ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-574/2022 от 08.07.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0012-01-2022-000382-85 Административное дело 2а-574/2022

Судья Стрепетова Ю.В. Дело № 33а-7093/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 8 июля 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гоношиловой О.А.,

судей Тертышной В.В.,Еромасова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаренко Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице главы Песковатского сельского поселения Торшина А.А.

на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 11 апреля 2022г.

по административному исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в Единый государственный реестр объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в Единый государственный реестр объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности: части двухэтажного панельного здания детского сада, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10, за исключением нежилого помещения (фельдшерско-акушерский пункт), с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10; гражданского кладбища с металлической оградой, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; уличного освещения, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10,

На администрацию Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности: части двухэтажного панельного здания детского сада, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10, за исключением нежилого помещения (фельдшерско-акушерский пункт), с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10; гражданского кладбища с металлической оградой, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; уличного освещения, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10.

В удовлетворении остальной части требований прокурору Городищенского района Волгоградской области, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в Единый государственный реестр объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Городищенского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет в Единый государственный реестр объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований указал, что администрация Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в нарушении закона не принимает меры по постановке на кадастровый учет и регистрации объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, что препятствует введению данных объектов в гражданский оборот, осуществлению органом местного самоуправления полномочий по владению и пользованию названными объектами, а также влечет нарушение бюджетного законодательства, так как ненадлежащее планирование бюджета на текущий финансовый год и плановый период влечет неполучение дохода от использования недвижимого муниципального имущества, оборот которого невозможен при отсутствии государственной регистрации, для осуществления которой нужно запланировать бюджетные средства.

В этой связи ДД.ММ.ГГГГг. прокуратурой района в адрес главы администрации вынесено представление.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. на учет в ФГИС ЕГРН не поставлены следующие объекты недвижимого имущества: здание детского сада, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10; здание свинарника, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; гражданское кладбище с металлической оградой, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; уличное освещение, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд признать незаконным бездействие администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в ФГИС ЕГРН объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности: здания детского сада, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10; здания свинарника, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; гражданского кладбища с металлической оградой, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; уличного освещения, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10. Возложить на административного ответчика обязанность в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке названных объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, на учет в ФГИС ЕГРН.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области – глава Песковатского сельского поселения Торшин А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права.

На апелляционную жалобу прокурором Городищенского района Волгоградской области поданы возражения.

Представители административного ответчика администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области и заинтересованного лица администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание суда не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокуроров отдела прокуратуры Волгоградской области Тельбухова Е.В., Карташова Д.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если оно привело к принятию неправильного решения (части 2,4 статьи 310 КАС РФ).

Судом первой инстанции такого рода нарушения допущены.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Удовлетворяя частично требования, заявленные прокурором Городищенского района Волгоградской области, суд первой инстанции установив, что администрация Песковатского сельского поселения, являясь исполнительным органом местного самоуправления, вопреки положениям пунктов 1,2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 6,7 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», не приняла меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на недвижимые объекты муниципальной собственности: части двухэтажного панельного здания детского сада, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10 гражданского кладбища с металлической оградой, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; уличного освещения, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10, пришёл к выводу о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер к постановке названных объектов недвижимости на учет в Единый государственный реестр объектов недвижимости. При этом исходил из того, что указанное бездействие создает препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием данных объектов, влечет нарушение бюджетного законодательства, поскольку при отсутствии государственной регистрации права на это имущество его оборот невозможен.

С выводами суда первой инстанции о наличии оснований к удовлетворению административного иска прокурора о признании незаконным бездействия администрации Песковатского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к постановке названных выше объектов недвижимого имущества на учет в Единый государственный реестр объектов недвижимости, судебная коллегия не соглашается.

Судебной коллегией установлено, что объекты недвижимого имущества: часть двухэтажного панельного здания детского сада, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10; здание свинарника, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; гражданское кладбище с металлической оградой, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; уличное освещение, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10, расположенные на территории Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, находятся в муниципальной собственности Песковатского сельского поселения с 21 декабря 2006г., включены в реестр муниципального имущества.

Кадастровый учет и регистрация в ФГИС ЕГРН части двухэтажного панельного здания детского сада, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10 (за исключением нежилого помещения (фельдшерско-акушерский пункт), с кадастровым номером 34:03:040001:822); здания свинарника, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; гражданского кладбища с металлической оградой, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; уличного освещения, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10, административным ответчиком не осуществлены.

Нежилое помещение (фельдшерско-акушерский пункт), расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10, распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 29 декабря 2012г. № 2541-р передано безвозмездно из муниципальной собственности Городищенского муниципального района Волгоградской области в государственную собственность Волгоградской области.

Согласно протоколу действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (муниципального имущества) от 5 апреля 2022г. № 1, осмотром муниципального имущества установлено, что здание свинарника, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, не пригодно к дальнейшему использованию по причине полного разрушения, в связи с чем комиссией дано заключение о целесообразности его списания.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 названного федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных поименованным федеральным законом вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51).

В силу части 5 статьи 51 того же федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № 424.

Суд первой инстанции обоснованно отметил в оспариваемом судебном акте, что не принятие административным ответчиком мер по постановке на учет в ФГИС ЕГРН недвижимого муниципального имущества не соответствует требованиям пунктов 1,2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 6,7 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что объекты недвижимого имущества: часть двухэтажного панельного здания детского сада, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10; здание свинарника, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; гражданское кладбище с металлической оградой, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка; уличное освещение, расположенное по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-он, х.Песковатка, ул.Центральная, д.10, включены в реестр муниципального имущества, и соответственно приняты административным ответчиком и к бюджетному учету.

Поэтому отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности Песковатского сельского поселения на спорное недвижимое имущество осуществлению полномочий по владению и пользованию указанным недвижимым имуществом не препятствует, и от его содержания сельское поселение не освобождает.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено поименованным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, наряду с иными обстоятельствами, выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) (пункт 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).

При этом, как следует из содержания части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, оспариваемым бездействием администрации Песковатского сельского поселения, прокурором не представлено.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, поэтому оснований для удовлетворения административного иска у суда первой инстанции не было.

На основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием новое решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д ЕЛ И Л А:

решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 11 апреля 2022 г. отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления прокурору Городищенского района Волгоградской области, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Песковатского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учёт в Единый государственный реестр объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи