ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-561/2022 от 14.10.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Скрябин А.В. Дело № 33а-2230/2022

(1 инст. № 2а-561/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 октября 2022 года г. Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе

председательствующего Тхагапсовой Е.А.,

судей Бзегежевой Н.Ш. и Шишева Б.А.,

при секретаре судебного заседания Дауровой М.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-561/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 06 июля 2022 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, выразившиеся в не рассмотрении заявления от 10.12.2021 о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605 с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея о признании незаконными отказа от 20.12.2021 №КУВД-001/2021-52830645/1 об отказе в удовлетворении заявления о внесении сведений в ЕГРН об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка, указав в обоснование, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для выращивания сельскохозяйственных культур, для сельскохозяйственного производства».

Из общедоступных сведений, содержащихся на официальных сайтах https://fgistp.economy.gov.ru/ и https/майкопский-район.рф/земельный участок с кадастровым номером 01:04:5711008:605 на основании Генерального плана муниципального образования «Победенское сельское поселение», утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования «Победенское сельское поселение» Майкопского района Республики Адыгея от 24.05.2011 № 146 усматривается, что в настоящее время данный земельный участок расположен в зоне ЖЗ.101. (зона индивидуальной жилой застройки), к одному из основных видов использования земельных участков которой отнесен вид «улично-дорожная сеть» (код 12.0.1).

10.12.2021 административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - Управление) с заявлением об изменении сведений, содержащихся в ЕРГН в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605, в котором просил изменить категорию земель на «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования на «улично-дорожная сеть».

Уведомлением Управления от 20.12.2021 № КУВД-001/2021-52830645/1 (далее - Уведомление) административному истцу отказано во внесении в ЕГРН сведений об изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605 со ссылкой на часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При этом результата рассмотрения данного заявления в части внесения сведений в ЕГРН об изменении категории данного земельного участка Уведомление не содержало.

При таких обстоятельствах административный истец полагал, что по существу его заявление от 10.12.2021 в части изменения категории земель принадлежащего ему земельного участка административным ответчиком не рассмотрено. Считал, что административным ответчиком допущено бездействие, нарушающее его права и законные интересы на получение ответа по существу всех поставленных в обращении вопросов, а также его право на изменение сведений об объекте недвижимости в порядке государственного кадастрового учета. В соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» просил суд признать незаконным отказ от 20.12.2021 № КУВД-001/2021-52830645/1.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 изменил предмет административного иска и просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не рассмотрении заявления от 10.12.2021 о внесении сведений в ЕГРН об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605 с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

Суд первой инстанции принял изложенное выше решение об удовлетворении административного искового заявления.

В апелляционной жалобе заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея ФИО6 просит суд апелляционной инстанции об отмене решения суда и отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в полном объеме новым решением. В доводах жалобы ссылается на обоснованность обжалуемого отказа о внесении изменений в сведения ЕГРН относительно категории и вида разрешенного использования спорного земельного участка, поскольку такой вид разрешенного использования, как «улично-дорожная сеть» относится к земельным участкам общего пользования и находящиеся на них объекты по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей, в связи с чем, такой вид разрешенного использования не может относиться к числу выбираемых собственником соответствующего земельного участка и, кроме того, в соответствии с требованиями части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, такие земельные участки не подлежат приватизации.

Выводы суда о не разрешении административным ответчиком в уведомлении от 20.12.2021 заявления ФИО1 в части требований о внесении изменений в сведения ЕГРН о категории спорного земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605 апеллянт также полагала необоснованными, ссылаясь на Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, согласно которому по рассмотрению поступившего соответствующего заявления о совершении одного регистрационного действия процедура оказания услуги завершается выдачей (направлением) уведомления как о совершении регистрационного действия, так и об отказе его совершения. Поскольку поданное ФИО1 заявление было заполнено в отношении двух действий – внесении в ЕГРН сведений об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605, ввиду невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка по приведенным выше основаниям и подачей заявителя обращения в непредусмотренном формате, регистратором в адрес административного истца в соответствии с Административным регламентом было направлено Уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО5 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, изучив материалы дела, заслушав представителя Управления по доверенности ФИО7, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя административного истца по доверенности ФИО5, обсудив возможность слушания дела в отсутствие административного истца ФИО1, а также заинтересованного лица Государственного регистратора МО по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам Управления Росреестра по РА ФИО2, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для выращивания сельскохозяйственных культур, для сельскохозяйственного производства», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации МО «Победенское сельское поселение». Участок находится примерно в 750 м по направлению на северо-восток от ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.01.2021 (л.д. 9-11).

В соответствии с пунктами 3, 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 названного федерального закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 этого федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

При этом согласно части упомянутой статьи орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ получив запрос, органы государственной власти и органы местного самоуправления в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения запроса органа регистрации прав направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения).

В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи. Уведомление о таком отказе направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо до истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Как следует из материалов дела, 10.12.2021 через офис МФЦ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от ФИО1 поступило заявление о внесении в ЕГРН сведений об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605 с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» и с вида разрешенного использования «для выращивания сельскохозяйственных культур, для сельскохозяйственного производства» на «улично-дорожная сеть».

Уведомлением Управления от 20.12.2021 № КУВД-001/2021-52830645/1 административному истцу отказано во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 20.12.2021, с разъяснением невозможности внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605 на ври «улично-дорожная сеть» со ссылкой на часть 4 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 8).

Согласно пункту 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков делится на основное, условно разрешенное и вспомогательное. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно-разрешенным видам и осуществляются совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, при соблюдении требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 ГрК РФ).

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером 01:04:5711008:605 расположен в территориальной зоне ЖЗ.101. (зона индивидуальной жилой застройки), к одному из дополнительных видов использования земельных участков которой отнесен вид «улично-дорожная сеть» (код 12.0.1).

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Таким образом, как следует из приведенных выше правовых норм, такой вид разрешенного использования земельного участка как «улично-дорожная сеть» (код 12.0.1) из земель общего пользования, в силу особенностей правового режима и назначения таких земельных участков не может относиться к числу самостоятельно выбираемых собственником соответствующего земельного участка и не может находиться в собственности частного лица.

При указанных обстоятельствах государственным регистратором в уведомлении от 20.12.2021 № КУВД-001/2021-52830645/1 в пределах предоставленных полномочий принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605.

Что касается доводов апелляционной жалобы административного ответчика о необоснованном выводе суда первой инстанции о не рассмотрении Управлением вопроса о внесении в ЕГРН сведений об изменении категории земель спорного земельного участка, то они заслуживают внимания в связи со следующим.

Так, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 августа 2020г. № П/0310 утверждены отдельные формы заявлений в сфере государственного учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме.

Согласно пункту 3 Приложения № 4 к приказу Росреестра от 19 августа 2020г. № П/0310 одно заявление заполняется в отношении одного объекта недвижимости и (или) одного действия, осуществляемого органом, осуществляющим государственный учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, составляется и подписывается одним лицом.

Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07 июня 2017 года № 278 установлен, в том числе, регламент рассмотрения заявлений о предоставлении государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с пунктом 38 Административного регламента по итогам рассмотрения поступившего заявления процедура оказания государственной услуги завершается выдачей (направлением) уведомления о совершении определенного регистрационного действия либо об отказе в совершении такого действия.

Согласно материалам дела, поданное ФИО1 заявление от 10.12.2021 не соответствовало требованиям пункта 3 Приложения № 4 к приказу Росреестра от 19 августа 2020г. № П/0310, поскольку было заполнено в отношении двух действий – внесения в ЕГРН сведений об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка.

Между тем, указанное заявление было принято административным ответчиком к производству и зарегистрировано 10.12.2021 за единым к обоим требованиям номером № MFC-0131/2021-99751-1 (л.д. 39-42).

При этом при рассмотрении заявления ФИО1 от 10.12.2021 органом регистрации прав были направлены межведомственные запросы в администрацию МО «Майкопский район» Республики Адыгея от 15.12.2021 № 1-2.12.-3152 и № 1-2.12.-3150 для разъяснения категории территориальной зоны, в которой расположен земельный участок и отнесения земельного участка какой-либо категории, ответы на которые от администрации МО «Майкопский район» своевременно не поступили. Между тем, ответственность за не направление в установленный срок ответов на запрос органом местного самоуправления не может быть возложена на регистрирующий орган, не имеющего в отношении администрации органа местного самоуправления организационно-распорядительных полномочий.

Кроме того, ввиду несоответствия обращения ФИО1, установленным требованиям к формату таких заявлений, в ходе его рассмотрения административный ответчик обращался в Единую систему регистрации и сбора обращений Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости за консультацией по технологии работы сервиса ЕГРН ПКУРП (подсистема кадастрового учета и регистрации прав) о возможности принятия нескольких решений по одному заявлению в случае обращения заявителя о совершении двух действий, с получением ответа об отсутствии в функционале ФГИС ЕГРН технической возможности по принятию нескольких решений по одному заявлению, в связи с чем, по результатам рассмотрения обращения ФИО1 в его адрес административным ответчиком было направлено обжалуемое Уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 20.12.2021.

Допустимых доказательств, опровергающих установленные фактические доказательства, административным истцом не представлено.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о бездействии административного ответчика не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждаются материалами дела, свидетельствующими о принятии административным ответчиком мер для полного и своевременного разрешения заявления ФИО1 в рамках объективно существующих технических возможностей.

При этом, в соответствии с положениями статей 10, 118, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (подпункт "а" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»). В противном случае имело бы место неизбежное вмешательство суда в деятельность государственного органа (должностного лица).

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о не рассмотрении административным ответчиком заявления ФИО1 от 10.12.2021 в части требований о внесении сведений в ЕГРН об изменении категории земельного участка, поскольку оно рассмотрено по существу в полном объеме, однако результат его рассмотрения не устраивает административного истца и в данном случае законом предусмотрен иной порядок защиты права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции, принятое с нарушениями норм материального и процессуального права – подлежащим отмене в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции после отмены решения суда первой инстанции, принятого с нарушениями норм права, вправе принять по делу новое решение.

На основании изложенного, принимая новое решение и учитывая установленные обстоятельства дела, и исследованные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных ФИО1 исковых требований, изложенных в уточненной редакции (л.д. 87), которые не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 06 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, выразившегося в не рассмотрении заявления от 10.12.2021 о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 01:04:5711008:605 с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», отказать.

Председательствующий Н.Ш. Бзегежева

Судьи Б.А. Шишев

ФИО1