ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-595/20 от 13.08.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

34RS0027-01-2020-000607-38 дело 2а-595/2020

Судья Денисова Л.П. № 33а-8097/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 августа 2020 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общественного учреждения пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании решения незаконным, понуждении к согласованию создания профессионального аварийно-спасательного формирования

по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Волгоградской области

на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 20 апреля 2020 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Общественного учреждения пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании решения незаконным, понуждении к согласованию создания профессионального аварийно-спасательного формирования, удовлетворить.

Признать решение Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области от 24 марта 2020 года об отказе в государственной услуги по согласованию в создании профессионального аварийно-спасательного формирования в Общественном учреждении пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец», незаконным.

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области предоставить Общественному учреждению пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» государственную услугу по согласованию в создании профессионального аварийно-спасательного формирования в Общественном учреждении пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец»

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Общественное учреждение пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» (далее – Общественное учреждение, ОУПО «ДПО Огнеборец») обратилось в суд с административным иском, указывая, что 12 марта 2020 года учреждением было подано заявление в ГУ МЧС России по Волгоградской области о согласовании создания профессионального аварийно-спасательного формирования (далее «ПАСФ») в ОУПО «ДПО Огнеборец».

24 марта 2020 года ОУПО «ДПО Огнеборец» был получен ответ, согласно, которому ему было отказано в создании «ПАСФ».

С данным отказом ОУПО «ДПО Огнеборец» не согласно, поскольку Общественное учреждение зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции Волгоградской области, запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. ОУПО «ДПО Огнеборец» в своей деятельности преследует общественно значимые цели и задачи по осуществлению профилактики пожаров, спасения людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказании первой помощи пострадавшим, участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Учреждение имеет во владении необходимые материально-технические ресурсы для реализации возложенных задач, укомплектовано спецперсоналом, прошедшим обучение и итоговую аттестацию в сфере тушения пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой помощи пострадавшим. Весь аварийно-спасательный персонал застрахован от несчастных случаев в установленном законом порядке.

В целях исполнения возложенных задач учреждение в установленном законом порядке прошло процедуру лицензирования в территориальном органе федерального органа исполнительной власти – Главном управлении МЧС России по Волгоградской области, в подтверждение чего учреждению выдана лицензия № 34А/00349 от 28 февраля 2020 года на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.

Общественное учреждение пожарной охраны фактически является одним из подразделений пожарной охраны; коль скоро учреждение действует на территории Российской Федерации, то и в своей деятельности учреждение обязано руководствоваться действующими законами, а указанным выше актом на все, без исключения, виды пожарной охраны возложены такие задачи, среди которых организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, и каких-либо исключений из данной нормы законодателем не предусмотрено.

Деятельность ОУПО «ДПО Огнеборец» не подменяет, не заменяет, ни коем иным образом не нивелирует деятельность иных видов пожарной охраны, а призвано обеспечить достижение общих целей в сфере обеспечения пожарной безопасности, более того, как указано в ст. 4 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: «Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности».

ОУПО «ДПО Огнеборец» образовано в соответствии в требованием законодательства РФ в сфере пожарной безопасности, является субъектом пожарной охраны, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности имеет лицензию на тушение пожаров. Однако, для исполнения задач, возложенных на пожарную охрану Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», таких как тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ требуется согласование с ГУ МЧС России по Волгоградской области на создание профессионального аварийно-спасательного формирования.

На законодательном уровне установлена необходимость выполнения аварийно-спасательных работ аварийно-спасательными формированиями. Как видно из уставных направлений деятельности ОУПО «ДПО Огнеборец», положений Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», учреждение создано во исполнение требований законодательства в сфере пожарной безопасности и призвано наряду с иными подразделениями пожарной охраны осуществлять, в том числе тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ -основополагающую задачу пожарной охраны.

Как видно из текста уведомления об отказе согласования создания профессионального аварийно-спасательного формирования в ОУПО «ДПО Огнеборец» от 24 марта 2020 года ГУ МЧС России по Волгоградской области, оно необоснованно, в нарушении Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» отказано в согласовании создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО Огнеборец», что свидетельствует о прямом нарушении закона.

Сославшись на указанные обстоятельства, административный истец просит признать незаконным решение ГУ МЧС России по Волгоградской области об отказе в согласовании создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО Огнеборец», отменить его и обязать административного ответчика согласовать создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО

Судом постановлено указанное выше решение.

11 июня 2020 года Михайловским районным судом Волгоградской области вынесено дополнительное решение, которым с Общественного учреждения пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» в бюджет городского округа город Михайловка Волгоградской области взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Выслушав представителя ГУ МЧС России по Волгоградской области, ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как указано в части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, 08 ноября 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о некоммерческой организации - Общественном учреждении пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана», в тот же день Общественное учреждение постановлено на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения.

Согласно Уставу Общественного учреждения, утвержденного решением единственного учредителя от 25 сентября 2018 года, основным видом деятельности, среди прочих, является деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

18 февраля 2018 года генеральным директором ОУПО «ДПО Огнеборец» был издан приказ № П-4 о создании аварийно-спасательного формирования и утверждении его Положения.

Главным управлением МЧС России Общественному учреждению выдана лицензия от 28 февраля 2020 года № 34-А/00349 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).

12 марта 2020 года ОУПО «ДПО Огнеборец» обратилось в ГУ МЧС России по Волгоградской области с заявлением о согласовании создания профессионального аварийно-спасательного формирования в ОУПО «ДПО Огнеборец».

24 марта 2020 года за № 1594-208 ГУ МЧС России по Волгоградской области направило в адрес генерального директора ОУПО «ДПО Огнеборец» уведомление о принятии решения об отказе в согласовании создания ПАСФ в ОУПО «ДПО Огнеборец» по основанию, что заявление подано организацией, не относящейся к кругу заявителей, указанных в пункте 2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления услуги по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 12 марта 2018 года № 100.

Принятие такого решения явилось поводом для обращения административного истца с настоящим иском в суд.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федеральных законов «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности», пришел к выводу о том, что оспариваемое решение нарушает права административного истца и не может быть признано законным, поскольку учреждение в установленном законом порядке прошло процедуру лицензирования в территориальном органе федерального органа исполнительной власти – Главном управлении МЧС России по Волгоградской области на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, что предусматривает возможность проведения аварийно-спасательных работ, общественное учреждение имеет во владении необходимые материально-технические ресурсы для реализации возложенных задач, укомплектовано спецперсоналом, прошедшим обучение и итоговую аттестацию в сфере тушения пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой помощи пострадавшим и весь аварийно-спасательный персонал застрахован от несчастных случаев в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию незаконного судебного акта.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 151-ФЗ от 22 августа 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Государственная услуга по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований предоставляется на основании Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 12 марта 2018 года № 100 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями на предоставление государственной услуги являются организации, занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований (далее - ПАСС(Ф), либо их уполномоченные представители, обратившиеся в Главное управление МЧС России с заявлением о согласовании создания ПАСС(Ф) в организации (далее - заявитель).

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента услуга предоставляется МЧС России. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого создаются ПАСС(Ф).

Согласно абзацу 2 пункта 25 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является: поступление заявления от организации, не относящейся к кругу заявителей, указанных в пункте 2 Административного регламента.

Таким образом, государственная услуга по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований может быть оказана лишь организациям, занимающимся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие в таких организациях собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.

Круг организаций, которые могут или должны создавать профессиональные аварийно-спасательные формирования, определен законодательством Российской Федерации: в настоящее время обязанность иметь собственные профессиональные АСС, АСФ установлена только для организаций, в которых возможно возникновение радиационных аварий (ст. 19 Федерального закона от 9 января 1996 года № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".

Другие нормативные акты (Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997 года№ 116-ФЗ» О промышленной безопасности опасных производственных объектов») предоставляют организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, возможность самим решать вопрос о принадлежности АСС, АСФ, т.е. являются диспозитивными. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" содержит требование к таким объектам - наличие договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований.

Согласно материалам дела, ОУПО «ДПО Огнеборец» к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, не относится, в связи с чем, общественному учреждению правомерно не предоставлена государственная услуга по согласованию создания профессионального аварийно-спасательного формирования.

Вопреки доводам административного истца и выводам суда первой инстанции, оспариваемое решение ГУ МЧС России по Волгоградской области об отказе в согласовании создания «ПАСФ» в ОУПО «ДПО Огнеборец» прав последнего не нарушает, так как препятствий в осуществлении уставной деятельности не создает.

По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

По настоящему делу такой совокупности условий не имеется.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению.

Учитывая, что оснований для удовлетворения требований, заявленных административным истцом не установлено, решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 20 апреля 2020 года подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Общественного учреждения пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 20 апреля 2020 года отменить, вынести новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Общественного учреждения пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании решения от 24 марта 2020 года об отказе в предоставлении государственной услуги по согласованию в создании профессионального аварийно-спасательного формирования в Общественном учреждении пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец», незаконным и возложении обязанности предоставить Общественному учреждению пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» государственную услугу по согласованию в создании профессионального аварийно-спасательного формирования в Общественном учреждении пожарной охраны «Добровольная пожарная охрана Огнеборец» - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи: