ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-597/20 от 03.03.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Тедеева Е.А. №33а-2243/2021

дело 1 инстанции:№2а-597/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

ФИО1, ФИО2,

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заинтересованные лица начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5, МУП ЖКХ «Раздольное», Аппарат Совета министров Республики Крым о признании действий (бездействия) незаконными, о возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного ответчика ФИО6, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

ФИО4 обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным иском к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, в котором просил признать незаконными действия по считанию ничтожным решения общего собрания от 04 мая 2019 года и бездействие административного ответчика, который только 22 мая 2020 года уведомил многоквартирный дом, в котором проживает административный истец, о признании ничтожным решения общего собрания от 04 мая 2019 года в ответе №М-30/2722/2; возложить на административного ответчика обязанность отменить указание Муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ «Раздольненское» не учитывать и не применять решения общего собрания от 04 мая 2019 года в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца; признать незаконными действия по неправильному разъяснению в своих ответах статей 181.1 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации; возложить на административного ответчика обязанность воздержаться от совершения действий по непризнанию факта вступления в законную силу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> 04 мая 2019 года.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого помещения в <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией в лице МУП ЖКХ «Раздольное». 04 мая 2019 года в <адрес> состоялось внеочередное общее собрание собственников многоквартирного дома по инициативе собственника <адрес>, по результатам которого был принят протокол №1 от 04 мая 2019 года. Из ответа Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 16 июня 2020 года за исх.№М-30/3352/2 в адрес представителя административного истца ФИО7 следует, что протокол №1 внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома от 04 мая 2019 года в нарушение требований закона признан ничтожным. Административный истец не согласен с такими ответами административного ответчика от 22 мая и 16 июня 2020 года, поскольку отсутствуют правовые основания для признания указанного протокола ничтожным. Кроме того, административным ответчиком, по мнению административного истца, допущено бездействие, поскольку только 22 мая 2020 года многоквартирный дом, в котором проживает административный истец, уведомлен о признании ничтожным решения общего собрания от 04 мая 2019 года в ответе №М-30/2722/2. Также административным ответчиком, как указывает административный истец, неправильно в своих ответах разъяснены нормы ст.ст. 181.1 и 181.5 ГК РФ.

Определением Раздольненского районного суда Республики Крым от 19 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5, МУП ЖКХ «Раздольное», Аппарат Совета министров Республики Крым.

Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска ФИО4 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО7 просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Так, судом применены нормы материального права, не подлежащие применению: п.2 ч. 3, ч.8.1 ст. 162 ЖК, ФЗ №59; не применены нормы материального права, подлежащие применению: ч.1.1. ст. 46, ст. 44, 48 ЖК; имеет место неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для административного дела; решение суда является немотивированным, основанным на неверной оценке фактических обстоятельств дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности - ФИО6 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23 апреля 2020 года в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым от депутата Раздольненского районного совета Республики Крым для рассмотрения по компетенции поступило обращение ФИО7, как указано, уполномоченного по делам Совета многоквартирного <адрес>, проживающего там же, <адрес>, от 16 апреля 2020 года, в котором фактически указывалось на несогласие с действиями руководителя МУП «ЖКХ «Раздольненское» в части требований по оплате ежемесячных платежей работ и услуг по содержанию и ремонту вышеуказанного многоквартирного дома.

22 мая 2020 года за №М-30/2722/2 Инспекция по жилищному надзору Республики Крым на вышеприведенное обращение ФИО7 (для оглашения иным заявителям) сообщила, что МУП ЖКХ «Раздольненское» осуществляет управление МКД с 01.10.2018 на основании договора управления МКД, заключённого по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного Администрацией Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым. Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества МКД и размер платы по содержанию общего имущества МКД определён конкурсной документацией.

После чего, в ответе приведено положение части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации с выводом о том, что в период с 01 октября 2018 года по 01 октября 2019 года собственники помещений многоквартирного дома не вправе изменять выбранную по итогам договора управляющую организацию МУП ЖКХ «Раздольненское» и условия договора управления, а именно: перечень жилищных услуг и размер платы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

В связи с чем, указано, что МУП ЖКХ «Раздольненское» не вправе учитывать и применять решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (протокол от 04 мая 2019 года) в части изменения условий договора управления многоквартирного дома по истечении одного года до 01 октября 2019 года.

Также в ответе сообщено, что в ноябре 2019 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки с участием заявителя, при исследовании вопросов, указанных в обращении, Инспекцией установлены нарушения требований жилищного законодательства при управлении МКД. По результатам проверки в адрес МУП ЖКХ «Раздольненское» выдано предписание с требованием об устранении выявленных нарушений, в том числе по проведению общего собрания собственников помещений МКД с учётом вопросов повестки дня собрания, проведенного 04.05.2019. Во исполнение пунктов 1, 2 и 3 предписания Инспекции в период с 07 по 28 февраля 2020 года МУП ЖКХ «Раздольненское» инициировано и проведено общее собрание собственников помещений МКД в очно-заочной форме. По результатам проведенного собрания кворум отсутствовал, собственниками помещений МКД решение не принято.

Таким образом, МУП ЖКХ «Раздольненское» продолжает осуществлять управление МКД согласно условиям договора управления, заключённого с собственниками помещений МКД по итогам открытого конкурса.

При этом, при исследовании дополнительных вопросов в ходе проведенной проверки исполнения предписания Инспекции, МУП ЖКХ «Раздольненское» повторно выдано предписание с требованием об устранении в срок до 30.05.2020 выявленных нарушений при содержании общего имущества МКД (по текущему ремонту подъезда №2 и уборке мест общего пользования МКД).

Кроме того, управляющей организацией по факту неоказания услуг и невыполнения работ по договору управления МКД произведены перерасчёты платы за содержание общего имущества собственникам помещений МКД (л.д. 61-62).

Данный ответ подписан начальником Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5

01 июня 2020 года в Инспекцию по жилищному надзору Республики Крым поступило обращение ФИО7, как указано, уполномоченного по делам Совета многоквартирного <адрес> проживающего там же, <адрес>, от 29 мая 2020 года, в котором заявитель ссылался на письмо административного ответчика от 12 мая 2020 года и просил разъяснить основание игнорирования МУП ЖКХ «Раздольненское» и Инспекцией решения органа управления собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от 04 мая 2019 года, пункты статьи 185.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушенные решением органа управления собственников многоквартирного дома, и является ли компетенцией Акуловой – ФИО8 публично определять ничтожность решения органа управления МКД40 (л.д. 63).

16 июня 2020 года за №М-30/3352/2 в адрес ФИО7 административным ответчиком направлен ответ по результатам рассмотрения обращения от 29 мая 2020 года, в котором приведены положения частей 2, 7 статьи 162, части 4 статьи 161, Жилищного кодекса Российской Федерации с указанием на то, что договор управления многоквартирным домом подписан с собственниками помещений многоквартирного дома и не одним собственником не оспорен. Решение суда о признании договора управления незаконным отсутствует.

Также указано, что МУП «ЖКХ «Раздольненское» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, пгт Раздольное, ул. <адрес> на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, проведенного Администрацией Раздольненского сельского поселения <адрес> Республики Крым 28.08.2018.

МУП «ЖКХ «Раздольненское» приступило к деятельности по управлению вышеуказанного многоквартирного дома с 01.10.2018. При этом, перечень жилищных услуг и размер платы по содержанию общего имущества многоквартирных домов определен условиями проведенного Администрацией Раздольненского поселения конкурс по отбору управляющей организации. Также с указанной даты МУП «ЖКХ Раздольненское» обязано направлять в адрес собственников помещений платежные документы, оформленные в соответствии с требованиями статей. 155, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно данным реестра лицензий Республики Крым с приложением многоквартирных домов (далее реестр лицензий), в отношении которых заключены договоры управления, размещенного на официальном сайте Инспекции, в отношении многоквартирного <адрес> на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации проведенного Администрацией Раздольненского сельского поселения, Раздольненского района Республики Крым. Сведения по указанному МКД внесены в Реестр лицензий, собственниками помещений заключен договор управления с МУП «ЖКХ «Раздольненское».

Основанием для внесения сведений по указанному МКД в Реестр лицензий явились предоставленные МУП «ЖКХ «Раздольненское» сведения, согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации», заявление лицензиата (управляющей организации) и сведения о результатах открытого конкурса.

Затем в ответе приведены требования части 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Также сообщено, что проведенной ранее Инспекцией проверкой установлено, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, МУП «ЖКХ «Раздольненское» заключен договор управления по МКД № <адрес> с собственниками помещений МКД, на момент проведения проверки является действующим.

При этом, указано, что согласно части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Со ссылкой на пункт 4 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что не имеет правового значения, подписали или не подписали отдельные собственники договор управления с МУП «ЖКХ «Раздольненское», условия которого были утверждены конкурсной документацией.

Также приведены положения части 7.2. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с выводом о том, что ничтожное решение собрания недействительно независимо от признания его таковым судом, положение статьи 181.5 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ссылка на определение Верховного Суда РФ от 12.01.2018 №304-КГ17-20546 о том, что ГЖИ правомочно при проведении проверок оценить соответствующее решение общего собрания собственников МКД на предмет ничтожности и имеет право при осуществлении муниципального жилищного контроля решать вопрос о неприменении ничтожного решения общего собрания собственников помещений МКД, и что действующим законодательством не предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников МКД, кроме этого, приведены положения статей 181.1, 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одновременно указано, что иные доводы, изложенные в обращении, сводятся к несогласию с решением Инспекции, носят субъективное толкование и не подтверждают существенных нарушений норм закона, а также о прекращении переписки на основании пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (л.д. 65-68).

Данный ответ подписан начальником Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО5

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО4, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, поскольку поступившие обращения рассмотрены административным ответчиком в установленном порядке и предусмотренные законом сроки, соответствующие письменные ответы даны, бездействия не допущено, нарушения прав и свобод административного истца не установлено.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №173 утверждено Положение об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 которого, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым (далее - Инспекция) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым. Инспекция руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами, распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере осуществления государственного жилищного надзора, а также настоящим Положением. В систему управления Инспекции входят территориальные органы (в случае их создания), деятельность которых связана с реализацией ее полномочий. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы, созданными в установленном порядке, общественными объединениями и гражданами.

В пункте 2 Положения закреплены задачи Инспекции.

Инспекция осуществляет следующие полномочия:

Государственный жилищный надзор на территории Республики Крым посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных действующим законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Крым, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Крым установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Проведение проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое; порядку признания помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией Положением; учету жилищного фонда; порядку переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах; определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; созданию и деятельности советов многоквартирных домов; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; формированию фондов капитального ремонта; наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»; составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг); обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы; порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (п.п. 3.1, 3.2, 3.6 Положения).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу статьи 2 указанного Федерального закона, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с частью 3 статьи 5 данного Федерального закона, гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 10 поименованного Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Как установлено материалами дела, ФИО5 согласно Указу Главы Республики Крым от 13 ноября 2019 года №426-У является начальником Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (л.д. 191).

В соответствии с частью 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Приказом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 19 декабря 2016 года №150 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Инспекции по жилищному надзору Республики Крым».

В соответствии с приказом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 26 декабря 2018 года №173 «О внесении изменений в приказ Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 19 декабря 2016 года №150 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в Инспекции по жилищному надзору Республики Крым», Инструкция изложена в новой редакции.

Согласно подпункту 2 пункта 1.1 вышеприведенной Инструкции, она устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в Инспекции по жилищному надзору Республики Крым обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также порядок личного приема граждан, должностных и иных лиц в Инспекции.

В силу пункта 4.1 Инструкции, основными принципами, при рассмотрении обращения граждан являются: объективность, всесторонность и своевременность рассмотрения.

В соответствии с пунктом 5.2 Инструкции, для рассмотрения обращения, при необходимости, запрашиваются документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и материалы других государственных органах местного самоуправления, у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.

Исполнитель несёт ответственность за содержание, ясность и чёткость изложения ответов, достоверность ссылки на нормативные правовые акты, своевременность рассмотрения обращения (пункт 5.8 Инструкции).

Пунктом 6.1 Инструкции, обращения, поступившие в Инспекцию в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» от 28.03.2011 №352, Законом Республики Крым от 10.09.2014 №64-ЗРК «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым», Положением о работе с сообщениями, поступающими на телефонную линию Председателя Совета министров Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 28.04.2015 №236.

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нём дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 7.5 Инструкции).

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что вышеуказанные обращения ФИО7 административным ответчиком рассмотрены в установленном порядке и предусмотренные законом сроки, письменные ответы даны, подписаны уполномоченным лицом, бездействия не допущено, содержание ответов соответствует существу поставленных в обращениях вопросов.

Несогласие административного истца с содержанием ответов на обращение само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административного ответчика при рассмотрении обращений.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Наличие в ответе административного ответчика от 16 июня 2020 года указания на часть 4 статьи 181.5 Гражданского Кодекса Российской Федерации не является правовым основанием для удовлетворения административного иска в части признания незаконными действий по неправильному разъяснению норм гражданского законодательства, учитывая, что административным ответчиком одновременно приведено содержание статьи 181.5 Гражданского Кодекса Российской Федерации в целом, а, кроме того, ссылки на содержание определения Верховного Суда РФ от 12.01.2018 №304-КГ17-20546 с указанием на положения статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Следовательно, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Как установлено материалами дела, 28 октября 2019 года зарегистрировано право собственности административного истца на 1/3 доли <адрес> (л.д. 98-103).

Вышеуказанные ответы на обращения ФИО7 какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушают, препятствий к осуществлению прав и свобод не создают, носят фактически информационно-разъяснительный характер в пределах предоставленных административному ответчику полномочий.

Споры относительно надлежащего оказания жилищных услуг, размере платы по содержанию общего имущества с МУП «ЖКХ «Раздольненское» подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

При этом, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на имеющийся в деле ответ Администрации Раздольненского района Республики Крым от 09 октября 2020 года №М-1/466/2 в адрес административного ответчика и Аппарат Совета министров Республики Крым, что с момента начала управления МКД и по состоянию на 08 октября 2020 года в МУП «ЖКХ «Раздольненское» информация об избрании Совета МКД и его председателя не поступала (л.д. 59-60).

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Ссылки административного истца на то, что районным судом в решении не дана оценка законности решения общего собрания собственников помещений в МКД от 04 мая 2019 года несостоятельны, поскольку предметом оспаривания в рамках настоящего административного дела исходя из положений статей 218, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное решение не является.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения районного суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года по административному делу №2а-597/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: подпись ФИО1

ФИО2