УИД 34RS0002-01-2021-010238-34 Административное дело № 2а-572/2022
Судья Абакумова Е.А. Дело № 33а-4237/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 21 апреля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Поликарпова В.В.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеевой Ю.Н. к МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, Управлению ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконными действий
по апелляционной жалобе административного истца Тимофеевой Ю.Н.
на решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 27 января 2022 г.,
которым в удовлетворении административного иска Тимофеевой Ю.Н. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеева Ю.Н. обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, чтов июне 2021 года она обратилась с заявлением в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о выдаче ей водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия, на которое получила отказ со ссылкой на то, что она лишена права управления транспортными средствами в связи с привлечением ее к административной ответственности на основании постановления мирового судьи судебного участка №№ <...> Волгоградской области по делу №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ г. Однако срок лишения давно закончился, а само наказание она исполнила надлежащим образом. Данный факт подтверждается всеми имеющимися данными из электронных баз ГИБДД. Согласно данным ГИБДД отсутствуют сведения о лишении Тимофеевой Ю.Н. права управления транспортными средствами и не могут являться основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения. При этом сотрудники отказались выдавать письменный ответ о причинах отказа в замене водительского удостоверения. После обращения с жалобой ей предоставили ответ. Полагая, что при отказе в замене водительского удостоверения нарушены положения ФЗ «О безопасности дорожного движения», административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, а также ее права и законные интересы просилапризнать незаконными действия МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области по отказу в выдаче водительского удостоверения и обязать его выдать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Тимофеева Ю.Н. оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения судом норм материального права. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик ГУ МВД России по Волгоградской области указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД России по Волгоградской области Сухорукова В.В., считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания незаконным оспариваемого решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче (замене) водительского удостоверения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. №80 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (далее – Административный регламент).
В соответствии со ст. 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники (ч. 1).
По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 настоящей статьи (ч. 4).
По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста - машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (ч. 4.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. №1097 утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее – Правила).
Согласно п. 23 названных Правил основанием для отказа в выдаче российского национального и международного водительского удостоверения является, в частности, наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами (подп. "в").
Пунктом 5 Правил закреплено, что сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу подп. 197.2 п. 197 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче российского национального или международного водительского удостоверения в соответствии с пунктом 23 Правил являются наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами.
В соответствии со ст. 32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
Под уклонением от исполнения постановления о назначении административного наказания следует понимать сокрытие самого лица, либо его вещей или доходов, на которые может быть обращено взыскание, отказ лица от совершения направленных на исполнение требований исполнительного документа действий.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №№ <...> Волгоградской области – мирового судьи судебного участка №№ <...> Волгоградской области Тимофеева Ю.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного № <...> КоАП РФ, ей назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на срок <.......> месяцев, с конфискацией двух блоков-розжига и двух газоразрядных ламп. Названным постановлением Тимофеевой Ю.Н. разъяснены положения ст. 32.7 КоАП РФ о необходимости в течение трех дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления сдать водительское удостоверение в орган, исполняющий данный вид административного наказания, а в случае утраты заявить об этом в указанный орган в тот же срок. Кроме того, постановление содержит реквизиты для уплаты административного штрафа.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №№ <...> Волгоградской области – мирового судьи судебного участка №№ <...> Волгоградской области обжаловано Тимофеевой Ю.Н. в вышестоящую инстанцию, решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ г. оставлено без изменения и вступило в законную силу.
В марте 2019 г. Тимофеева Ю.Н. обращалась в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлением №31558873 о приеме квалификационных экзаменов после прекращения основания лишения права управления. На указанном заявлении имеется штамп о проверке по ФИС ГИБДД, согласно которому в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области по учетам не значится. ДД.ММ.ГГГГ г. Тимофеевой Ю.Н. сданы квалификационные экзамены на право управления транспортными средствами.
26 августа 2021 г. Тимофеева Ю.Н. обратилась в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлением №52363751 о выдаче дубликата водительского удостоверения в связи с утратой или хищением.
Старшим государственным инспектором ГИБДД Кулагиным А.А. Тимофеевой Ю.Н. отказано в предоставлении государственной услуги на основании п. 197.2 Административного регламента.
Не согласившись с отказом, Тимофеева Ю.Н. подала жалобу начальнику ОСР ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, которая передана на разрешение в МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, куда она поступила 9 сентября 2021 г. и зарегистрирована за №3/216104172059.
В жалобе Тимофеева Ю.Н., выражая несогласие с решением об отказе в выдачи водительского удостоверения, принятого по её заявлению от 26 августа 2021г., просила провести проверку по факту незаконных действий сотрудников и обязать МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области выдать ей дубликат водительского удостоверения.
В ходе проведения проверки по названному обращению установлено, что при рассмотрении заявления Тимофеева Ю.Н. от 26 августа 2021 г. старшим государственным инспектором МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области капитаном полиции Кулагиным А.А. выявлен факт совершения административным истцом 13 апреля 2015 г. административного правонарушения по № <...> КоАП РФ, за совершение которого Тимофеева Ю.Н. приведённым выше постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №№ <...> Волгоградской области привлечена к административной ответственности с назначением ей административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами сроком на <.......> месяцев.
В срок, установленный п. 1.1. ч. 1 ст. 32.7. КоАП РФ, Тимофеева Ю.Н. в органы внутренних дел водительское удостоверение не сдала, заявлений об утрате водительского удостоверения от Тимофеевой Ю.Н. не поступало, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст.32.7. КоАП РФ срок лишения специального права был прерван.
Данные обстоятельства применительно к положениям с подп. 197.2. п. 197 Административного регламента послужили основанием к отказу Тимофеевой Ю.Н. в выдаче водительского удостоверения на право управления транспортными средствами.
Исполнение наказания, назначенного Тимофеевой Ю.Н. в виде лишения специального права, осуществляется сотрудниками по исполнению административного законодательства ОРДПС ОГИБДД УМВД России по г. Волжскому.
При этом проверкой установлено, что этап исполнения наказания (уникальный номер правонарушения № <...>), отображаемый базовым ресурсом «Поиск» подсистемы «Запросы» ФИС ГИБДД-M не соответствует действительному этапу исполнения наказания, поскольку при просмотре указанной карточки правонарушения в базовом ресурсе «Адмпрактика» подсистемы «Административные правонарушения» ФИС ГИБДД-M информация о сдаче лицом водительского удостоверения и начале течения срока лишения специального права не подтверждается.
29 сентября 2021 г. информация о действительной стадии исполнения назначенного Тимофеевой Ю.Н. наказания была запрошена в ОГИБДД УМВД России по г. Волжскому.
Согласно представленным сведениям ОГИБДД УМВД России по г. Волжскому течение срока лишения Тимофеевой Ю.Н. специального права прервано в соответствии с ч. 2 ст. 32.7. КоАП РФ в связи с уклонением Тимофеевой Ю.Н. от сдачи водительского удостоверения.
Вместе с тем Тимофеева Ю.Н. согласно сведениям ФИС ГИБДД-М 7 марта 2019 г. и 14 марта 2019 г. была допущена к проведению проверки знаний правил дорожного движения в порядке, установленном Правилами возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. №1191 (далее - Правила возврата водительского удостоверения).
Пунктом 67 Административного регламента, действующим в период обращения Тимофеевой ЮН. с заявлением о сдаче квалификационных экзаменов, установлено, что сведения о заявителе проверяются по учетам лиц, лишенных права на управление транспортными средствами, лиц, объявленных в розыск, и учетам административных правонарушений.
Согласно заявлению №31558873 от 7 марта 2019 г. Тимофеева Ю.Н. была допущена государственным инспектором МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области старшим лейтенантом полиции О.В. Мальковым к проведению экзамена. В связи с отсутствием у сотрудников МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области прав доступа к базовому ресурсу «Адмпрактика» подсистемы «Административные правонарушения» проверка по учетам лиц, лишенных права на управление транспортными средствами, лиц, объявленных в розыск, и учетам административных правонарушений проведена при использовании базового ресурса «Поиск» подсистемы «Запросы» ФИС ГИБДД-М.
Указаниями ГИБДД РФ от 13 июля 2010 г. № 13/9-529 утвержден Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами, согласно которому в соответствии с ч. 1 ст. 32.5 КоАП Р, постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
Приказом МВД России от 5 февраля 2016 г. №60 утверждена Инструкция по эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции (далее - ФИС ГИБДД-M).
Согласно п. 8 Инструкции целью ФИС ГИБДД-M является организация единого централизованного информационного пространства Госавтоинспекции, обеспечение эффективной информационной поддержки деятельности подразделений МВД России и территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также информационного обмена с заинтересованными органами в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В соответствии с п. 13.1, 13.2 Инструкции в подсистеме «Административные правонарушения» содержатся сведения о совершенных административных правонарушениях (дата, время и место совершения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, этап производства, номер и дата документа (протокола об административном правонарушении или постановления по делу об административном правонарушении), вид административного наказания, размер административного штрафа, срок, на который назначено административное наказание, транспортное средство (марка, государственный регистрационный знак, серия и номер свидетельства о регистрации (при наличии); лицах, совершивших административные правонарушения (для физических лиц: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения, адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания, серия и номер водительского удостоверения (при наличии); для юридических лиц: наименование организации, ОГРН, адрес юридического лица (юридический адрес).
При таких данных проверкой не установлено нарушений в действиях государственного инспектора МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области старшего лейтенанта полиции О.В. Малькова.
Согласно п. 3 Правил возврата водительского удостоверения проверка проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», по вопросам, относящимся к правилам дорожного движения и содержащимся в экзаменационных билетах.
В силу п. 4 Правил возврата водительского удостоверения проверка проводится по истечении не менее половины срока лишения права на управление транспортными средствами, назначенного лицу, лишенному права на управление. Лицо, не прошедшее проверку, может пройти проверку повторно не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущей проверки.
Установленный в ходе проверки факт неверного отображения базовым ресурсом «Поиск» подсистемы «Запросы» ФИС ГИБДД-М информации о стадии исполнения наказания в отношении Тимофеевой Ю.Н. указывает на необоснованность допуска ее к прохождению экзамена 7 и 14 марта 2019 г., в связи с чем результаты названных экзаменов аннулированы применительно к подп. 232.4. п. 232 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного приказом МВД РФ от 20 февраля 2021 г. № 80.
По результатам проверки начальником МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области утверждено 2 октября 2021 г. соответствующее заключение, а также дан мотивированный ответ на обращение Тимофеевой Ю.Н., разъяснено ее право на его обжалование.
Тимофеева Ю.Н. обращалась в ГУ МВД России по Волгоградской области с жалобой на действия сотрудников МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области по отказу в выдаче (замене) водительского удостоверения, по результатам проверки доводов которой составлено и утверждено заключение от 20 октября 2021г., которым приведенные в жалобе доводы признаны необоснованными.
Анализ приведенных норм права и обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что в ФИС ГИБДД-M отсутствовали сведения об отбытии Тимофеевой Ю.Н. наказания в виде лишения права управления транспортными средствами как на момент обращения Тимофеевой Ю.Н. с заявлением о допуске ее к сдаче квалификационного экзамена 7 и 14 марта 2021 г., так и на момент обращения с заявлением за выдачей дубликата водительского удостоверения в связи с его утратой 26 августа 2021 г.
Обязанность сдать водительское удостоверение возложена законом именно на лицо, лишенное специального права, административным истцом данная обязанность не исполнена так же, как и не подано заявление об утрате водительского удостоверения.
Применительно к подп. 232.4 п. 232 Административного регламента результаты сдачи Тимофеевой Ю.Н. экзамена на право управления транспортными средствами от 7 и 14 марта 2021 г. аннулированы правомерно.
Анализ приведенных норм права и обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что отказ административного ответчика в выдаче Тимофеевой Ю.Н. водительского удостоверения является обоснованным, а решение суда не подлежащим отмене.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок лишения права управления транспортными средствами истек, а само наказание административный истец исполнила надлежащим образом, основанием к отмене решения не является, поскольку был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана правильная правовая оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводы суда, не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебного постановления, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 27 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Тимофеевой Ю.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи