассмотрении Семилукским районным судом Воронежской области гражданского дела № 2-245/2020 по иску ФИО4 к ФИО1 и администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района о признании недействительными результатов межевания, о признании недействительным в части постановления, об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, установлении границ земельных участков и встречному иску ФИО1 к ФИО4 и Управлению Росреестра по Воронежской области об аннулировании и исключении сведений о границах земельного участка, обязании исправить реестровую ошибку, судом было установлено, что фактическая площадь земельного участка по адресу: <адрес> (2 868 кв.м) не соответствует площади, указанной в выписке из ЕГРН (2 887 кв.м). Наложение границы участка ФИО1 на участок ФИО4 произошло в результате допущенной кадастровой (реестровой) ошибки при межевании земельного участка ФИО1

Как установлено судом, наложение границы участка ФИО1 на участок ФИО4 произошло в результате того, что при межевании участка ФИО1 использовалась старая система координат, а в настоящее время используется новая система координат МСК-36. Координатное описание границ земельного участка с кадастровым номером не соответствует их фактическому расположению, то есть имеется кадастровая (реестровая) ошибка.

Вместе с тем, ФИО1 с соответствующим заявлением об исправлении технической, реестровой (ранее - кадастровой) ошибок к административному ответчику не обращалась.

Как было установлено судом, землеустроительное дело в отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка было подготовлено кадастровым инженером ФИО5 (после смены фамилии – ФИО2) О.М. При этом план земельного участка ФИО1 в землеустроительном деле не имел даты изготовления, не был удостоверен должностным лицом территориального отдела № 10 Управления Роснедвижимости по Воронежской области (Семилукский район). 28 февраля 2008 года территориальным отделом № 10 Управления Роснедвижимости по Воронежской области (Семилукский район). 28 февраля 2008 года составлен акт контроля за проведением землеустройства, в котором указывалось на выявленные при межевании ИП ФИО5 земельного участка недостатки. Землеустроительное дело на принадлежащий ФИО1 земельный участок было передано исполнителем – ИП ФИО5 в Государственный фонд данных при наличии не устраненных замечаний, не утвержденное должностным лицом территориального отдела Управления Роснедвижимости.

Действия должностных лиц административного ответчика свидетельствуют об осуществлении государственного контроля в отношении проводимых ФИО1 на принадлежащем ей земельном участке землеустроительных работ.

При рассмотрении судом дела № 2а-414/2020 по административному иску ФИО1 к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконными бездействия Управления Росреестра по Воронежской области, выразившегося в неосуществлении должного контроля за осуществлением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Воронежской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества была дана оценка действиям лиц, ответственных за ведение государственного кадастра недвижимости и контроль за ним при математическом пересчете в 2010-2011 годах координат характерных точек границ земельного участка ФИО1 из системы координат МСК «Воронежская» в действующую на настоящий момент МСК-36 и внесению их в ЕГРН, придя к выводу о законности действий.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства и дав им надлежащую оценку, пришел к обоснованному выводу о том, что такая совокупность условий для признания оспариваемых действий, бездействия административного ответчика незаконным не установлена. Доказательств того, что Управлением Роснедвижимости по Воронежской области при осуществлении функций контроля было допущено нарушение прав и законных интересов ФИО1 или иных лиц, не представлено.

Согласно положениям части 1 статьи 219 КАС РФ, общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что о нарушении или угрозе нарушения своего права объективно ФИО1 стало известно не позднее 19 ноября 2019 года, когда ФИО1 в адрес кадастрового инженера ИП ФИО6 были направлены возражения относительно местоположения смежной границы. При этом из пояснений кадастрового инженера ИП ФИО6 также усматривается, что о наличии кадастровой ошибки им было разъяснено ФИО1 в личной беседе 06 ноября 2019 года.

При таких обстоятельствах судом в качестве основания отказа в удовлетворении административных исковых требований указано также на пропуск срока на обращение в суд с административными исковыми требованиями. При этом доказательств уважительности причин пропуска срока ФИО1 не представлено.

Доводы апелляционных жалоб, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца и заинтересованного лица в суде первой инстанции, о нарушении административными ответчиками законодательства не свидетельствуют; направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

Несогласие заявителей жалоб с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.

По материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Семилукского районного суда Воронежской области от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, а также апелляционную жалобу кадастрового инженера ФИО2 – оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии: