Судья Петрова Ю.В. Дело № 33а-8983/2021
(№ 2а-575/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 27 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,
при секретаре Прокошкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 к Службе Государственного строительного надзора Республики Крым, Врио начальника Службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2, начальнику управления разрешительной документации Службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО3, главному консультанту Службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО4, главному консультанту отдела государственной гражданской службы и организационного обеспечения Службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконными действий, бездействия, уведомления от 7 ноября 2019 г. № 82-01-000741-2019, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционным жалобам ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2020 г. и на дополнительное решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 мая 2021 г., которыми в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором, с учётом изменений предмета, просила:
- признать незаконным бездействие Службы государственного строительного надзора Республики Крым, выразившегося в неисполнении предписаний части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктов 2.7.1, 2.10.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.8, 3.3.9, 3.4.2 Административного регламента предоставления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории Республики Крым, утверждённого Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 19 июня 2019 г. N 167-«П» при оказании ФИО6 государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных ею в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства по <адрес>, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке;
- признать незаконными действия Службы государственного строители надзора Республики Крым по выдаче 7 ноября 2019 г. ФИО6 уведомления N № о соответствии указанного уведомления о планируемом строительстве параметров объекте индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по <адрес> с кадастровым номером №;
- признать незаконным и отменить уведомление Службы государственого строительного надзора Республики Крым от 7 ноября 2019 г. N № о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером: №;
- возложить на Службу государственного строительного надзора Республики Крым обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО6 о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в соответствии требованиями действующего законодательства.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Врио начальника Службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2, начальник управления разрешительной документации Службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО3, главный консультант Службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО4, главный консультант отдела государственной гражданской службы и организационного обеспечения Службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, в качестве заинтересованных лиц - Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети», ФИО6, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Министр жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ФИО7
В возражениях на административное исковое заявление заинтересованное лицо ФИО6 указала на то, что 18 февраля 2020 г. было проведено комиссионное обследование эксплуатирующей организацией Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» по обращению административного истца, проходящей на земельному участку ФИО6 подземного газопровода среднего давления, по результатам которого составлен соответствующий акт от 18 февраля 2020 г., в соответствии которым нарушений охранной зоны подземного газопровода не обнаружено. На момент регистрации, уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и на сегодняшний день СЗЗ не установлены. К распределительным газопроводам не применяются санитарные разрывы, указанные в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, поскольку они применяются исключительно для магистральных трубопроводов углеродного сырья, компрессорных установок.
В возражениях на административное исковое заявление представитель Службы государственного строительного надзора Республики Крым, а в последующем и представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым указали на то, что при подаче ФИО6 уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, заявителем была приобщена выписка из Единого государственного реестра недвижимости и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав от 28 марта 2019 г., согласно которой земельный участок находится в собственности ФИО6 В ходе проверки установлено, что часть фундамента строящегося здания перенесена на нормативное расстояние от подземного газопровода среднего давления. Согласно информации из письма Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» от 11 марта 2020 г. № 01-34/1136/1, нарушение охранной зоны газопровода устранено. Согласно сведений публично кадастровой карты и поданного ФИО6 уведомления, все минимальные отступы от границ земельного участка до планируемого объекта капитального строительства соблюдены. На основании распоряжения (приказа) Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 17 марта 2020 г. № 200, в период с 1 апреля 2020 г. по 7 апреля 2020 г. повторно назначена внеплановая выездная проверка в отношении объекта капитального строительства застройщика ФИО6, по результатам которой будет составлен акт, и в случае выявления нарушений градостроительного законодательства, будет выдано предписания об их устранении, а также, при наличии оснований, возбуждено дело об административном правонарушении.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2020 г. и дополнительным решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 мая 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2020 г., поданной ФИО1, ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что не рассмотрено и не разрешено судом первой инстанции требование о признании незаконным бездействия Службы государственного строительного надзора Республики Крым, выразившееся в неисполнении предписаний части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктов 2.7.1, 2.10.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.8, 3.3.9, 3.4.2 Административного регламента предоставления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории Республики Крым, утверждённого Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 19 июня 2019 г. N 167-«П» при оказании ФИО6 государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных ею в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства по <адрес>, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Судом первой инстанции не применены положения подпунктов 2.7.1, 2.10.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.8, 3.3.9, 3.4.2 Административного регламента предоставления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории Республики Крым, утверждённого Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 19 июня 2019 г. N 167-«П», на которые ФИО1 ссылалась в обоснование своих требований. Материалы административного дела не содержат доказательств, подтверждающих правомерность бездействия административного ответчика по невыполнению вышеуказанных норм Административного регламента.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 мая 2021 г., поданной ФИО1, ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм материального и процессуального права, неполного выяснения и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов, изложенных в судебном решении, фактическим обстоятельствам административного дела, неверного определения предмета доказывания.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что дополнительное решение содержит лишь вводную часть и положения Административного регламента Службы Государственного строительного надзора Республики Крым. Суд первой инстанции не исследовал все обстоятельства административного дела. Неверная правовая оценка обстоятельств административного дела привела к тому, что суд не смог правильно определить их сущность. Установление истины (исполняли ли должностные лица административного ответчика требования подпунктов 2.7.1, 2.10.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.8, 3.3.9, 3.4.2 Административного регламента предоставления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории Республики Крым, утверждённого Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 19 июня 2019 г. N 167-«П», получив от ФИО6 уведомление), оказалось невозможным без правильной правовой оценки обстоятельств административного дела. Выводы суда противоречат материалам административного дела, значимые по делу обстоятельства установлены судом неправильно, суд допустил ошибки в части оценки доказательств, которые, в нарушение положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не основывались на всестороннем, полном исследовании имеющихся в деле доказательств. Материалы административного дела не содержат и административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об исполнении им положений подпункта 2.7.1 Административного регламента, как и доказательств подготовки и направления им межведомственных запросов, в т.ч. в форме электронных документов, и получения соответствующих ответов. Также не представлено доказательств направления запросов, указанных в подпунктах 3.3.3, 3.3.8 Административного регламента, и проведения проверки, которое предусмотрено подпунктом 3.4.2 Административного регламента. Материалы административного дела не содержат доказательств, подтверждающих правомерность бездействия административного ответчика по невыполнению вышеуказанных норм Административного регламента (подпунктов 2.7.1, 2.10.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.8, 3.3.9, 3.4.2).
В возражениях на апелляционные жалобы представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым указал на то, что оспариваемое уведомление Службы Государственного строительного надзора Республики Крым от 7 ноября 2019 г. № № выдано в соответствии с действовавшими нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответствующего Административного регламента. При подаче ФИО6 уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, заявителем была приобщена выписка из Единого государственного реестра недвижимости и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав от 28 марта 2019 г., согласно которой земельный участок находится в собственности ФИО6 Государственный акт, а также регистрация права собственности в Едином государственном реестре недвижимости не были отменены в судебном либо ином порядке, в связи с чем у Службы Государственного строительного надзора Республики Крым отсутствовали основания для отказа в выдаче вышеуказанного уведомления. Специалистами Службы проанализирована информация по названному земельному участку, размещённая на публичной кадастровой карте, при этом, его расположение в какой-либо ЗОУИТ не подтвердилось. Специалистами СЭГСиГРП 28 ноября 2019 г. шурфовым методом обследован подземный полиэтиленовый газопровод среднего давления диаметром 225мм., проходящий по земельному участку строящегося объекта капитального строительства по <адрес>, по результатам которого установлено, что названному адресу на момент обследования не было выдержано нормативное расстояние части фундамента строящегося дома от подземного газопровода среднего давления. С целью недопущения аварийной ситуации, а также в целях обеспечения бесперебойной и без аварийной подачи газа потребителю, владельцу данного земельного участка выписано и вручено уведомление от 28 ноября 2019 г. № 0045 о необходимости устранения выявленного нарушения. Гарантийным письмом от 17 декабря 2019 г. собственник земельного участка обязался выполнить частичный демонтаж строящегося здания от 1 марта 2020 г. Комиссионным выездом 18 февраля 2020 г. обследован распределительный подземный газопровод среднего давления диаметром 225мм. В ходе проверки установлено, что часть фундамента строящегося здания перенесена на нормативное расстояние от подземного газопровода среднего давления, нарушение охранной зоны газопровода устранено. Доводы административного истца о том, что в соответствии с «Картой градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения и Генеральным планом муниципального образования Родниковское сельское поселение, земельный участок расположен полностью в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны, проверены судом первой инстанции и не нашли своего документального подтверждения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами №, №.
5 ноября 2019 г., ФИО6, являющаяся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 244 +/- 5 кв.м., в Службу Государственного строительного надзора Республики Крым подала уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вместе со схематическим изображением планируемого к строительству объекта на земельном участке (отступы от границ земельного участка: от северной, южной и западной границы – 3 метра; от восточной границы – 7 метров), с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
7 ноября 2019 г. Службой Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО6 выдано уведомление N № о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №).
Полагая, что при оказании вышеуказанной государственной услуги административным ответчиком допущено незаконное бездействие, а действия по выдаче вышеуказанного уведомления, как и само уведомление, являются незаконными, ФИО1, являющаяся собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на смежном земельном участке, обратилась в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности нарушения прав и законных интересов административного истца при выдаче ФИО6 7 ноября 2019 г. оспариваемого уведомления N №, осуществление административным ответчиком реализации права ФИО6 в спорных правоотношениях соответствует положениям Административного регламента предоставления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории Республики Крым, утверждённого Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 19 июня 2019 г. N 167-«П».
Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 1).
Частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Перечень прилагаемых к уведомлению документов определён частью 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 7 статьи 51.1 названного Кодекса, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 16 января 2015 г. № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым №67-ЗРК/2015), государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Республики Крым № 67-ЗРК/2015, разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Указом Главы Республики Крым от 6 августа 2020 г. № 256-У образовано Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (пункт 1). Служба государственного строительного надзора Республики Крым упразднена (ликвидирована) с 10 сентября 2020 г. (пункт 2).
Согласно пункту 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 169 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения, Служба для осуществления возложенных на неё задач осуществляет на территории Республики Крым полномочия органов местного самоуправления, установленные пунктами 5 и 5.1 части 1, пунктами 5 и 5.1 части 2, пунктами 5 и 5.1 части 3 статьи 8, пунктом 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14, пунктом 15 части 1 статьи 15, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в области градостроительной деятельности, в т.ч. по направлению уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках в соответствии со статьёй 51.1, частями 17, 19, 20, 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 19 июня 2019 г. N 167-«П» был утверждён Административный регламент предоставления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории Республики Крым (далее – Административный регламент).
Согласно подпункту 1.2.1 Административного регламента (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) заявителем является застройщик - физическое или юридическое лицо, обратившееся с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Государственная услуга предоставляется Управлением разрешительной документации Службы (подпункт 1.3.1 Административного регламента).
В силу пункта 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем был определён пунктом 2.6 Административного регламента.
Согласно подпункту 2.7.1 Административного регламента, Служба в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления государственной услуги независимо от основания для обращения за предоставлением государственной услуги запрашивает:
1) выписку (сведения) из Единого государственного реестра юридических лиц (при обращении юридических лиц) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (при обращении индивидуальных предпринимателей) - запрашивается в территориальных органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации (для проверки полномочий лица, подписавшего заявление и/или выдавшего доверенность);
2) выписку (сведения) из ЕГРН на земельный участок и на расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости (если указанные документы, их копии или сведения, содержащиеся в них, находятся в ЕГРН) - запрашивается в Государственном комитете по регистрации, кадастру Республики Крым (для определения правообладателя земельного участка и расположенных на нем зданий (при наличии));
3) утвержденную документацию по планировке и межеванию территории в отношении территории, на которой расположен земельный участок, - запрашивается в соответствующем органе местного самоуправления Республики Крым (для определения назначения объекта индивидуального жилищного строительства и его технико-экономических показателей);
4) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации) - запрашивается в соответствующем органе местного самоуправления Республики Крым;
5) заключение Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым о соответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, - запрашивается в Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым;
6) сведения о типовом архитектурном решении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утвержденном в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для исторического поселения, в границах которого планируется строительство, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, - запрашиваются в Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым;
7) разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта индивидуального жилищного строительства, в случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства, вид использования которого в соответствии с градостроительным регламентом предусмотрен в условном виде, - запрашивается в соответствующем органе местного самоуправления Республики Крым.
Документы, указанные в пункте 2.7.1 настоящего Регламента, могут быть представлены Заявителем самостоятельно по собственной инициативе. Непредставление заявителем указанных в подпункте 2.7.1 документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (подпункт 2.7.2 Административного регламента).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке был определён пунктом 2.10 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, предоставление государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке включает в себя следующие административные процедуры:
- прием и регистрация уведомления о планируемом строительстве либо об изменении параметров планируемого строительства и прилагаемых к нему документов либо отказ в приеме документов;
- подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о предоставлении документов (информации), необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявителю;
- принятие решения о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
- выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.
Перечень межведомственных запросов, направляемых в порядке межведомственного взаимодействия с использованием электронных сервисов ведомственных информационных систем; с использованием Информационной системы Службы; иных электронных каналов; по электронной почте; почте России; факсовой связи; иными способами был определён подпунктом 3.3.3 Административного регламента.
Подготовка и направление межведомственных запросов, указанных в п. 3.3.3 настоящего Регламента, осуществляется в течение одного рабочего дня со дня регистрации поданного заявления и приложенных к нему документов и получения электронного дела заявителя. Продолжительность административной процедуры составляет не более 4 рабочих дней (подпункт 3.3.4 Административного регламента).
Согласно подпунктам 3.3.8, 3.3.9 Административного регламента, результатом административной процедуры по направлению межведомственного запроса является получение должностным лицом Службы испрашиваемого документа (сведений) или уведомления об отсутствии документа (сведений) для продолжения оказания государственной услуги.
Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является указание в электронном деле объекта информации о наличии или об отсутствии запрашиваемых документов (сведений).
В соответствии с подпунктом 3.4.1 Административного регламента, юридическим фактом, являющимся основанием для начала выполнения административной процедуры, является поступление необходимых для предоставления услуги документов (сведений) в порядке межведомственного взаимодействия либо от заявителя.
Подпунктом 3.4.2 Административного регламента было установлена необходимость соответствующих должностных лиц провести проверку поступивших документов и сведений, с целью принятия решения о выдаче результата предоставления государственной услуги.
Как усматривается из материалов административного дела и не оспаривается сторонами, что при подаче 5 ноября 2019 г. в Службу Государственного строительного надзора Республики Крым уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, ФИО6 была приложена выданная Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 244 +/- 5 кв.м., категория земель – «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования – «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.222-223, т.1).
Исходя из того, что названные документы, в соответствии с положениями подпункта 2.7.2 Административного регламента, были представлены заявителем в Службу Государственного строительного надзора Республики Крым самостоятельно, основания для их запроса у административного ответчика отсутствовали.
В силу вышеуказанных правовых норм, данная государственная услуга имеет персонифицированный характер и предоставлена собственнику земельного участка, на котором планируется строительство объекта индивидуального жилищного строительства - ФИО6
При таких обстоятельствах, доводы административного искового заявления и апелляционных жалоб о не направлении Службой Государственного строительного надзора Республики Крым иных запросов в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления ФИО6 государственной услуги, не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов ФИО1, как и само уведомление от 7 ноября 2019 г. №, а также действия по его выдаче.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами административного дела и не опровергнуто административным истцом, расположение земельного участка по адресу: <адрес> в какой-либо зоне с особыми условиями использования территорий в ходе судебного рассмотрения дела не подтверждено, отступы от границ земельного участка, предусмотренные ПЗЗ, при подаче уведомления документально соблюдены, газопровод среднего давления, проходящий по данной улице не является аварийным, газопровод в удовлетворительном состоянии, эксплуатируется без нарушений и пригоден к дальнейшей безопасной эксплуатации, не представляя угрозу для жизни жильцов близлежащих домов, а оспариваемое уведомление от 7 ноября 2019 г. № не противоречит санитарным нормам и правилам.
Вопреки утверждениям административного истца, определением судьи районного суда от 15 октября 2020 г. в удовлетворении заявления ФИО1 о фальсификации доказательств – отказано, её заявление об исключении доказательств – удовлетворено частично (л.д.70-71, т.3).
Доводы апелляционных жалоб о том, что выводы суда противоречат материалам административного дела, значимые по делу обстоятельства установлены судом неправильно, суд допустил ошибки в части оценки доказательств, которые, в нарушение положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не основывались на всестороннем, полном исследовании имеющихся в деле доказательств, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
Вопреки требованиям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом ФИО1 не представлено доказательств нарушения её прав и законных интересов оспариваемыми уведомлением N № о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), выданным ФИО6, а также действиями по его выдаче, не установлено таких обстоятельств и судебной коллегией.
Поскольку совокупность необходимых условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворении требования о признании незаконными действий (бездействия) и уведомления исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного надзора, в рассматриваемом случае отсутствует, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
Выводы суда об отказе в удовлетворении заявления мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционных жалоб судебной коллегией не установлено.
Настоящее административное дело рассмотрено районным судом в пределах заявленных требований (с учётом изменения предмета), в удовлетворении которых правомерно отказано.
Остальные доводы ФИО1, указанные в апелляционных жалобах не опровергают правомерность обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения и дополнительного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение и дополнительное решение вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2020 г. и дополнительное решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 мая 2021 г. - оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский