ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-576/2022 от 24.05.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Меркуленко А.В. 1-ая инстанция дело № 2а-576/2022

2-ая инстанция дело № 33а-3126/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Назарука М.В., Начарова Д.В.,

при секретаре Кулькиной И.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 (ФИО)8 к Муниципальному учреждению «Администрация городского поселения Пойковский» (далее – Администрация) о признании постановлений незаконными,

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил: восстановить срок на обжалование Постановления Администрации от 12.04.2011 года № 43-п в редакции Постановления Администрации от 27.06.2011 года № 81-п и признать их незаконным. В обоснование требований указано, что 02.09.2021 года ему стало известно о нарушении его жилищных права, так как ответчик подал иск об истребовании имущества собственника из чужого незаконного владения и выселении из занимаемого жилого помещения, приложив в качестве доказательства права собственности выписку № 104 из реестра муниципальной собственности муниципального образования г.п.Пойковский, где указано, что основанием включения в реестр данной квартиры является Постановление Администрации от 12.04.2011 года № 43-п (в редакции Постановления от 27.06.2011 года № 81-п), право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости о переходе права на объект недвижимости 17.06.2014 года. Указывает, что в данном жилом помещении проживает с 10.08.1998 года, регулярно оплачивает коммунальные платежи и ведет хозяйственную деятельность. Оформив право собственности на данное жилое помещение, ответчик нарушил его жилищные права. Несмотря на требования об официальном опубликовании, спорные постановления не содержатся в «Югорском обозрении» и на сайте администрации в общем доступе «Пойковский вестник». Доказательств принятия ответчиком мер по содержанию объекта недвижимости и оплате коммунальных счетов нет.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1, в т.ч. повторяя доводы административного искового заявления, просит решение суда полностью отменить или изменить и принять новое решение. Полагает, оспариваемые акты подлежали официальному опубликованию, создают препятствия для приобретения им жилого помещения в силу приобретательной давности. Суду следовало перейти к рассмотрению дела в надлежащем порядке и продолжить подготовку к судебному разбирательству и (или) судебное разбирательство по делу.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Администрация, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 12.04.2011 года № 43-п «О включении объектов в реестр муниципальной собственности муниципального образования городское поселение Пойковский» постановлено: внести изменения в реестр муниципальной собственности муниципального образования г.п.Пойковский, включив в казну объекты, согласно приложению. В Перечне объектов, подлежащих включению в реестр муниципальной собственности муниципального образования городское поселение Пойковский (приложение к указанному постановлению), в т.ч., указан жилой дом (номер), расположенный по адресу: (адрес).

Постановлением Администрации от 27.06.2011 года № 81-п «О внесении изменений в постановление Администрации городского поселения Пойковский от 12.04.2011 года № 43-п» постановлено: внести изменения в вышеуказанное постановление, приложение к постановлению изложить согласно приложению к данному постановлению. В Перечне объектов, подлежащих включению в реестр муниципальной собственности муниципального образования городское поселение Пойковский (приложение к данному постановлению), в т.ч., указана квартира (номер), расположенная в доме (номер) в (адрес).

Оспаривая законность вышеуказанных постановлений, истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые истцом постановления не являются нормативными правовыми актами, приняты административным ответчиком в пределах своих полномочий, в установленном Уставом порядке и не затрагивают законные права и интересы административного истца.

Судебная коллегия соглашается с правильностью по существу таких выводов суда первой инстанции.

В соответствии с положениями Главы 21 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При этом согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (п.2). Если вывод о ненормативном характере оспоренного акта сделан после принятия заявления к производству, суд вправе перейти к рассмотрению соответствующего дела в надлежащем порядке производства (например, по правилам главы 22 КАС РФ) и продолжить подготовку к судебному разбирательству и (или) судебное разбирательство по делу при условии, что не имеется иных препятствий для этого, например, таких как неподсудность дела суду, несоответствие поданного заявления и (или) приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным процессуальным законодательством (п.13).

Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6 ч.1 ст.14). В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Законом вопросов местного значения (п.1 ч.1 ст.50).

Согласно положениям ст.47 Закона муниципальные правовые акты, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (ч.1). Условие о вступлении в силу после их официального опубликования (обнародования) установлено лишь в отношении муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления (ч.2).

Согласно положениям Устава муниципального образования городское поселение Пойковский к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.1 ст.3). Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В частности, он подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты (постановления, распоряжения); возглавляет Администрацию поселения (ст.ст.23, 24). Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация городского поселения Пойковский, которой руководит Глава поселения на принципах единоначалия (ст.26). В систему муниципальных правовых актов поселения входят: настоящий Устав поселения, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты Совета поселения; правовые акты Главы поселения, Администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст.29). Глава поселения в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (ст.31). Муниципальные правовые акты вступают в силу после их подписания, если в них не предусмотрено иное, за исключением решений Совета поселения о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ст.33). Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. От имени поселения права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация поселения (ст.37).

Согласно Положению об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городское поселение Пойковский (утв. решением Совета депутатов г.п.Пойковский от 15.06.2007 года № 112» собственностью г.п.Пойковский являются объекты, расположенные на его территории и за ее пределами, переданные в городскому поселению в результате разграничения государственной и муниципальной собственности, созданные, полученные или приобретенные муниципальным образованием в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п.2.1). Глава поселения принимает решения о приобретении имущества в собственность муниципального образования, определяет порядок ведения Единого реестра объектов муниципальной собственности (п.5.1). Муниципальное имущество подлежит учету в реестре имущества г.п.Пойковский (п.6.1). Имущество принимается в муниципальную собственность на основании правовых актов Главы поселения (п.7.1.).

Таким образом, судом первой инстанции после принятия искового заявления к производству было верно установлено, следует из анализа содержания оспариваемых постановлений, что они не отвечают вышеуказанным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, в связи с чем суд обоснованно перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке главы 22 КАС РФ.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ (Глава 22 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Между тем, совокупность таких условий по настоящему делу не установлена.

Как подтверждается материалами дела, следует из приведенных выше правовых норм, оспариваемые постановления соответствуют требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия Администрации, порядок и основания принятия оспариваемых постановлений; их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Вопреки доводам жалобы, приведенные выше правовые нормы не содержат требования об официальном опубликовании (обнародовании) оспариваемых постановлений.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, право собственности муниципального образования г.п.Пойковский на вышеуказанную квартиру зарегистрировано 17.06.2014 года.

В силу требований ст.ст.131, 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации, поэтому непосредственно оспариваемые постановления предполагаемое право собственности истца на вышеуказанную квартиру не прекращают.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел по существу к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Доводы апелляционной жалобы не основаны на законе и имеющихся доказательствах, поэтому подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи коллегии: Назарук М.В.

Начаров Д.В.