ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5932/20 от 28.09.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-5932/20 Дело №33а-2682/20

Судья Кузьмина М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 28 сентября 2020г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Федоровой Г.А.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием представителя ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер» Платоновой Н.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 09 июля 2020 года по делу по административному иску ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер» к Министерству финансов РС(Я) о признании незаконным в части выплаты о вредности предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений, которым

постановлено:

В удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителя административного истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления и предписания Министерства финансов РС(Я) в части выплаты надбавки медицинским работникам за вредность. В обоснование требований указано, что министерством в период с 11 февраля по 13 марта 2020г. проведена выездная проверка (ревизия) соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и условий предоставления (расходования) средств, предоставленных из государственного бюджета республики, в рамках реализации государственной программы РС(Я) «Развитие здравоохранения РС(Я) на 2018-2022 годы» за период 2018-2019гг. По результатам проведенной проверки в адрес наркологического диспансера направлено представление об устранении выявленных финансовых нарушений и недостатков в срок до 01 сентября 2020г. Также выдано предписание о восстановлении в доход государственного бюджета республики сумму неправомерного расходования средств бюджета в размере 512 965,44 руб. в срок до 31 декабря 2021г. Считает представление и предписание незаконными в части выплаты надбавки медицинским работникам за вредность на сумму 255 167,04 руб., ссылаясь на отсутствие нарушений со стороны учреждения. Указывает, что размер оплаты труда соответствует требованиям федерального и регионального законодательства, учреждение применяло доплаты только к сотрудникам, имеющим по роду своей деятельности непосредственное участие в оказании психиатрической наркологической помощи, к сотрудникам административно-управленческого персонала это право не применено. В связи с тяжелым материальным положением, связанным с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), не полным финансированием из государственного бюджета республики, учреждение не имеет возможности восстановить указанную сумму в бюджет республики. Ссылаясь на данные обстоятельства, просит суд признать представление Министерства финансов РС(Я) незаконным в обжалуемой части и признать незаконным предписание, изменив в части восстановления в доход государственного бюджета на сумму 257 798, 40 руб., как нарушающее права и интересы административного истца.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Настаивает на правомерности своих требований. Указывает, что нарушений неправомерного расходования бюджетных средств не допущено, в связи с чем представление и предписание в данной части незаконны, поскольку учреждение применяло доплаты только к сотрудникам, имеющим по роду своей деятельности непосредственное участие в оказании психиатрической наркологической помощи.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что министерством финансов РС(Я) в период с 11 февраля по 13 марта 2020г. проведена выездная проверка (ревизия) соблюдения нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, целей, порядка и условий предоставления (расходования) средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы РС(Я) «Развития здравоохранения РС(Я) на 2018-2022 годы» в ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер» за период 2018-2019 годы.

Министерство финансов РС(Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в республике и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти РС(Я), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения федерального законодательства, иных нормативных правовых актов РФ и РС(Я). Общая сумма установленных нарушений составила ВСЕГО руб., из них: неправомерное расходование средств – 512 965,44 руб., неэффективное расходование средств – НЕЭФФЕКТИВНО руб., другие финансовые нарушения – НАРУШЕНИЯ руб., о чем составлен соответствующий акт от 26 марта 2020г.

21 апреля 2020г. в адрес главного врача ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер» внесено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков в срок до 01 сентября 2020г., в том числе обеспечить строгий контроль за соблюдением бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов РФ и РС(Я), не допускать принятии решений, влекущих нецелевое использование и неправомерное расходование средств субсидий, исходить из принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, осуществлять расходование бюджетных средств с соблюдением утвержденных федеральных и республиканских нормативных актов, определяющих порядок их использования, осуществлять финансовое обеспечение выполнения государственного задания строго в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственном бюджете РС(Я) на указанные цели, не допускать начисление фонда оплаты труда работникам учреждения сверх утвержденных (доведенных) лимитов бюджетных ассигнований, производить начисление труда в соответствии с положением об оплате труда и локальными нормативными документами, компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно производить строго в соответствии с Законом РС(Я), обеспечить надлежащее ведение бухгалтерского учета, обеспечить строгое соблюдение требований законодательства о контрактной системе.

21 апреля 2020г. в адрес главного врача ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер» также выдано предписание о восстановлении в доход государственного бюджета РС(Я) сумму неправомерного расходования средств государственного бюджета РС(Я) в размере 512 965,44 руб. в срок до 31 декабря 2021г.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемых представления и предписания и отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.

В силу п.2 ст.269.2 Бюджетного кодекса РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в частности, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с ч.1 ст.306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается произведенное действие в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл.30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с п.11 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 №370, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В силу пп. «а» п. 18 названного Порядка в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер» является юридическим лицом, создано на основании ст.31 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О коммерческих организациях», его учредителем является Республика Саха (Якутия). Учреждение имеет обособленные подразделения (п. 1.11 Устава): амбулаторно-поликлиническое отделение, диспансерно-поликлиническое отделение, отделение неотложной наркологической помощи, стационарное наркологическое отделение; наркологические кабинеты; филиалы: реабилитационный наркологический центр, реабилитационный центр семейного типа. Предметом деятельности учреждения является профилактика, лечение и медицинская реабилитация больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

По результатам проведенной проверки установлено неправомерное расходование бюджетных средств, в том числе, в нарушение пунктов 3.2 и 3.3 Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения РС(Я), утвержденного приказом Министерства здравоохранения РС(Я) от 27.02.2019 №01-07/266, вследствие установления повышенного размера оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам, не участвующим в оказании психиатрической помощи, а также в завышении размера надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленных по итогам специальной оценки условий труда, произведена переплата заработной платы с начислениями сотрудникам учреждения на сумму 255 167,04 руб.

Учреждением за 2019г. при начислении заработной платы повышающий коэффициент «за вредность» установлен работникам, не участвующим в оказании психиатрической помощи, а также работникам, чьи рабочие места по результатам специальной оценки труда отнесены к классу 3.1 и 3.2 условий труда, в частности, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 25 процентов к должностным окладам установлен врачу-статистику, врачу-методисту, когда как специфика их работы не связана с оказанием психиатрической помощи, доплата в размере 25 процентов к должностным окладам установлена провизору вместо компенсационных выплат в размере 4 процента, врачу клинической лабораторной диагностики, химикам экспертам, санитаркам клинико-лабораторного отдела – 15 процентов вместо 7 процентов.

Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абз.3 ст.22 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

При этом, в соответствии с абз.4 ч.1 ст.22 данного Закона установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.

В целях установления гарантий медицинскому и иному персоналу, участвующему в оказании психиатрической помощи населению, и медицинскому персоналу, работающему с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, Правительством Республики Саха (Якутия) 23 декабря 2005г. принято постановление №731 "О порядке предоставления гарантий медицинскому и иному персоналу, участвующему в оказании психиатрической помощи населению, и медицинскому персоналу, работающему с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека".

Приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2019г. №01-07/266 утверждено Положение об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия).

Согласно п.3.2 Положения повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается медицинским работникам учреждений здравоохранения, участвующим в оказании психиатрической помощи, в соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

В соответствии с п.3.3 Положения медицинским и иным работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (не относящимся к п.3.2 настоящего Положения), повышенный размер оплаты труда производится по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада). Если по итогам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда рабочее место признается безопасным, то повышение оплаты труда не производится.

Конкретный перечень должностей работников и размеры надбавок за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются работодателем локальным нормативным актом либо коллективным договором, трудовым договором в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

В соответствии с Перечнем учреждений и подразделений здравоохранения, являющимся Приложением № 2 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.12.2005 № 731 «О порядке предоставления гарантий медицинскому и иному персоналу, участвующему в оказании психиатрической помощи населению и медицинскому персоналу, работающему с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека», а также пп. 1.5 Приложения № 3 к Положению об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержденному приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 27.02.2019 № 01-07/266, Приложением № 2 к Коллективному договору к медицинским работникам, оказывающим психиатрическую помощь (участвующие в оказании психиатрической помощи), отнесены врач психиатр-нарколог, медсестра психонаркологического кабинета, медицинский дезинфектор, иные работники, участвующие в оказании медицинской помощи и обеспечивающие оказание медицинской помощи, по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), отнесенных к вредным и опасным условиям труда. Данной категории медицинских работников установлена компенсационные выплаты и доплаты к должностным окладам в размере 25%. Кроме того, работникам с классом вредности условий труда по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) 3.1 установлены компенсационные выплаты и доплаты в размере 4%, а с классом 3.2 – 7%.

При этом вредность условий труда административный истец связывает с тем, что здание учреждения 1935г. постройки, имеется один общий вход, в связи с чем имеется бактериологическая опасность и контакт с пациентами в процессе работы. Данные доводы судом первой инстанции правильно отклонены, как необоснованные.

В связи с тем, что предписание выдано 21 апреля 2020г. срок для его исполнения является разумным и не нарушающим права административного истца.

Кроме того, истец не лишен права при наличии объективных препятствий для исполнения предписания обратиться с ходатайством о его продлении.

Частью 1 ст.16 Федерального закона N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Оспариваемые в части представление и предписание соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы административного истца, о чем суд пришел к правильному выводу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.

Доводы в жалобе не могут повлечь отмену судом апелляционной инстанции решения суда, так как сводятся к переоценке обстоятельств дела и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, были предметом судебной оценки. Оснований для правовой переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда от 09 июля 2020 года по делу по административному иску ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер» к Министерству финансов РС(Я) о признании незаконным в части выплаты о вредности предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий: Ноева В.В.

Судьи: Дьяконова З.С.

Федорова Г.А.