ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5702/20 от 03.03.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-557/2021

Судья Еремеева Ю.В. (номер дела в суде первой инстанции 2а-5702/2020)

УИД 75RS0001-02-2020-007631-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Жилинского А.Г.

судей Пичуева В.В., Смолякова П.Н.

при секретаре Шевчук Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 3 марта 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий

по апелляционному представлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора Александровой Е.В. на решение Центрального районного суда г. Читы от 8 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия,

установила:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края законодательства в сфере исполнения полномочий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, установлению, изменению зон затопления, подтопления на территории Забайкальского края. В ходе проверки установлено, что Министерством с Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов на основании приказа Росводресурсов от 16 сентября 2019 года № 230 «О реализации Федеральным агентством водных ресурсов полномочия по установлению, изменению и прекращению существования зон затопления, подтопления», разработан график установления зон затопления, подтопления на территории Забайкальского края, утвержденный 19 декабря 2019 года. Указанным графиком предусмотрен срок подготовки предложений по установлению границ зон затопления – 2 квартал 2020 года. Согласно информации Министерства от 30 июня 2020 года № 08/10800 в настоящее время проводится работа по установлению зон затопления, подтопления согласно вышеуказанному графику. Всего в Забайкальском крае запланировано разработать и направить предложения по 25 зонам затопления, подтопления. Из них в Государственный водный реестр внесено лишь 17 зон затопления, подтопления, границы которых установлены. При этом по 5 предложениям об определении границ зон затопления, подтопления (по г. Чите (р. Чита, р. Ингода), г. Могоче (р. Амазар), г. Балею (р. Унда, р. ФИО1), г Шилка (р. Шилка), с. Улеты (р. Ингода), поступившим от Министерства в Отдел водных ресурсов по Забайкальскому краю, отказано в их утверждении. Однако территории, подвергшиеся затоплению и подтоплению (согласно информации ГУ МЧС России по Забайкальскому краю), в график не включены, предложения об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон в Амурское бассейновое водное управление не вносились, соответственно, работа в данном направлении не проведена. В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 ВК РФ, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31 августа 2010 года № 337, п. 12.12.1.3 Положения о Министерстве предпаводковое и послепаводковое обследование всех паводкоопасных территорий и водных объектов Забайкальского края, работы по определению границ и размеров (площади) всех подвергшихся затоплению и подтоплению зон на территории края, включая вышеуказанные 73 зоны, и сопоставлению их с критериями согласно приложению к Положению, не запланированы и не проводятся. Вопреки ч.ч. 1, 5-7 ст. 67.1 ВК РФ, п. 3 Положения предложения по установлению границ зон затопления для 5 зон, расположенных в г. Чите (р. Чита, р. Ингода), г. Могоче (р. Амазар), г. Балее (р. Унда, р. ФИО1), г. Шилке (р. Шилка), с. Улеты (р. Ингода), в соответствии с графиком в Амурское бассейновое водное управление не направлены. В связи с изложенным, указывая, что зоны затопления, подтопления на территории Забайкальского края до настоящего времени не определены, каких-либо исключений и отсрочки по исполнению данной обязанности непосредственно после вступления Положения в законную силу не имеется, составление и согласование вышеуказанных графиков федеральным законодательством не предусмотрено, ссылаясь на то, что выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации Министерством исполнения полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края, непринятие мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края, в том числе направлению предложений в Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальный орган) об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон нарушает права неопределенного круга, поскольку в результате бездействия может быть создана неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая ситуация в регионе, с учетом дополнений, просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края по неисполнению предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31 августа 2010 года № 337, обязанностей по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Забайкальского края, а также полномочий по подготовке и направлению предложений по установлению границ зон затопления для 5 зон, расположенных в г. Чите (р. Чита, р. Ингода), г. Могоче (р. Амазар), г. Балее (р. Унда, р. ФИО1), г. Шилке (р. Шилка), с. Улеты (р. Ингода); возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность исполнить полномочия, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31.08.2010 №337, по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Забайкальского края; возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность исполнить полномочия по установлению зон затопления, подтопления на территории Забайкальского края, в соответствии с ч.ч. 1, 5-7 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, путем подготовки и направления предложений по установлению границ зон затопления для 5 зон, расположенных в г. Чите (р. Чита, р. Ингода), г. Могоче (р. Амазар), г. Балее (р. Унда, р. ФИО1), г. Шилке (р. Шилка), с. Улеты (р. Ингода) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 6-13, 172-176).

Протокольным определением Центрального районного суда г. Читы от 13 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Забайкальского края, Амурское бассейновое водное управление (т.1 л.д. 144-146).

Решением Центрального районного суда г. Читы от 8 декабря 2020 года постановлено: административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края по неисполнению обязанности по подготовке и направлению предложений по установлению границ зон затопления для 5 зон, расположенных в г. Чите (р. Чита, р. Ингода), г. Могоче (р. Амазар), г. Балее (р. Унда, р. ФИО1), г. Шилке (р. Шилка), с. Улеты (р. Ингода).

Возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность по подготовке и направлению предложений по установлению границ зон затопления для 5 зон, расположенных в г. Чите (р. Чита, р. Ингода), г. Могоче (р. Амазар), г. Балее (р. Унда, р. ФИО1), г. Шилке (р. Шилка), с. Улеты (р. Ингода) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (т. 2 л.д. 7-14).

В апелляционном представлении Читинский межрайонный природоохранный прокурор выражает несогласие с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Забайкальского края по неисполнению предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31 августа 2010 года № 337, обязанностей по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Забайкальского края, а также о возложении на административного ответчика обязанности по исполнению полномочий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31 августа 2010 года № 337, по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Забайкальского края. В обоснование своей позиции ссылается на то, что Министерством представлены акты послепаводкового обследования после прохождения наводнения 2018 года, иных актов не представлено, соответственно, послепаводковых обследований не проводилось, равно как и по послепаводковым обследованиям. Представленные Министерством Перечни мероприятий, направленных на достижение целевых показателей и финансируемых за счет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений за период с 2016 по 2020 годы, согласованные с Федеральным агентством водных ресурсов, не имеют сведений о мероприятиях по предпаводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов. Кроме того, закупки на проведение работ по предпаводковому и послепаводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов не проводились, следовательно, подтверждается неисполнение Министерством полномочий в указанной деятельности. Подчеркивает, что вывод суда об отсутствии в требованиях прокурора сроков проведения таких обследований, отсутствие указаний на конкретные мероприятия, необходимые для проведения административному ответчику, противоречит правовым актам, в которых указано какие необходимо провести мероприятия. При этом, обращает внимание, что срок их проведения законодательно не установлен, в связи с чем обязанность возникает с момента вступления в законную силу решения суда (т. 2 л.д. 19-24).

Заинтересованные лица Министерство финансов Забайкальского края, Амурское бассейновое водное управление, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, представителей не направили, о причинах их неявки суду не сообщили.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения процессуального истца прокурора Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры Александровой Е.В. и помощника Читинского межрайонного природоохранного прокурора Заемского С.О., поддержавших доводы апелляционного представления, представителей административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края ФИО2 и ФИО3, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами административного дела и требованиями закона, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главы 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Пунктом 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ закреплено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В силу подпунктов «в» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) водный объект это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (часть2 статьи 8 ВК РФ).

В силу пункта 16 статьи 1 ВК РФ негативное воздействие вод – затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Как предусмотрено частью 1 статьи 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

При этом в силу части 2 названной статьи ВК РФ в целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

Пунктом 24 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 31 августа 2010 года № 337, действовавшим до 1.01.2021, установлено, что при проведении работ по предпаводковому обследованию территории определяются: сроки, границы и размеры (площади) зон возможного затопления; ледомерная съемка; численность населения и объектов инфраструктуры, попадающих в зону возможного подтопления и затопления; источники потенциального загрязнения водных объектов и/или их частей, расположенные в зонах возможного затопления и подтопления - кладбища, скотомогильники, фермы, летние лагеря крупного рогатого скота, склады минеральных удобрений, навозохранилища, нефтебазы, склады горюче-смазочных масел (ГМС) и автозаправки (АЗС), автомойки, очистные сооружения и другие источники потенциального загрязнения водных объектов и/или их частей; предварительный размер материального ущерба от возможного наводнения.

По результатам обследования составляется прогноз развития половодья, ледовой обстановки.

Согласно пункту 7 статьи 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пункты 1 и 2 ч. 1 ст. 27 ВК РФ).

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 ВК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 ВК РФ полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 26 ВК РФ).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 августа 2014 года № 5-07/79 утверждена комплексная схема охраны и использования водных ресурсов Амурского бассейна (далее – Схема) (т. 1 л.д. 15-18).

Согласно разделу 5.1 книги 2.1 Схемы главной фазой водного режима рек бассейна реки Шилка являются дождевые паводки, которые наблюдаются в теплое время года. Гидрологические наблюдения свидетельствуют о наличии регулярных наводнений, сопровождаемых затоплением населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и других объектов. Катастрофические наводнения происходили в 1971, 1973, 1974, 1978, 1980, 1983, 1984, 1985, 1988, 1989, 1990. 1991, 1993, 1995, 1998 гг. В результате разрушены объекты транспортной инфраструктуры, затоплены населенные пункты, повреждены линии электропередач, снесены животноводческие фермы и пастбища.

Так, согласно таблице 5.1 книги 2.1 Схемы площади затапливаемых территорий в бассейне р. Шилка паводком однопроцентной обеспеченности составили 2946 кв. км; затапливаемой застройки населенных пунктов - 175,84 кв. км; затапливаемых сельскохозяйственных угодий - 849,35 кв. км.

Оценка подверженности населения и хозяйственной инфраструктуры территорий бассейна р. Аргунь негативному воздействию вод отражена в разделе 5 книги 2.2 Схемы. Гидрологические наблюдения также свидетельствуют о наличии регулярных наводнений, сопровождаемых затоплением населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и других объектов. Катастрофические наводнения происходили в 1978, 1984, 1988, 1990 гг. В результате разрушены объекты транспортной инфраструктуры, затоплены населенные пункты, повреждены линии электропередач, снесены животноводческие фермы и пастбища.

Таблицей 5.1 книги 2.2 Схемы установлено, что площади затапливаемых территорий в бассейне р. Аргунь паводком однопроцентной обеспеченности составили 1244 кв. км; затапливаемой застройки населенных пунктов - 14,41 кв. км; затапливаемых сельскохозяйственных угодий - 359,125 кв. км.

По информации ГУ МЧС России по Забайкальскому краю вследствие прохождения паводка на территории Забайкальского края в результате весенних половодий и дождевых паводков произошло затопление (подтопление) 24 муниципальных районов в пределах 73 населенных пунктов: городской округ «Город Чита» (1); Сретенский район: населенные пункты Нижние Куларки, Усть-Карск, Дунаево, Верхние Куларки, Старолошаково, Фирсово, Боты, Усть-Черная, Молодовск, Чикичей, Ломы (11); Могочинский район: населенные пункты Покровка, Сбега (2); Читинский район: населенные пункты Ингода, Береговой, Верх-Чита, Угдан, Шишкино, Бургень, Александровка, Елизаветино, Лесной городок, Старая Кука, ФИО4, Новая Кука, Сивяково, Смоленка, Макавеево, Ильинка, Танха, Новотроицк, Сохондо (19); Шилкинский район: населенные пункты Усть-Онон, Богомягково, Шилка, Кибасово, Унинкер, Солнцево, Холбон (7); Краснокаменский район: населенный пункт г. Краснокаменск (1); Чернышевский район: населенные пункты Бушулей, Жирикен (2); Приаргунский район: населенные пункты Заргол, Талман-Борзя (2); Дерчинско-Заводский район: населенные пункты Аргунск, Олочи, Ишага, Михайловка (4): Александрово-Заводский район: населенный пункт Александровский Завод (1); Агинский район: населенные пункты Хойто-Ага, Амитхаша (2); Карымский район: населенные пункты Верхняя Талана, Средняя Талача, Курорт-Дарасун (3); Нерчинский район: населенные пункты Илим, Калинино, Заречный, Олинск, Приисковая, Шивки (6); Дульдургинский район: населенный пункт Таптанай (Г); Газимуро-Заводский район: населенные пункты Газимурский Завод, Ушмун, Трубачево (3); Красночикойский район: населенные пункты Нарым, Усть-Урлук (2); Каларский район: населенные пункты Чара, Чапа-Олого, Кусть-Кемда (3); Хилокский район: населенные пункты Харагун, Укурик (2); Тунгокоченский район: населенный пункт Тунгокочен (1) (всего 73 населенных пункта) (т. 1 л.д. 77-85).

Вместе с тем, доказательства направления предложений об определении границ зон затопления, подтопления в отношении 5 зон (по г. Чите (р. Чита, р. Ингода), г. Могоче (р. Амазар), г. Балею (р. Унда, р. ФИО1), г. Шилке (р. Шилка), с. Улеты (р. Ингода) в материалах дела отсутствуют.

Из ответа Министерства № 08/10800 от 30 июня 2020 года следует, что по населенным пунктам г. Чита, г. Могоча, с. Улеты, г. Шилка и г. Балей, разработанным ФГБУ «РосНИИВХ» в рамках госконтракта от 20.09.2017, требуется корректировка предложений в части приведения в соответствие с изменениями, внесенными в Постановление № 360, на указанные цели направлены изменения в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательства на 2020 год, после осуществления финансирования будет заключен контракт на внесение изменений.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов Забайкальского края № 03/14770 от 4 сентября 2020 года по состоянию на 1 сентября 2020 года подготовка предложений об определении границ зон затопления/подтопления по населенным пунктам г. Чита, г. Могоча, с. Улеты, г. Шилка и г. Балей, с. Быково, с. Могзон, с. Хохотуй находятся на этапе отработки замечаний Амурского бассейнового водного управления (т. 1 л.д. 117-119).

Частично удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что имеются основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика в части подготовки и направления предложений по установлению границ зон затопления и возложения обязанности по подготовке и направлению таких предложений. При этом суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца в части признания незаконным бездействия и возложения на административного ответчика обязанности по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Забайкальского края.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обращаясь в суд с требованием о возложении на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанности по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Забайкальского края, административный истец указал на несоответствие действий (бездействия) ответчика требованиям п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 67.1 ВК РФ, п. 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 31.08.2010 № 337, п. 12.12.1.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, предложил способ восстановления нарушенного права посредством возложения на административного обязанности по проведению предпаводковых и послепаводковых обследований всех паводкоопасных территорий и водных объектов Забайкальского края.

Суд первой инстанции, проанализировал вышеуказанные положения нормативных актов и констатировал, что проведение предпаводковых и послепаводковых обследований включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия водных объектов. Сроки проведения таких мероприятий не регламентированы. При этом, административным истцом не указано, какие именно мероприятия, в отношении каких объектов и в какие периоды административным ответчиком не выполнены, не представлены доказательства заявленных требований. Кроме того, административным ответчиком не конкретизировано, какие мероприятия, в отношении каких водных объектов и в какие периоды необходимо провести административному ответчику в случае удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что данные обстоятельства указывают на неисполнимость решения суда.

Кроме того, коллегия считает заслуживающими внимание доводы Министерства природных ресурсов Забайкальского края об осуществлении предпаводкового обследования рек Чита, Ингода в пределах города Чита (2007 год); предпаводкового и послепаводкового обследования реки Шилка в Шилкинском, Нерчинском, Сретенском районах (2008 год) (т. 1 л.д. 117-119).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.10.2020 № 845 (действующего с 1.01.2021) утверждены Методические указания по осуществлению переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области водных отношений в части предоставления водных объектов или их частей, осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Методические указания).

Пунктом 4 Методических указаний определено, что для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов уполномоченным органам необходимо:

1. определить водные объекты и (или) их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод и сформировать перечень водных объектов, подлежащий утверждению должностным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - с целью получения Исходных данных и расчета коэффициента водохозяйственной обстановки для расчета размера субвенций;

2. разработать перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования - с целью расходования субвенций на разработку проектно-сметной документации и выполнения работ.

Согласно пункту 5 Методических указаний перечень водных объектов должен быть определен в том числе с учетом предпаводковых и послепаводковых обследований.

В соответствии с п.п. 1 п. 4 Методических указаний для Забайкальского края сформированы исходные данные со следующими показателями: 279 населенных пунктов, 340 730 человек поверженных негативному воздействию вод, 1017,3 км береговой линии в границах поселений. При формировании исходных данных использовались сведения полученные в том числе за счет субвенций в рамках предпаводковых и послепаводковых обследований за период 2007-2009 гг. рек Чита, Ингода в пределах города Чита, реки Шилка в Шилкинском, Нерчинском, Сретенском районах, Улетовском, Читинском, Карымском, Шилкинском районах, что подтверждается Отчетами о расходовании субвенций за период 2007-2009 гг.

Исходные данные сформированы Министерством природных ресурсов Забайкальского края совместно с уполномоченным органом Федерального агентства водных ресурсов Амурским бассейновым водным управлением и согласованы Губернатором Забайкальского края.

Законом Забайкальского края от 19.12.2019 № 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» федеральным бюджетом доведены субвенций для осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в размере 50 504,1 тыс.руб.

На основании утвержденных лимитов Министерством природных ресурсов Забайкальского края сформирован Перечень мероприятий направленных на достижение целевых прогнозных показателей, а именно защиту населения от негативного воздействия вод.

Таким образом, Правительство Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов реализует переданные полномочия в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов. Основные приоритеты выполняемых мероприятий связаны с увеличением пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов, работ по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов и укреплению песчано-гравийной и каменной наброской.

Кроме того, из пункта 8 Методических указаний следует, что для заявления мероприятия по предпаводковому и послепаводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов, необходима копия документа, подтверждающего введение режима чрезвычайной ситуации или угрозы введения режима чрезвычайной ситуации на территории проведения работ.

Согласно информации Министерства природных ресурсов Забайкальского края за 2020 год освоение субвенции, в ходе реализации мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, составило 100 %.

Доводы апелляционного представления установленных судом обстоятельств дела и выводов суда не опровергают, не имеют правового значения для разрешения спора, являлись предметом оценки суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, для которой судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств конкретного дела, оснований не усматривает.

Учитывая изложенное, апелляционное представление удовлетворению не подлежит.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционное представление не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи