Судья Шадрина Е.В. УИД 16RS0051-01-2021-011744-62
дело в суде первой инстанции № 2а-5904/2021
дело в суде апелляционной инстанции № 33а-4172/2022
учет № 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2022 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Галимова Л.Т., Шакуровой Н.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – Нигматуллиной Алины Айваровны на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18.11.2021, которым постановлено:
«административный иск Какохо Тимура Геннадьевича, Спиридончева Олега Александровича, Гараевой Анны Валерьевны удовлетворить.
Признать незаконными постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 05.12.2017 № 5018, от 14.06.2018 № 3434 за подписью руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Д.Г. Калинкина об утверждении схемы расположения земельного участка в садоводческом некоммерческом товариществе «Дубок», относящегося к имуществу общего пользования, о предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу «Дубок» земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в течение одного месяца со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу повторно рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Дубок» о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, относящегося к землям общего пользования садоводческого товарищества, с учетом обстоятельств, установленных настоящим решением суда».
Проверив материалы административного дела, выслушав Какохо Т.Г., Спиридончева О.А., представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – Нигматуллину А.А., председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Дубок» Кугубаеву М.Л., представителя садоводческого некоммерческого товарищества «Дубок» - Гильфанову А.Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Какохо Т.Г., Спиридончев О.А., Гараева А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО) о признании недействительными постановлений ИК МО.
В обоснование административного иска указано, что административные истцы являются жителями поселка Урманче. Между садоводческим некоммерческим товариществом «Дубок» (далее – СНТ «Дубок») и садоводческим некоммерческим товариществом «Солнечный» Советского района города Казани (далее – СНТ «Солнечный») проходит автомобильный проезд общего пользования по направлению к части поселка Урманче Высокогорского района Республики Татарстан. Часть поселка Урманче отделена от основного поселка лесным массивом, проезд через который невозможен. На протяжении многих лет жители поселка Урманче пользовались спорным проездом наравне с садоводами СНТ «Дубок». В 2018 году садоводы СНТ «Дубок» обратились в муниципальное казенное учреждение «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «Администрация Советского района») с заявлением о предоставлении места общего пользования в виде участка земли из земель сельскохозяйственного назначения; в обоснование заявления указано, что дорога используется исключительно для целей товарищества и не относится к местам пользования неограниченного круга лиц. Постановлением ИК МО от 14.06.2018 № 3434 СНТ «Дубок» предоставлен в собственность бесплатно из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером .... О вынесении указанного постановления жителям поселка Урманче известно не было. В апреле 2020 года СНТ «Дубок» огородил проезд, оборудовал въезд на проезд воротами, тем самым лишив жителей поселка Урманче проезда к своим домам. В обоснование своих действий СНТ «Дубок» ссылался на право собственности на указанный земельный участок. Письмами Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 07.04.2020 № 104, Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 29.04.2020 № 2020 подтверждено, что отсутствует иной проезд жителей поселка Урманче к своим домам. Административные истцы просят признать постановления ИК МО от 05.12.2017 № 5018, от 14.06.2018 № 3434 незаконными.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «УАиГ»), МКУ «Администрация Советского района»; в качестве заинтересованных лиц – СНТ «Дубок», СНТ «Солнечный», Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, первый заместитель главы муниципального образования города Казани Калинкин Д.Г.
В судебном заседании Какохо Т.Г., Спиридончев О.А., их представитель Алтынбаева А.Ф. требования административного искового заявления поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ИК МО, МКУ «Администрация Советского района» с требованиями административного иска не согласился, просил в его удовлетворении отказать.
Руководитель Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, представитель СНТ «Солнечный» полагали требования административного иска подлежащими удовлетворению.
Представители СНТ «Дубок» возражали против удовлетворения требований административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещались.
Суд принял решение об удовлетворении административного искового заявления в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился представитель ИК МО, МКУ «Администрация Советского района» - Нигматуллина А.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает, что судом неправильно определены обстоятельства дела, нарушены нормы материального права, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИК МО, МКУ «Администрация Советского района» - Нигматуллина А.А., апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Какохо Т.Г., Спиридончев О.А. с апелляционной жалобой не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председатель СНТ «Дубок» Кугубаева М.Л., представитель СНТ «Дубок» - Гильфанова А.Ш. полагали апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по общему правилу при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего проверяет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, порядок и основания принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен, а также соответствует ли его содержание нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.
В соответствии с положениями статьи 39.14 предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Совета министров РСФСР от 17.08.1979 № 1353-р пригородному лесному хозяйству разрешено было использовать 5,3 га земли (находили ранее в Высокогорском муниципальном районе Республики Татарстан, в дальнейшем отнесены к Советскому району города Казани) для коллективного садоводства рабочих и служащих лесного хозяйства.
Постановлением Совета министров Татарской АССР от 17.07.1979 разрешено произвести изъятие 5,3 га земель государственного лесного фонда с передачей в постоянное пользование под коллективные сады рабочих и служащих Пригородного лесного хозяйства. В последующем образовано СНТ «Дубок».
В 1993 году СНТ «Дубок» выдано свидетельство о праве собственности № 27231 на землю общей площадью 5,3 га, в котором имеется схематическая зарисовка земельного участка.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 29.12.2008 № 139-ЗРТ территория поселка Акинская поляна, в состав которой входит и СНТ «Дубок», включена в состав Советского района города Казани.
Постановлением ИК МО от 05.12.2017 № 5018 утверждена схема расположения земельного участка 10 100 кв.м, образуемого из земель, находящихся в государственной собственности, относящегося к имуществу общего пользования в составе территории СНТ «Дубок» (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, зона Р4 – зона коллективных садов), на кадастровом плане территории; установлен вид разрешенного использования – садоводство; 20.04.2018 земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер .....
Постановлением ИК МО от 14.06.2018 № 3434 земельный участок с кадастровым номером .... предоставлен СНТ «Дубок» в собственность бесплатно. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером .... зарегистрировано за СНТ «Дубок 31.07.2018.
Постановлением ИК МО от 23.07.2019 земельному участку с кадастровым номером .... присвоен адрес: <адрес>.
Земельный участок представляет собой земли общего пользования, назначения членов садового товарищества (проходы, проезды и другие предназначенные для общего использования участки).
Из пояснений лиц, участвующих в деле, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что в состав рассматриваемого земельного участка согласно утвержденной ИК МО схеме его расположения вошел участок земли, относящийся к территории общего пользования неограниченного круга лиц, а не только садоводов СНТ «Дубок»; указанный участок располагается по восточной границе территории садоводческого товарищества между СНТ «Дубок» и СНТ «Солнечный», представляет собой грунтовую дорогу (проезд) длиной около 166 м, которая используется в качестве таковой в течение нескольких десятилетий не только садоводами указанных товариществ, но и жителями части поселка Урманче, которое ранее носило название «Торфболото», представляет собой улицу Овражную данного поселка.
Из письма руководителя Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 07.04.2020 № 104, направленного в адрес руководителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, усматривается, что дорога на улице Овражная поселка Урманче являлась дорогой общего пользования и действительно проходила между СНТ «Дубок» и СНТ «Солнечный»; в настоящее время на основании документов межевания дорога оказалась внутри СНТ «Дубок»; ворота, установленные на въезде препятствуют движению автотранспорта; на многократные обращения об открытии, ворота остаются закрытыми; указанные действия членов правления СНТ «Дубок» создают угрозу всему населению на данной территории; Исполнительным комитетом Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в адрес начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Высокогорскому району направлялось обращение с просьбой оказать содействие в решении сложившейся ситуации, однако ввиду того, что данная территория относится к муниципальному образованию города Казани, решить проблему в одностороннем порядке не представляется возможным; по вопросу существующей грунтовой дороги, расположенной на земельном участке категории «земли лесного фонда» с кадастровым номером ...., направлено письмо от 07.04.2020 № 102 в Пригородное лесничество с просьбой провести необходимые мероприятия по планированию строительства дороги через данный участок; ситуация обсуждена со специалистами Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и участковым лесничим Высокогорского участкового лесничества.
Указанные в письме руководителя Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 07.04.2020 № 104 обстоятельства подтверждаются также письменными материалами дела, в том числе письмами и обращениями со стороны Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, главе Советского района города Казани, также письмами и ответами на обращения жителей поселка Урманче со стороны Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан; кроме того факт включения дороги обеспечивающей доступ в поселок Урманче в границы территории СНТ «Дубок», установлен прокуратурой Высокогорского муниципального района Республики Татарстан при проведении проверки по обращению жителей поселка Урманче, на что указано в ответе на обращение от 09.06.2020 № 138ж-20.
Из представленных межевых планов, составленных по заказу СНТ «Дубок» в 2015 году, усматривается, что по восточной границе товарищества имелись некие наложения границ земельного участка, занимаемого товариществом, на земли муниципального образования.
В ходе разбирательства по делу судом устновлено, что иного, более пригодного, необходимым образом оборудованного проезда к территории части поселка Урманче (улица Овражная, ранее поселок «Торфболото») в настоящее время не имеется; от основной части поселка данная территория отделена лесопосадкой и водоемом, соединяющей части поселка дороги, и проезда не имеется; подъезд со стороны леса по земельному участку с кадастровым номером ...., представляет собой лесную просеку, протекающую в одну из аллей СНТ «Солнечный», является узким, непригодным для круглогодичного использования и подъезда спецтехники, данная просека в качестве дороги не используется, что подтверждается в том числе письмом руководителя Исполнительного комитета Красносельского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан; жителям посёлка Урманче традиционно для подъезда к своим жилым домам, для обеспечения доступа спецтехники для вывоза твердых бытовых отходов, пожарной, строительной техники использовался спорный земельный участок с дорогой (проездом), расположенный между СНТ «Дубок» и СНТ «Солнечный».
Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный участок земли, представляющий собой дорогу (проезд) и используемый в качестве такового неограниченным кругом лиц, следует расценивать как территорию общего пользования, не подлежащую передаче в частную собственность, вне зависимости от того, определена ли она в качестве таковой нанесением красных линий или нет; при этом доказательств того, что испрашиваемая часть земельного участка изначально предназначалась и длительное время использовалась исключительно для нужд садоводов СНТ «Дубок», суду представлено не было.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из положений пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) следует, что территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества) - территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.
Из положений статьи 22 Закона № 217-ФЗ следует, что предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.
Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 23 Закона № 217-ФЗ в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: 1) находятся в собственности учредителей товарищества; 2) составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 23 Закона № 217-ФЗ в границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление границ территории садоводства или огородничества, в результате которого может быть ограничен или прекращен свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами таких границ, не допускается.
Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
По смыслу пунктов 2, 3 данной статьи такое перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Приведенной императивной правовой нормой предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель общего пользования, в том числе занятых проездами.
Названный запрет не поставлен в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединение земельных участков, в том числе бесплатно. Очевидно, что целью законодателя было предусмотреть возможность удовлетворения потребностей членов такого объединения в размещении на земельном участке объектов общего пользования.
Вместе с тем удовлетворение потребностей садового объединения не должно входить в противоречие с интересами иных лиц и тем более ограничивать их права.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 10 100кв.м, в результате перераспределения присоединился к земельному участку СНТ «Дубок», ему присвоен кадастровый номер ..... Часть указанного земельного участка относится к землям общего пользования, поскольку в границах спорной территории расположен проезд, существование которого сторонами не оспаривалось.
Спорный участок земли, на котором находится дорога (проезд), расположенная между СНТ «Дубок» и СНТ «Солнечный», является единственным проездом к территории части поселка Урманче, иной пригодной и необходимым образом оборудованной дороги или проезда к части поселка Урманче не имеется.
Судебная коллегия полагает, что спорный земельный участок сформирован без учета существующего проезда, в связи с чем не может быть предоставлен в частную собственность. Доказательств того, что испрашиваемая часть земельного участка изначально была предназначена и длительное время использовалась исключительно для нужд садоводов СНТ «Дубок», суду не представлено.
Административными ответчиками не представлены доказательства, на основании которых утверждена схема расположения земельного участка, относящегося к землям общего пользования СНТ «Дубок», из которых неопровержимо и достоверно следовало бы что спорная дорога (проезд) предоставлены и входили в состав территории СНТ «Дубок» на основании первичных правоустанавливающих документов при его образовании либо переданы в его состав впоследствии.
Таким образом, действия по передаче в собственность земельного участка, занимаемого дорогой общего пользования, фактически привели к возникновению острого социального конфликта.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку фактически сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого правильного по существу судебного акта.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18.11.2021 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – Нигматуллиной Алины Айваровны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 18.03.2022.
Определение24.03.2022