Судья 1 инстанции: ФИО3
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-590/2021 Дело №33а-10106/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 декабря 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гафаровой Надиры Мухтаровны к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, Судакский городской совет Республики Крым, о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка, об обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в собственность,
по апелляционной жалобе главы Администрации города Судака Республики Крым ФИО1 на решение Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения представителя административного истца Гафаровой Н.М. – ФИО6, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Гафарова Н.М. обратилась в Судакский городской Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление Администрации г. Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе Гафаровой Н.М. в предоставлении земельного участка» (с изменениями на основании постановления Администрации г. Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№) об отказе в предоставлении бесплатно в собственность административному истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (участок №), кадастровый №, в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу ФКЗ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ; обязать Администрацию г. Судака Республики Крым в течение 65 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу повторно рассмотреть в установленном порядке заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в собственность вышеуказанного земельного участка; взыскать с Администрации г. Судака Республики Крым в пользу Гафаровой Н.М. расходы на оплату оказания юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Солнечнодолинского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ Гафаровой Н.М. разрешена разработка проекта по отводу в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (участок №). Поставив земельный участок на кадастровый учет, административный истец обратилась в администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Письмом Администрации г. Судака Республики Крым исх. № от ДД.ММ.ГГГГ заявление было оставлено без рассмотрения, решением Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № письмо было признано незаконным, на Администрацию г. Судака была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гафаровой Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение указанного решения административным ответчиком было повторно рассмотрено заявление и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка; апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № постановление Администрации г. Судака Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гафаровой Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией г. Судака Республики Крым во исполнение указанного апелляционного определения было повторно рассмотрено заявление о предоставлении в собственность земельного участка и вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым вновь было отказано в передаче участка. Основанием для отказа послужило требование о проведении государственной историко-культурной экспертизы, без проведения которой административный ответчик считает доказанным тот факт, что спорный участок находится в охранной зоне объекта культурного наследия. Административный истец считает постановление незаконным, указывает, что Администрацией г. Судака неоднократно ей отказано по одним и тем же основаниям, не смотря на признание ранее принятых решений незаконными, в связи с чем истица обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен. Признано незаконным постановление Администрации города Судака Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Гафаровой Н.М. в предоставлении земельного участка» (с изменениями на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№). Возложена обязанность на Администрацию города Судака Республики Крым повторно рассмотреть в установленном порядке заявление Гафаровой Надиры Мухтаровны от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (участок №), кадастровый №, в течение 65 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Взысканы с Администрации города Судака Республики Крым в пользу Гафаровой Н.М. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным решением, глава Администрации г. Судака Республики Крым ФИО7 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также на нарушение норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на то, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). В частности, один из таких случаев предусмотрен пунктом 1 статьи 50.1 Федерального закона от 25 июня 200 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с учетом требований, установленных пунктами 7-10 статьи 48 указанного Федерального закона.
Кроме того, заявителем не получено согласование органов исполнительной власти, что является обязательным условием передачи земельного участка в собственность. При этом, суд первой инстанции не учёл то обстоятельство, что обжалуемый отказ принят на основании положений действующего законодательства, в частности подпункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Гафаровой Н.М. – ФИО6 просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда перовой инстанции оставить без изменения.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением № сессии № созыва Солнечнодолинского сельского совета <адрес> АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 разрешена разработка проекта землеустройства в части отвода земельного участка № для индивидуального жилищного строительства в квартале жилищной застройки в южной части <адрес> для передачи в собственность.
Постановлением Администрации г. Судака Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Гафаровой Н.М. в предоставлении земельного участка» ФИО2 отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность, расположенного по адресу: <адрес> (участок №), кадастровый №, в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ. Основанием для отказа послужило то, что в ходе проведения Администрацией г. Судака Республики Крым проверки на предмет нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов и сообщения Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что последний не располагает данными о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия на испрашиваемом земельном участке.
Также Администрацией г. Судака установлено, что соответствующая историко-культурная экспертиза, необходимая для обоснования принятия решения Администрацией г. Судака Республики Крым о предоставлении заявителю в собственность земельного участка не проводилась, и орган охраны объектов культурного наследия не принимал соответствующего заключения по вопросу нахождения испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов, указанного в пункте 10 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участка на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым №313 от 2 сентября 2014 года. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является уполномоченным органом по разъяснению применения Порядка.
Пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Республики Крым предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Кроме того, Администрация г. Судака Республики Крым ссылается на разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ по данному вопросу, в которых приведены положения нормативных правовых актов. С учетом указанного, Администрация г. Судака Республики Крым пришла к выводу, что при отсутствии положительного заключения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, предоставление земельного участка может привести к нарушению действующего законодательства.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что на административного истца обязанность по предоставлению в орган местного самоуправления сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов не возложена, сведений о нахождении земельного участка на землях особо охраняемых территорий суду не представлено.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно абзаца 2 части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пункта 3 части 1 статьи 14, статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131- ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым №54-ЗРК от 21 августа 2014 года «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона).
Законодатель, предоставляя право гражданам завершить оформление прав на земельные участки, указал на то, что такое право должно возникнуть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ.
При этом, на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, право, которое было предоставлено гражданину на основании решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не должно быть утрачено.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем для государственной регистрации прав на земельный участок
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым №313 от 2 сентября 2014 года (далее – Порядок), устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права) (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Пунктом 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобщения к заявлению о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 8 Порядка в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Пунктами 10, 11 Порядка предусмотрено, что органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, в течение тридцати дней со дня направления запроса предоставляют заключения в уполномоченный орган, в которых должны содержаться сведения относительно ранее принятых в отношении испрашиваемого земельного участка решений об утверждении документации по землеустройству, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; о выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок или заключении договора аренды земельного участка, а также о регистрации права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости; нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов, соблюдения иных ограничений и требований природоохранного законодательства или соответствия места расположения объекта недвижимого имущества Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя и Схеме территориального планирования Республики Крым, документам территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории, а в случае их отсутствия - документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
Отсутствие сообщения со сведениями, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, влечет приостановление рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка до момента получения уполномоченным органом указанных сведений, но не более чем на 45 календарных дней.
В соответствии с пунктом 13 Порядка в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);
- подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);
- изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.
Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность действий по её исполнению определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым», утвержденным постановлением Администрации г. Судака Республики Крым №1114 от 30 сентября 2020 года.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона №38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 указанного законоположения уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении такого земельного участка, если он изъят из оборота или ограничен в обороте, либо его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Виды земельных участков, которые изымаются из оборота, ограничены в обороте, определены пунктами 4, 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом, а также федеральными законами. В частности, подпунктом 2 пункта 2 названной статьи предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав собственников на пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 32 поименованного федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Данным федеральным законом к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части 5 статьи 3).
В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 этого Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Пунктом 5 статьи 3.1 поименованного Федерального закона предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (участок №), в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, в ЕГРН отсутствуют.
Судом первой инстанции верно указано, что на административного истца обязанность по предоставлению в орган местного самоуправления сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов не возложена, сведений о нахождении земельного участка на землях особо охраняемых территорий судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, и не может предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Иные доводы жалобы административного ответчика являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, иные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Поскольку судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального права и процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Судаского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, - оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Администрации города Судака Республики Крым ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья: А.А. Тимофеева
Судьи: Н.Р. Мостовенко
Е.Г. Павловский