ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-588/20 от 04.08.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Болочагин В.Ю. адм.дело № 33а-8168/2020

(2а-588/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара

04.08.2020

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.,

судей Неугодникова В.Н., Пинчук С.В.,

при секретаре Петровой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Еремеева Г.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Еремеев Г.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Губернатора Самарской области и бездействия главы администрации Губернатора Самарской области.

В обоснование заявления указано, что 12.04.2019 Губернатор Самарской области издал распоряжение о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области и утвердил Положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности министра культуры Самарской области. 01.08.2019 проведён заключительный этап конкурса – собеседование с кандидатами на должность министра культуры. Комиссия после проведения 3 этапа конкурса выбрала 6 кандидатов, но не стала их рекомендовать Губернатору. 15.10.2019 Губернатор Самарской области, не определив победителя, издал постановление о назначении на должность министра культуры Илларионова Б.А., который не принимал участие в конкурсных процедурах. Согласно п. 5 распоряжения Губернатора Самарской области от 12.04.2019 № 183-р «О проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области министра культуры Самарской области» контроль за организацией и проведением открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области министра культуры Самарской области возложен на Администрацию Губернатора Самарской области. В процессе проведения конкурса были допущены нарушения, которые не были своевременно исправлены Администрацией Губернатора Самарской области, а кандидатам созданы препятствия по полноценному участию в конкурсе, а именно на третий тур незаконно не были допущены он и Котикова Д.В., ему неоднократно давались необоснованные и незаконные ответы за подписью главы департамента кадровой политики Баландиной Н.И., созданы существенные препятствия участникам конкурса, рабочей группой не были разработаны методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, предложения конкурсантов не были размещены на портале «Кадросфера», комиссией не был опубликован рейтинговый список кандидатов, секретарём комиссии были изготовлены сфальсифицированные протоколы от 31.07.2019, от 01.08.2019, итоги конкурса не были подведены, конкурс не завершён, победитель не определён, конкурс не признан несостоявшимся, издано постановление от 15.10.2019 о назначении министра культуры вопреки распоряжению от 12.04.2019. Просит признать не соответствующим закону Постановление Губернатора Самарской области от 15.10.2019 о назначении министром культуры Самарской области Илларионова Б.А., обязать Губернатора Самарской области определить победителя конкурса, признать его несостоявшимся, признать не соответствующим закону бездействие главы Администрации Губернатора Самарской области, выразившееся в неустранении нарушений законодательства в работе комиссии.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 18 марта 2020 года административные исковые требования Еремеева Г.Н. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Еремеев Г.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.

Административный истец Еремеев Г.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.

Представитель административного ответчика Администрации Губернатора Самарской области Солодовников А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением Губернатора Самарской области от 12.04.2019 № 183-р объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области – должности министра культуры Самарской области. Тем же распоряжением были утверждены положение по проведению конкурса и состав конкурсной комиссии.

Еремеев Г.Н. принимал участие в указанном конкурсе, что сторонами не оспаривается.

На итоговом заседании 01.08.2019 конкурсной комиссией принято решение не рекомендовать никого из участников конкурса в качестве кандидата на должность министра культуры Самарской области.

Распоряжением Губернатора Самарской области от 15.10.2019 на должность министра культуры Самарской области назначен Илларионов Б.А.

Административный истец полагает, что данное распоряжение нарушает его законные интересы как участника конкурса, который не был завершён.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое заявителем решение Губернатора Самарской области соответствует закону и не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, поскольку участие последнего в объявленном конкурсе не порождало у него никаких прав и преимуществ относительно назначения на должность министра культуры Самарской области.

Выводы суд основаны на положениях Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» от 30.09.2011 № 80-ГД, Закона Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» от 09.02.2006 № 1ГД, в соответствии с которыми министры Самарской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Самарской области, конкурсные процедуры не являются обязательным этапом отбора кандидатов на эту должность. Какой-либо специальной процедуры отбора кандидатов на должности министров Самарской области и их назначения закон не предусматривает. Несогласие заявителя с кадровым решением Губернатора Самарской области правового значения не имеет.

Требование об оспаривании бездействия главы Администрации Губернатора Самарской области, выразившегося в неустранении нарушений законодательства в работе конкурсной комиссии, также оставлены судом без удовлетворения, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Глава Администрации Губернатора Самарской области действовал в рамках полномочий, определенных п. 4.5 Положения об Администрации Губернатора Самарской области, утверждённого Постановлением Губернатора Самарской области от 21.06.2012 № 90, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для вывода о неправомерном бездействии руководителя Администрации Губернатора Самарской области, нарушающем права, свободы и законные интересы заявителя как участника конкурса.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на правильном применении норм действующего законодательства и исследованных судом материалах дела.

Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области министра культуры Самарской области был завершен 01.08.2019, по результатам открытого голосования конкурсной комиссией принято единогласное решение не рекомендовать Губернатору Самарской области рассматривать кандидатов, в том числе и Еремеева Г.Н. для назначения на государственную должность Самарской области министра культуры (пункт 3 протокола заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области - министра культуры Самарской области от 01.08.2019 года). Сведения о принятом решении размещены на официальном сайте Правительства Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении обжалуемого решения судом не применен закон, подлежащий применению, в частности положения статей 15, 21,32 Конституции РФ, части 1 статьи 1057 ГК РФ, а также аналогию Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента от 01.02.2005, являются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права в указанной сфере правового регулирования, не свидетельствуют о противоречии оспариваемого решения действующему законодательству и поэтому отклоняются как необоснованные.

Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание как не являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу доводы административного истца, направленные на оценку решений и действий конкурсной комиссии.

Утверждение административного истца о том, что оспариваемым Постановлением Губернатора Самарской области от 15.10.2019 о назначении министром культуры Самарской области Илларионова Б.А., были нарушены права всех участников конкурса, однако судом рассмотрено дело без привлечения их к участию в деле, не могут быть приняты во внимание, поскольку основано на неверном толковании норм материального права,

Закрепленные в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы.

В силу указанных норм иные участники конкурса имели право самостоятельно обратиться в суд с требованиями об оспаривании постановления Губернатора Самарской области от 15.10.2019, если бы полагали, что данным постановлением нарушены их права, свободы и законные интересы. Реализация права на обращение в суд является волеизъявлением каждого гражданина РФ. Вопреки доводам жалобы вопрос о правах и об обязанностях иных участников конкурса, не привлеченных к участию в деле, в рамках настоящего дела не разрешался.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

В соответствии с п.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом первой инстанции верно указано на то, что обстоятельства, на которые заявитель указывает как на нарушения в работе конкурсной комиссии, имели место в процессе её работы, завершившейся 01.08.2019 с подведением итогов конкурса, а меры реагирования на потенциальные нарушения должны были быть приняты Администрацией Губернатора Самарской области до указанной даты включительно (исправление нарушений в проведении конкурса после подведения его итогов невозможно). Следовательно, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия руководителя Администрации Губернатора Самарской области истёк для истца 01.11.2019, заявление подано 17.01.2020, т.е. с пропуском указанного срока.

При таких обстоятельствах суд, придя к правильным выводам о пропуске административным истцом без уважительных причин срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.

В целом доводы, которыми аргументирована апелляционная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к субъективному выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена.

Оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Еремеева Г.Н. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи