дело № 2а-591/2020 (№ 33а-19741/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 23 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Искандарова А.Ф.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Ситдиковой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и перераспределении земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО3 на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указал, что является собственником земельного участка общей площадью 793 кв.м. с кадастровым номером №... для ведения садоводства, расположенного по адресу: адрес, адрес участок №.... На данном земельном участке расположен жилой дом общей площадью 180 кв.м., принадлежащий ему на праве собственности. На протяжении долгого периода времени он добросовестно пользуется земельным участком, осуществляет уход, участок полностью огорожен. При проведении геодезических работ выяснилось, что фактические границы участка не совпадают с границами по кадастровым данным. Так, согласно схеме расположения земельного участка площадь образуемого земельного участка составляет 954 кв.м., т.е. на 161 кв.м. больше принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. В 2019 г. он обратился в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа адрес с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и перераспределении границ по адресу: адрес, адрес участок 76. Письмом №... от дата ему было отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №... с землями находящимися в государственной и муниципальной собственности, со ссылкой на пункт 3 статьи 11.3 ЗК РФ в соответствии с которым образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому и огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, изложенном в письме от 25.04.2019 №ОГ-Д23-3945, в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории перераспределение земель и земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории при условии соблюдения требований к образуемым земельным участкам.
Административный истец просил признать незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа от 16.12.2019 № №... об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и прераспределении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адресадрес; обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, адрес участок адрес образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №...; обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу направить ФИО2 согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №....
Решением Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июля 2020 года административные исковые требования ФИО2 удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа от дата №№... об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адресадрес.
Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, адрес участок адрес, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №...
Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу направить ФИО2 согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №... с установлением платы за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения в размере, определенном в соответствии с Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 17.08.2016 № 66/5 «Об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО3 указывает, что в данном случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения. Проект межевания территории является утвержденным проектом организации и застройки садового товарищества, и образование земельного участка осуществляется путем раздела земельного участка, предоставленного садовому товариществу. Испрашиваемый земельный участок, в границах, представленных истцом на согласование, не соответствует проекту организации и застройки адресадрес и образуется путем перераспределения. Кроме того, испрашиваемый земельный участок пересекает границы двух территориальных зон. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату. Таким образом, утверждение схемы в целях перераспределения земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и отсутствием оснований для перераспределения земель. Утверждение схемы расположения земельного участка производится в целях образования земельных участков при их разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков. Истец правообладателем земельного участка, который находится за пределами границы земельного участка с кадастровым номером №... не является. Автор жалобы просит решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21.07.2020 отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказать в полном объёме.
В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО2 - ФИО4, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1); соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) (подп. а п. 3); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен (подп. б п. 3); основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подп.в п. 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 4).
При этом, в соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (ч. 1)
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ч. 3).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (часть 2 статьи 39.28).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28).
Согласно частям 8, 8.1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно части 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу части 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
В силу части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №... площадью 793 кв. м. по адресу: адрес
На указанном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом площадью 180 кв.м.
Земельный участок истца граничит со свободными от прав третьих лиц землями, отнесенными к муниципальной собственности, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
На обращение истца о перераспределении указанных земельных участков, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан письмом от дата №№... приняло решение об отказе в заключении соответствующего соглашения, указав, что согласно пункту 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Таким образом, проектом межевания территории является утвержденный проект организации и застройки садового товарищества, и образование земельного участка осуществляется путем раздела земельного участка, предоставленного садовому товариществу.
Испрашиваемый земельный участок, в представленных истцом на согласование, не соответствует проекту организации и застройки адресадрес и образуется путем перераспределения.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок пересекает границы двух территориальных зон.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка и перераспределении земельного участка УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ сослалось на статью 39.29 ЗК РФ и указало, что:
-имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно:
- разработка схемы разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Также УЗИО администрации городского округа г.Уфа указало, что согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Несогласие истца с данным отказом послужило причиной обращения в суд.
Как следует из позиции Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а именно образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа №7/4 от 22.08.2008, испрашиваемый земельный участок расположен в сельскохозяйственной зоне С, где минимальный размер земельного участка для ведения садоводства составляет 400 кв.м.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 (далее по тексту Приказ № 762) утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Согласно пункту 3 Приказа № 762 схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. При этом представленная на утверждение органу местного самоуправления схема расположения земельных участков такие сведения содержит, в том числе каталог координат характерных точек границ образуемого земельного участка.
Вместе с тем, доказательств наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в материалах дела не имеется, административными ответчиками не представлено.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Размеры вновь образованных земельных участков должны отвечать установленным законодательством Российской Федерации требованиям о предельных минимальных и максимальных размерах земельных участков, то есть не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков (пункты 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доказательства того, что образование спорного земельного участка в результате перераспределения приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушит требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами административными ответчиками не представлены.
Суд, ссылаясь на положения частей 1-3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ пришел к выводу, что в соответствии с указанной нормой, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности при отсутствии проекта межевания осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Ответчиком не представлено доказательств того, что в отношении СНТ «Яблонька» разрабатывался проект межевания, в связи с чем доводы ответчика о том, что образование земельных участков в границах садового товарищества возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, не были приняты во внимание.
Ссылка ответчика на значительное превышение площади земельного участка отклонена судом ввиду следующего.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утв. Решением Совета городского округа г. Уфа Республики от 22 августа 2008 года № 7/4, минимальная площадь земельного участка, предоставляемого для ведения садоводства составляет 400 кв.м. Максимальная площадь земельного участка не может превышать 1 500 кв. м.
В результате перераспределения земельного участка площадь земельного участка составит 954 кв.м, что не превышает предельного максимального размера земельного участка, предоставляемого для ведения садоводства.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что образование спорного земельного участка в результате перераспределения не приведет к нарушению подпунктов 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в результате перераспределения, площадь земельного участка увеличится на 161 кв.м. Таким образом, возможность образования самостоятельного земельного участка площадью не менее чем 400 кв.м отсутствует.
Судебная коллегия соглашается в данной части с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что отказывая, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан указало, что образование земельных участков в границах садового товарищества возможно только в соответствии с проектом организации и застройки сада. В связи с чем утверждение схемы расположения земельного участка на территории садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан не представляется возможным.
В соответствии со статьей 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы отнесены к органу местного самоуправления городского округа адрес. Территория адресадрес не сформирована и не стоит на государственном кадастровом учете.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, данные основания отказа является неправомерными, так как полномочия по перераспределению земельного участка с кадастровым номером №... отнесены к органу местного самоуправления городского округа город Уфа.
При этом указание, что земельный участок с кадастровым номером №... пересекает границы двух территориальных зон, не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая вышеприведенные нормы права и представленные документы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно признан незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес от дата №№... об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адресадрес.
Однако судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО2 к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, адрес образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №..., об обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу направить ФИО2 согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №... с установлением платы за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения в размере, определенном в соответствии с Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 17.08.2016 № 66/5 «Об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Удовлетворяя требования административного истца об обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, направить ФИО2 согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, суд первой инстанции не принял во внимание, что в случае нарушения прав административного истца, они подлежали восстановлению путем повторного рассмотрения административным ответчиком заявления.
Кроме того, суд необоснованно обязал административного ответчика принимать действия предусмотренные пунктами 1 и 2 частью 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, что недопустимо, так принимается только одно из действий предусмотренных частью 8 указанной статьи закона.
Таким образом, надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца в данном случае будет возложение обязанности на Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление ФИО2 о перераспределении границ и об утверждении схемы расположения земельного участка.
При указанных обстоятельствах решение суда в данной части подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, адрес образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №...: обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу направить ФИО2 согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №...
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июля 2020 года отменить в части удовлетворения административных исковых требований ФИО2 к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, адрес, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №..., об обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу направить ФИО2 согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №... с установлением платы за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения в размере, определенном в соответствии с Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 17.08.2016 № 66/5 «Об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, адрес образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №...: обязании Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу направить ФИО2 согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №... – отказать.
Обязать Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление ФИО2 о перераспределении границ и об утверждении схемы расположения земельного участка.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий п/п Г.Р. Кулова
Судьи п/п А.Ф. Искандаров
п/п ФИО1
Справка: судья 1-ой инстанции ФИО5