ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5863/2016 от 28.03.2017 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-5863/2016 Председательствующий судья Карнеева Е.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33а-1003/2017

город Брянск 28 марта 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 22 ноября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции труда в Брянской области о признании незаконными действий (бездействия), акта проверки органа государственной власти, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., объяснения ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 03.11.2015 года он обратился с заявлением в прокуратуру Брянской области, в котором сообщил о грубых, многочисленных нарушениях охраны труда, допущенных ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» по отношению к нему, и, вероятно, допускаемых по отношению к другим работникам. Прокуратура Брянской области перенаправила его заявление в Государственную инспекцию труда в Брянской области. В своих обращениях от 03.11.2015 года и 14.12.2015 года истец указал на нарушения, допущенные ОА «Центрэнергогаз» ОАО Газпром», с которым он ранее состоял в трудовых отношениях, а именно: ОА «Центрэнергогаз» ОАО Газпром», в нарушение требований ст.ст. 76, 212 ТК РФ, п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4-2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Минобразования России от 13.01.2003г. , ст.ст. 4, 5, 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не провело с ним обязательных инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда на рабочем месте, а также не обеспечило проведение специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Только 06.07.2016 года в ходе рассмотрения административного дела по его иску к Государственной инспекции труда в Московской области, ему стало известно, что административным ответчиком проведена проверка по его заявлениям. Вместе с тем, административный ответчик провел проверку фактов нарушения требований охраны труда ненадлежащим образом, не установив и неправильно определив существенные обстоятельства и юридически значимые факты, таким образом, действия и бездействия административного ответчика нарушают его права и законные интересы, а также требования законодательства РФ.

ФИО1 просил суд признать незаконными действия и бездействия Государственной инспекции труда в Брянской области: проведение проверки по фактам нарушения требований охраны труда, изложенных в его обращениях от 03.11.2015г. и 14.12.2015г. с нарушением требований закона; обязать Государственную инспекцию труда в Брянской области устранить нарушение прав и законных интересов административного истца - провести надлежащую проверку по фактам нарушения требований охраны труда, изложенных в обращениях административного истца от 03.11.2015г. и 14.12.2015г., в соответствии с требованиями законодательства РФ, обеспечить объективное и всестороннее рассмотрение фактов, изложенных в обращениях, в случае необходимости - с участием административного истца; признать незаконным Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Государственной инспекции труда в Брянской области судебные расходы по делу в сумме оплаты госпошлины в размере <данные изъяты> руб.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 22 ноября 2016 года административные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 22 ноября 2016 года и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в основу выводов суда положена карта аттестации другого рабочего места, находящегося в другом регионе. Кроме того с административным истцом не проведен внеплановый инструктаж на рабочем месте в г. Брянске. Полагает, что суд не должен был принимать в качестве допустимого доказательства копию карты аттестации рабочего места по условиям труда . Все письменные доказательства, представленные и заверенные представителем административного ответчика – ФИО7, не имеющим юридического образования, также не могли быть положены в основу решения суда.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Государственной инспекции труда в Брянской области - ФИО4 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда ФИО1 поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Государственная инспекция труда в Брянской области о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание её представитель не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Брянской области.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения ФИО1, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 03.11.2015 года обратился в прокуратуру Брянской области с заявлением на нарушения требований охраны труда ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» по отношению к нему. Прокуратура Брянской области 10.11.2015 года направила заявление ФИО1 для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Брянской области. В связи с тем, что ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» зарегистрировано в Московской области, Государственная инспекция труда в Брянской области 17.11.2015 года в соответствии с п. 3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направила заявление ФИО1 по территориальной принадлежности в Государственную инспекцию труда в Московской области. Аналогичное заявление ФИО1 14.12.2015 года направил в Государственную инспекцию труда в Московской области. Государственная инспекция труда в Московской области перенаправила заявления ФИО1 в Государственную инспекция труда в Брянской области для рассмотрения по существу.

Распоряжением Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Брянской области от 12.04.2016 года принято решение о проведении проверки в отношении ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром». Согласно Акту проверки Государственной инспекции труда в Брянской области от 04.05.2016 года проведена внеплановая документальная проверка в отношении ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром».

В ходе проверки установлено, что ФИО1 был принят на должность инженера I категории начальником отдела технического обучения персонала в учебно-производственный центр (трудовой договор от 10.09.2007 г.). 18.09.2007 года инженером II категории по ОТ и ПБ ФИО5 по программе проведения вводного инструктажа, с ФИО1 был проведен вводный инструктаж. О проведении вводного инструктажа имеется запись в журнале проведения вводного инструктажа.

Также ФИО1 прошел обучение по охране труда в ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» (Протокол заседания Центральной экзаменационной комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 14.03.2013 г., удостоверение ; Протокол по проверке знаний требований охраны труда у руководителей и специалистов от 27.09.2013 г., удостоверение ).

В ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» имеется Перечень профессий и должностей работников администрации, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, согласованный председателем первичной профсоюзной организации и утвержденный представителем работодателя. Согласно данному Перечню, должность начальника отдела технического обучения персонала освобождена от прохождения инструктажа на рабочем месте.

Согласно Карте аттестации рабочего места по условиям труда рабочего места начальника отдела технического обучения персонала ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» установлено, что общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса относится к классу условий труда - 2. С результатами оценки условий труда ФИО1 ознакомлен под роспись.

Актом проверки Государственной инспекции труда в Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что документы, подтверждающие прохождение ФИО1 вводного инструктажа (журнал регистрации вводного инструктажа), обучения по охране труда (протоколы, программы обучения), карта аттестации рабочего места по условиям труда рабочего места начальника отдела технического обучения персонала ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, содержащимся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. ст. 356, 357 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемый административным истцом акт проверки составлен Государственным инспектором труда в рамках своих полномочий, соответствует требованиям применяемого к спорным правоотношениям законодательства, права и свободы административного истца указанным актом нарушены не были, незаконных действий (бездействия) Государственной инспекции труда в Брянской области не установлено.

Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, правильными, основанными на законе, они мотивированы и подтверждаются обстоятельствами дела.

В соответствии с положениями ст. ст. 354, 355, 356, 357 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда и ее территориальные органы (государственные инспекции труда) осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок.

По смыслу указанный положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Статьей 225 Трудового кодекса РФ установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Пунктом 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем (абз. 6 п. 2.1.4 Порядка).

В материалы дела представлены документы, подтверждающие прохождение ФИО6 вводного инструктажа, обучения по охране труда, карта аттестации рабочего места по условиям труда .

Довод апелляционной жалобы административного истца о том, что в основу выводов суда положена карта аттестации другого рабочего места, находящегося в г. Москве, а не в г Брянке, судебной коллегией признается несостоятельным.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда рабочего места начальника отдела технического обучения персонала ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» оформлена в соответствии с Приложением Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011г. н (который действовал до 07.06.2014г.).

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (вступил в силу с 01.01.2014) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.

В п. 3 рекомендаций по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению №3 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 №342н, установлено, что при заполнении карты указываются в адресной части - полное наименование, фактический и юридический адрес работодателя, фамилия, имя, отчество руководителя, телефон, факс, адрес электронной почты, ИНН организации, код организации по ОКПО, код органа государственной власти по ОКОГУ, код вида экономической деятельности по ОКВЭД и код территории по ОКАТО.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в адресной части карты аттестации рабочего места по условиям труда начальника отдела технического обучения персонала ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» указан юридический (<адрес>) и фактический (<адрес>) адрес работодателя, а не место проведения аттестации рабочего места.

Ссылка в жалобе на то, что карта аттестации рабочего места по условиям труда подписана не административным истцом, судебной коллегией не может быть принята, поскольку доказательств в обоснование указанного довода ФИО1 не представлено. О фальсификации указанного документа, назначении почерковедческой экспертизы административным истцом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено не было.

Довод апелляционной жалобы о том, что ОА «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» не проведен с административным истцом внеплановый инструктаж на рабочем месте в г. Брянске, в связи с перерывом в работе более двух месяцев, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

Должность начальника отдела технического обучения персонала, которую занимал ФИО1, относится к категории руководители.

Как указано выше, согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

ФИО1 прошел обучение по охране труда в ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» в объеме соответствующем должностным обязанностям начальника отдела технического обучения персонала, что подтверждается протоколом заседания Центральной экзаменационной комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 14.03.2013 г.; протоколом по проверке знаний требований охраны труда у руководителей и специалистов от 27.09.2013 года.

Работник, восстановленный на работе по решению суда, не относится к лицам, принимаемым на работу впервые. В связи с этим ранее пройденные работником в данной организации инструктажи, аттестации, проверки знаний по охране труда являются действительными.

Довод апелляционной жалобы ФИО1 о том, что письменные доказательства, представленные и заверенные представителем административного ответчика – ФИО7, не имеющим юридического образования, не могли быть положены в основу решения суда, судебной коллегией отклоняется.

Действительно, положениями ч. 1 ст. 55 КАС РФ предусмотрено, что представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия (ч. 3 ст. 55 КАС РФ).

Как следует из протокола судебного заседания от 22 ноября 2016 года ФИО7, не имеющий высшего юридического образования, не был допущен к участию в административном деле в качестве представителя административного ответчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 КАС РФ доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Вместе с тем, КАС РФ не содержит требований по заверению копий документов, представляемых в суд, только лицом, имеющим высшее юридическое образование.

С учетом изложенного, документы, заверенные подписью и печатью государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области – ФИО7, представленные в обоснование возражений на административное исковое заявления, обоснованно приняты судом первой инстанции в качестве доказательств по делу.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 22 ноября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции труда в Брянской области о признании незаконными действий (бездействия), акта проверки органа государственной власти, взыскании судебных расходов - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. СИДОРЕНКОВА

Судьи областного суда С.А. АЛЕЙНИКОВА

В.И. МАКЛАШОВ