Судья Бузина Т.Ю. | № 2а-572//2019 | стр. 024 |
Докладчик Пыжова И.А. | № 33а-6859/2019 | 23 октября 2019 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
Председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 23 октября 2019 года административное дело по апелляционной Бондаренко Л.Н. на решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 19 июля 2019 года, которым постановлено:
«Бондаренко Л.Н. в удовлетворении административного иска к министерству образования и науки Архангельской области о признании бездействия незаконным, обязании выделить субвенцию на предоставление жилого помещения отказать.».
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
установила:
Бондаренко Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Архангельской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыделении администрации МО «Город Архангельск» субвенции для приобретения жилого помещения для истца, возложении на Министерство финансов Архангельской области обязанности выделить администрации МО «Город Архангельск» соответствующую субвенцию.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию МО «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить Бондаренко Л.Н. жилое помещение за счет средств субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени решение суда не исполнено. Причиной неисполнения решения суда является бездействие ответчика, который не выделяет администрации города необходимые на приобретение жилого помещения денежные средства, в результате чего длительное время нарушаются её жилищные права.
Определением суда от 26.12.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Архангельской области, в качестве заинтересованного лица администрация МО «Город Архангельск».
Определением суда от 25.01.2019 производство по делу по иску Бондаренко Л.Н. к Министерству финансов Архангельской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выделить денежные средства прекращено в связи с отказом административного истца от иска. Министерство финансов Архангельской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец Бондаренко Л.Н. заявленные требования к Министерству образования и науки Архангельской области поддержала.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Город Архангельск» Кузнецова Г.А. с иском не согласились.
Представитель административного ответчика Министерства образования и науки Архангельской области, представитель заинтересованного лица Министерства финансов Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась административный истец. В апелляционной жалобе Бондаренко Л.Н. просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии нарушения её прав в результате длительного неисполнения ответчиком обязательств по выделению администрации города субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечает, что действующее законодательство не ставит реализацию права указанных лиц на получение жилого помещения в зависимость от размеров финансирования, выделяемого на вышеуказанные цели. При этом вопросы выделения и расходования соответствующих субвенций должны быть решены в порядке взаимодействия уполномоченных органов, которые не лишены возможности изменить соответствующий порядок финансирования, препятствующий реализации права на получение жилого помещения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении дела не заявляли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бондаренко Л.Н. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц, которым предоставлено право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилищного фонда.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию МО «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить Бондаренко Л.Н. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте г.Архангельска, за счет средств субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Архангельского областного суда ДД.ММ.ГГГГ по делу № административный иск Бондаренко Л.Н. к департаменту финансов администрации МО «Город Архангельск», министерству финансов Архангельской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворён, с указанных лиц в пользу Бондаренко Л.Н. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение вышеуказанного судебного решения в разумный срок в размере по <данные изъяты> рублей с каждого.
До настоящего времени жилое помещение Бондаренко Л.Н. не предоставлено в связи с недостаточностью выделяемых в виде субвенций средств на цели обеспечения жилыми помещениями лиц, вышеуказанной категории.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 46, п. 4 ст. 47 Областного закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», п.3 ст.14 Закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», п.п.2-7 Порядка предоставления и расходования субвенций на осуществление государственных полномочий, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп, и пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика, нарушающего права административного истца. При этом суд исходил из того, что органом непосредственно обязанным предоставить административному истцу жилое помещение является администрация МО «Город Архангельск». Вместе с тем министерство образования и науки Архангельской области выполняет свои расходные обязательства перед муниципальным образованием по предоставлению денежных средств для приобретения жилых помещений в соответствии с установленным действующим законодательством порядком. Наличие очередности исполнения решения суда ввиду недостаточности бюджетного финансирования не может служить основанием для вывода о допущенном министерством образования и науки Архангельской области незаконном бездействии, нарушающим права истца.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, поскольку он основан на верно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, исследованных доказательствах, а также на правильном применении норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вопросы финансового и материального обеспечения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Областным законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее – Областной закон № 84-5-ОЗ).
Государственными полномочиями, указанными в статье 46 Областного закона № 84-5-ОЗ, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области (ст. 45 Областного закона № 84-5-ОЗ).
Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета.
Объем субвенции местному бюджету конкретного муниципального образования на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений рассчитывается по предусмотренной ч.1 ст.47 Областного закона №84-5-ОЗ формуле исходя из количества детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения; расчетной нормы общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту; средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения в конкретном муниципальном образовании.
В сфере социальной поддержки детей-сирот министерство образования и науки Архангельской области является главным распорядителем средств субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, за исключением случая, предусмотренного абзацем пятым пункта 1 статьи 5 настоящего закона (ч. 4 ст. 47 Областного закона № 84-5-ОЗ, п.1 Положения о Министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства от 27.03.2012 № 120-пп).
Порядок предоставления и расходования субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений установлен постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп «Об утверждении порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями» (далее - Порядок).
Согласно п. 2, 5 Порядка субвенции предоставляются министерством местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области, наделенные государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, осуществляют расходование бюджетных средств, полученных в виде субвенций, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 46 областного закона № 84-5-ОЗ и настоящим Порядком (п. 7).
Таким образом, действующий порядок финансового обеспечения переданных Архангельской области государственных полномочий установлен вышеуказанными нормативными актами, что исключает возможность его изменения посредством принятия судебного акта.
Право истца на получение жилого помещения установлено в том числе судебным решением, в рамках исполнения которого должна осуществляться реализация права. При этом действующее федеральное законодательство предусматривает специальные механизмы принудительного исполнения таких решений.
В частности, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В связи с чем, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, основания для вмешательства суда в межбюджетные отношения, возникшие между администрацией МО «Город Архангельск» и Министерством образования и науки Архангельской области путем возложения на Министерство обязанности по финансовому обеспечению исполнения постановленного в пользу истца судебного решения отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы об обратном судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены или изменения постановленного решения не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 19 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бондаренко Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий | Ю.И. Кузнецов | |
Судьи | И.А. Пыжова | |
Т.Н. Рудь |