ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5978/2021 от 09.03.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0008-01-2021-008887-83 Административное дело 2а-5978/2021

Судья Галахова И.В. Дело № 33а-2890/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 9 марта 2022г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Гоношиловой О.А., Сергеева С.С.

при ведении протокола помощником судьи Муравлевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Авдиенко А. КонстА.вны, Тураевой А. АлексА.ны к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконными действий, решений

по апелляционной жалобе представителя административных истцов Авдиенко А.К., Тураевой А.А.-Кургаева С.А.

на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 13 декабря 2021г., которым в удовлетворении требований Авдиенко А. КонстА.вне, Тураевой А. АлексА.не к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконными действий, решений от 1 сентября 2021г. и от 28 сентября 2021г. отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Авдиенко А.К. обратилась в суд с административным иском к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, указав, что 22 июля 2021г. ею, как многодетной матерью, в адрес комитета по управлению государственным имуществом области через МФЦ (расписка № 14626 от 22 июля 2021г.) было подано заявление о возможном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 767 кв.м. местоположением: <адрес> (обозначенный на схеме № <...>), рядом с земельным участком с кадастровым № <...>.

2 сентября 2021г. административным ответчиком было принято решение №21-20/18897 о невозможности предоставления земельного участка по тем обстоятельствам, что испрашиваемый земельный участок совпадает с местоположением ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером № <...>.

Административный истец считает решение незаконным, поскольку им были соблюдены все требования действующего законодательства, регулирующие правоотношения в сфере предоставления земельных участков многодетным семьям, а именно 9 февраля 2021г. Авдиенко А.К. обратилась к административному ответчику с заявлением о согласовании возможности предоставления земельного участка, на которое был получен отказ (№21/20/4834 от 11 марта 2021г.) по тем основаниям, что земельный участок не соответствует проекту планировки и межевания территории квартала 03 07 157; земельный участок расположен в многофункциональной деловой обслуживающей зоне; земельный участок не соответствует виду разрешенного использования. При этом административным ответчиком было разъяснено, что устранив названные обстоятельства и при наличии соответствующего проекта межевания территории, утвержденного в установленном порядке, образование земельного участка в границах такой территории осуществляется в соответствии с проектом межевания. В целях проведения работ по разработке нового проекта Авдиенко А.К. совместно с многодетными Зотовой Т.Н. и Тураевой А.А., которым также было отказано по тем же основаниям, но в отношении иных земельных участков той же территории, 22 февраля 2021г. заключили соглашение "О софинансировании разработки проекта планировки и межевания территории" с Левченко А.Н., который был назначен разработчиком проекта планировки и межевания территории. По завершении всех работ, связанных с разработкой проекта планировки и межевания территории, а также после утверждения результатов общественных обсуждений по проекту, Авдиенко А.К. 22июля 2021г. вновь обратилась к административному ответчику с заявлением о возможном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Авдиенко А.К. считает, что в период рассмотрения указанного заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка (с 22июля 2021г. по 2 сентября 2021г.) административным ответчиком были нарушены последовательность и сроки выполнения административных процедур, в том числе процедуры постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Поскольку по состоянию на 22 июля 2021г. земельный участок не стоял на кадастровом учете, Авдиенко А.К. было подано заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно с приложением графического описания его границ согласно схемы по проекту планировки и межевания территории. Кроме того, в заявлении ею было выражено согласие на обеспечение выполнения соответствующих кадастровых работ и постановку на кадастровый учет по собственной инициативе. Однако, административным ответчиком в период с 9 августа 2021г. ( дата утверждения проекта планировки (постановление №729) по 16 августа 2021г. (дата постановки на кадастровый учет земельных участков) инициирована ускоренная постановка на кадастровый учет земельного участка, в результате чего на момент рассмотрения заявления и принятия решения о согласовании возможности предоставления (2 сентября 2021г.) он уже, по мнению административного ответчика, стал иным земельным участком, сформированным ранее испрашиваемого земельного участка с присвоением ему кадастрового номера.

14 сентября 2021г. административным ответчиком принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка бесплатно в совместную собственность супругов Ушаковой А.В. и Ушакова А.А.

С учетом уточненных требований, Авдиенко А.К., ссылаясь на нарушение своих прав, просит признать неправомерными действия административного ответчика, выразившиеся в приеме заявления и межевого плана от Ушаковой А.В. о постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка в период рассмотрения заявления истца (вх. 21/37405 от 23июля 2021г.); признать неправомерными действия ответчика, выразившиеся в подаче заявления по межведомственному документообороту в адрес Росреестра о постановке на кадастровый учет испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером № <...>; признать неправомерными действия ответчика, выразившиеся в приеме заявлений от Ушакова А.А. и Ушаковой А.В. от 16 августа 2021г. о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № <...> в собственность бесплатно; признать незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 2 сентября 2021 года № 21-20/18897 об отказе Авдиенко А.А. в возможном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно; признать недействительным решение ответчика от 28 сентября 2021г. № <...> об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № <...> в собственность бесплатно по заявлению Авдиенко А.К. (вх. №21/43331 от 30августа 2021г.).

Кроме того, Тураева А.А. обратилась в суд с вышеназванными требованиями к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Требования мотивированы доводами, аналогичными доводам Авдиенко А.К. Административный истец Тураева А.А. указала, что 22 июля 2021г. Тураевой А.А., являющейся многодетной матерью, в адрес комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (расписка № 14627 от 22 июля 2021г.) было подано заявление о возможном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 767 кв.м. местоположением: <адрес> (обозначенный на схеме №22), рядом с земельным участком с кадастровым № <...>. 1 сентября 2021г. ответчиком было принято решение за №21-20/18746 о невозможности предоставления земельного участка.

Просит суд, с учетом уточненных требований, признать неправомерными действия ответчика, выразившиеся в приеме заявления и межевого плана от третьего лица, о постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка в период рассмотрения заявления истца вх. 21/37404 от 23 июля 2021г.; признать неправомерными действия ответчика, выразившиеся в подаче заявления по межведомственному документообороту в адрес Росреестра о постановке на кадастровый учет испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером № <...>; признать неправомерными действия ответчика, выразившиеся в приеме заявлений от граждан Любенцовых от 16 августа 2021г. о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № <...> в собственность бесплатно; признать незаконным решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 1 сентября 2021 г. № 21-20/18746 об отказе Тураевой А.А. в возможном согласовании предоставления земельного участка, в собственность бесплатно; признать недействительным решение ответчика от 28 сентября 2021г. №21-20/21126 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:030085:1604 в собственность бесплатно по заявлению Тураевой А.А. (вх. №21/43325 от 30 августа 2021г.)

Определением суда от 26 октября 2021г. административные дела по иску Авиденко А.К. и Тураевой А.А. объединены в одно производство.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административных истцов ФИО1 просит решение суда отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, наличие предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области поданы возражения.

Административные истцы, заинтересованные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об обстоятельствах, препятствующих явке в суд, не уведомили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. От административных истцов поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административных истцов ФИО1 в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО2 относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и представленных на апелляционную жалобу возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии с частями 2,4 статьи 310 КАС РФ являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если нарушение или неправильное применение норм процессуального права привело к принятию неправильного решения.

Такого рода нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущены.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судебной коллегией установлено, что ФИО3, ФИО4 относятся к категории граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, приняты на учет граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.

По инициативе ФИО3 и ФИО4, в лице представителей ФИО1, ФИО5, ФИО6 в период с марта 2020г. по август 2021г. проводились мероприятия связанные и изменением планировки территории кварталов 03_07_116, 03_07_140 в Дзержинском районе Волгограда в целях последующего образования земельных участков.

22 июля 2021г. от истцов ФИО3, ФИО4 в адрес комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступили заявления о согласовании возможности предоставления земельных участков, при этом заявителями выражено согласие на обеспечение выполнения соответствующих кадастровых работ и постановку земельных участков на кадастровый учет по собственной инициативе.

Постановлением администрации Волгограда от 9 августа 2021г. № 729 утвержден проект планировки и межевания территории, в результате которого образованы земельные участки в границах квартала под индивидуальное жилищное строительство, в т.ч. земельные участки с кадастровыми номерами №№ <...> и № <...>.

6 августа 2021г. от ФИО7 поступило заявление о направлении межевого плана в целях постановки на государственный кадастровый учет земельного участка № <...>, впоследствии был представлен исправленный межевой план от 10 августа 2021г.

Аналогичным образом в период до 12 августа 2021г. поступил межевой план от третьего лица в целях постановки на государственный кадастровый учет земельного участка № <...>.

12 августа 2021г. комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, в лице представления по доверенности ФИО8, на основании межевых планов от ДД.ММ.ГГГГг., поданы заявления о совершении учетно-регистрационных действий с земельными участками с кадастровыми номерами № <...> и № <...>.

16 августа 2021г. названные земельные участки поставлены на кадастровый учет.

16 августа 2021г. в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступили заявления от ФИО9 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № <...> и от ФИО10 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 34:34:030085:1604.

30 августа 2021г. в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступили заявления о предоставлении в собственность бесплатно вышеназванных земельных участков от административных истцов, от ФИО3 земельного участка с кадастровым номером № <...>, от ФИО4 земельного участка с кадастровым номером № <...>

Письмом от 1 сентября 2021 г. комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области уведомил ФИО4 о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно на основании пункта 8 части 4 статьи 9 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно". Отказ в удовлетворении заявления мотивирован тем, что согласно графическому описанию границ земельного участка, приложенного к заявлению ФИО4, данным информационной системы "Инфраструктура пространственных данных Волгоградской области", выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 30 августа 2021г. № КУВИ-002/2021-113772422 местоположение испрашиваемого ФИО4 земельного участка совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 857 кв. м, границы которого определены в установленном законом порядке.

Письмом от 2 сентября 2021 г. комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области уведомил ФИО3 о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно на основании пункта 8 части 4 статьи 9 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно". Отказ в удовлетворении заявления мотивирован тем, что согласно графическому описанию границ земельного участка, приложенного к заявлению ФИО3, данным информационной системы "Инфраструктура пространственных данных Волгоградской области", выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 31 августа 2021г. № КУВИ-002/2021-114638812 местоположение испрашиваемого ФИО3 земельного участка совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 767 кв. м, границы которого определены в установленном законом порядке.

При этом комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в тех же письмах ФИО4 и ФИО3 разъяснено, что данные решения не являются отказом в реализации их права на предоставление в собственность земельного участка бесплатно, и разъяснено право на подачу заявления о согласовании возможности предоставления (или о предоставлении) в собственность бесплатно иного земельного участка в соответствии с частями 4, 5 статьи 9 Закона N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".

Письмом от 28 сентября 2021 г. комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области уведомил ФИО4 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно на основании пункта 4 части 5 статьи 9 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", подпункта 13 пункта 2.9.2 Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги «Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно». Отказ в удовлетворении заявления мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № <...>, решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 сентября 2021г. № 1569 предоставлен в собственность бесплатно иному лицу, заявление которого о предоставлении указанного участка в собственность бесплатно поступило в комитет 16 августа 2021г.

Письмом от 28 сентября 2021 г. комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области уведомил ФИО3 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно на основании пункта 4 части 5 статьи 9 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", подпункта 13 пункта 2.9.2 Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги «Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно». Отказ в удовлетворении заявления мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № <...>, решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 сентября 2021г. № 1570 предоставлен в совместную собственность бесплатно иным лицам, заявления которых о предоставлении указанного участка в собственность бесплатно поступили в комитет 16 августа 2021г.

В названных письмах комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО4 и ФИО3 разъяснено, что данные решения не являются отказом в реализации их права на предоставление в собственность земельного участка бесплатно, также разъяснено, что они имеют право на подачу заявления о согласовании возможности предоставления (или о предоставлении) в собственность бесплатно иного земельного участка в соответствии с частями 4, 5 статьи 9 Закона N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".

Материалами дела подтверждено, что 28 сентября 2021г. на земельный участок с кадастровым номером № <...> зарегистрировано право собственности ФИО11

1 октября 2021г. на земельный участок с кадастровым номером № <...> зарегистрировано право совместной собственности ФИО9 и ФИО7, с 15 ноября 2021г. на данный земельный участок зарегистрировано право долевой собственности (по 1/2 доли) ФИО12 и ФИО13

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно регламентирован Законом Волгоградской области от 14 июля 2015г. N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" (далее-Закон № 123-ОД).

Государственная услуга по предоставлению земельных участков гражданам в собственность бесплатно оказывается комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно", утвержденного приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 19-н от 15 июля 2015г. (далее – Административный регламент).

Абзацем 1 части 3 статьи 9 Закона № 123-ОД установлено, что земельный участок, не поставленный на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предоставляется гражданам, состоящим на учете, в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи.

Абзацем 2 части 3 статьи 9 Закона № 123-ОД установлено, что земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, за исключением земельного участка, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предоставляется гражданам, состоящим на учете, в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

Абзацами 1,3,4,5 части 4 статьи 9 Закона N 123-ОД предусмотрено, что граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", подают в уполномоченный орган по месту постановки на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

К заявлению о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно прилагается графическое описание границ испрашиваемого земельного участка, подготовленное с использованием сведений общедоступных информационных ресурсов, содержащих картографические данные, либо любым иным способом, позволяющим описать границы испрашиваемого земельного участка (далее - графическое описание границ испрашиваемого земельного участка).

Рассмотрение заявлений о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности их поступления в зависимости от даты и времени их поступления.

Решение о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно принимается уполномоченным органом и направляется заказным письмом или выдается гражданину под расписку в течение 30 календарных дней со дня поступления от гражданина документов, указанных в настоящей части.

В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 9 Закона N 123-ОД уполномоченный орган принимает решение о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, в отношении которого подано заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, с местоположением ранее сформированного земельного участка, границы которого определены в установленном законом порядке.

Аналогичное основание для принятия решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно также предусмотрено подпунктом 8 пункта 2.9.1 Административного регламента.

В соответствии с абзацами 1-6 части 5 статьи 9 Закона № 123-ОД граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который поставлен на государственный кадастровый учет, за исключением земельного участка, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", подают заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в уполномоченный орган по месту постановки на учет.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности их поступления в зависимости от даты и времени их поступления.

В случае если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно на рассмотрении такого органа находится представленное ранее другим лицом заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю не позднее пяти рабочих дней с даты поступления заявления в уполномоченный орган.

Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно приостанавливается до принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или об отказе в его предоставлении.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или об отказе в его предоставлении и направляет заказным письмом или выдает гражданину под расписку копию такого решения.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 9 Закона N 123-ОД уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в случае, если в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о его предоставлении в собственность бесплатно иному гражданину.

Аналогичное основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно установлено подпунктом 13 пункта 2.9.2 Административного регламента.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия по делу предусмотренной частью 2 статьи 227 КАС РФ совокупности условий, необходимой для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

С такими выводами судебная коллегия соглашается.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия не усматривает несоответствие оспариваемых административными истцами решений комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 1 сентября 2021г., от 2 сентября 2021г., от 28 сентября 2021г. вышеприведенным нормативным правовым актам.

Совпадение местоположения испрашиваемого заявителем земельного участка с ранее сформированным земельным участком, с установленными границами, в силу положений пункта 8 части 4 статьи 9 Закона № 123-ОД, подпункта 8 пункта 2.9.1 Административного регламента является безусловным основанием для принятия уполномоченным органом решения о невозможности его предоставления в собственность бесплатно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент подачи административными истцами заявлений о согласовании возможности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность бесплатно, то есть на 22 июля 2021г., они еще не были поставлены на кадастровый учет, не опровергают законность принятых административным ответчиком решений от 1 сентября 2021г. и 2 сентября 2021г., так как законность оспариваемых решений, принятых уполномоченным органом, проверяется на момент их вынесения.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда о том, что заявления иных граждан о постановке спорных земельных участков на кадастровый учет подлежали приостановлению до рассмотрения заявлений административных истцов от 22 июля 2021г.

Исключительный случай приостановления уполномоченным органом срока рассмотрения заявления предусмотрен частью 5 статьи 9 Закона № 123-ОД и установлен только в отношении заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поданного на основании части 5 статьи 9 Закона № 123-ОД.

Заявления о согласовании возможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно от 22 июля 2021 г. поданы административными истцами в порядке, определенном частью 4 статьи 9 Закона № 123-ОД, положения которой приостановление срока рассмотрения заявлений не предусматривают. Поэтому данные выводы суда не основаны на законе.

В соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 9 Закона № 123-ОД рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности их поступления в зависимости от даты и времени их поступления.

Заявления иных лиц (ФИО7, ФИО11) о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно поступили ранее заявлений административных истцов, в связи с чем рассмотрение заявлений последних было обоснованно приостановлено, а затем им на законных основаниях, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2.9.2 Административного регламента, было отказано в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно.

Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о правомерности действий административного ответчика по приему заявлений ФИО7 и ФИО11 от 10 августа 2021г., поскольку в силу Федерального закона от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" административный ответчик, являясь уполномоченным органом, обязан был принять указанные заявления, рассмотреть и дать на них ответ.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконными действий административного ответчика по приему заявлений иных лиц от 16 августа 2021г. о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков при наличии не рассмотренных заявлений истцов от 22 июля 2021г. о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, поскольку с момента постановки испрашиваемых административными истцами земельных участков на кадастровый учет любой гражданин, относящийся в соответствии с Законом № 123-ОД к льготной категории граждан, имел возможность подать административному ответчику заявление о предоставлении данного земельного участка в собственность бесплатно на основании части 5 статьи 9 Закона № 123-ОД. При этом, как подтверждается материалами дела, с такими заявлениями административные истцы обратились в Комитет позже иных лиц.

Частью 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение о признании действий (бездействия), решений незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Соответственно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Статьей 1, пунктом 2 статьи 3 КАС РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Целью судебной защиты, с учетом требований части 3 статьи 17, части 1 статьи 19, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.

В силу положений статьи 226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушение прав должно носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

Принимая во внимание, что спорные земельные участки в настоящее время находятся в собственности иных лиц, то защита прав административных истцов посредством разрешения административного иска не может быть достигнута.

При этом нарушение прав административных истцов оспариваемыми действиями и решениями административного ответчика по делу не установлено.

Суд первой инстанции обоснованно отметил в решении, что оспариваемые решения административного ответчика не являются отказом в реализации права административных истцов на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, не препятствуют обращению в установленном порядке за согласованием возможности предоставления иного земельного участка на территории Волгограда, находящегося в собственности Волгоградской области либо неразграниченной государственной собственности, возможность предоставления которого не ограничена в силу требований правовых актов.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является по существу правильным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке, не установлено.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с решением суда, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу заявленных требований, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Волгограда от 13 декабря 2021г.оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов ФИО3, ФИО4- ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи