ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-597/2021 от 19.07.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО2

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-597/2021 Дело №33а-5554/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Алушта Республики Крым, заинтересованные лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушта Республики Крым о признании незаконным отказа в изменении земельному участку территориальной зоны и вида разрешенного использования, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения административного истца ФИО1, его представителя ФИО11 поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Администрации г. Алушта Республики Крым в предоставлении земельному участку площадью <данные изъяты>, кадастровый , по адресу: <адрес>, расположенному в зоне сельскохозяйственного использования (СХ-1), вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» - на территориальную зону «Зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными домами в селах и поселках» (Ж-1-2), вид разрешенного использования участка «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2); обязать Администрацию города Алушта Республики Крым предоставить вышеуказанному земельному участку, расположенному в зоне сельскохозяйственного использования (СХ-1) вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» на территориальную зону «Зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в селах и поселках» (Ж-1-2), вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2); обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать и изменить вышеуказанному земельному участку вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» на вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2).

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, приобретенные в порядке наследования по наследственным договорам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ целевым назначением земельного участка, площадью <данные изъяты> га, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> является ведение личного крестьянского хозяйства. При постановке земельного участка на кадастровый учет Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым изменен вид разрешенного использования с ведения личного крестьянского хозяйства на сельскохозяйственное использование.

Решением Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменений апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, его исковые требования к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании действий по изменению вида разрешенного использования земельного участка незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия - оставлены без удовлетворений. Одним из оснований для отказа Верховный Суд Республики Крым указал на то, что административный истец не лишен права обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию г. Алушта Республики Крым с заявлением о предоставлении вышеуказанному земельному участку, расположенному в зоне сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование», территориальная зона - «зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в селах и поселках», вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно ответа Администрации г. Алушта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, решением Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта истцу отказано во внесении изменений в карту градостроительного зонирования. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным и нарушающим его права.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, административный истец ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, ссылаясь на несоответствие решения суда первой инстанции требованиям закона.

В апелляционной жалобе ФИО1 указывает, что ссылка суда первой инстанции на нарушение административным истцом принятого Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Отнесение земельных участков к определенной категории земель, установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков» является необоснованной, поскольку Администрацией города Алушта Республики Крым вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка не рассматривался. Административный регламент подразумевает под собой изменение вида использования земельного участка исключительно в рамках одной территориальной зоны и не позволяет внести изменения в саму территориальную зону, в связи с чем указанный Административный регламент не применим в данной спорной ситуации.

В судебном заседании административный истец и его представитель просили апелляционную жалобу удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в ней, решение суда отменить и принять новое, которым административный иск удовлетворить в полном объеме.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, по <адрес>, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, а также жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, по <адрес>, кадастровый .

Документами, послужившим основанием для регистрации права собственности административного истца на земельный участок, являются наследственный договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО6 и ФИО1, регистрация которого подтверждена извлечением из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, а также государственный акт серии ЯД от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО7, где целевое назначение земельного участка указано: для ведения личного крестьянского хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию г. Алушта с заявлением об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , предоставив: кадастровый паспорт земельного участка, выписку из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка и жилого дома, копию технического паспорта на жилой дом, а также извлечение и Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности Украины от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма Администрации г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ФИО1, следует, что комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта принято решение о невозможности осуществить внесение изменений в карту градостроительного зонирования ПЗЗ со ссылкой на нормативные акты и правоустанавливающие документы ФИО1 на земельный участок.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Администрации <адрес> о невозможности внести изменение в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует положениям закона. Также судом обращено внимание на то, что процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков определена Административным регламентом «Отнесение земельных участков к определенной категории земель, установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков», утверждённым постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которая административным истцом не была использована, что свидетельствует об отсутствии нарушений его прав.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в силу следующего.

Судебный акт подлежит безусловной отмене в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Такие основания имеются.

В соответствии с частью 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (часть 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, административным истцом заявлены требования, в том числе, к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, а именно в административном исковом заявлении истец просит обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать и изменить земельному участку вид разрешенного использования с «Сельскохозяйственное использование» на вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)».

Таким образом, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, напрямую затрагивают права и интересы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

С учетом характера заявленных требований и возникших правоотношений, суду первой инстанции следовало определить круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, чьи права и обязанности могут быть затронуты решением.

Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права.

При этом пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда, на который, в числе прочих возложена обязанность определения круга лиц, участвующих в деле.

Вопреки императивным предписаниям части 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и приведенным разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело и постановил решение об отказе в удовлетворении административного иска без привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, что является безусловным основанием для отмены решения и направления административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого следует учесть изложенное.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №38-ЗРК) урегулированы особенности земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона №38-ЗРК порядок отнесения земельных участков, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Закона, к соответствующей категории земель устанавливается Советом министров Республики Крым.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Особенности отнесения к определенной категории земель и (или) установления вида разрешенного использования расположенных на территории Республики Крым земельных участков, учет которых был осуществлен и (или) права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлены Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение ).

Согласно извлечения из государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ целевое назначение земельного участка площадью <данные изъяты> га, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, является ведение личного крестьянского хозяйство.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – сельскохозяйственное использование, что соответствовало Положению .

Обращаясь с заявлением об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка ДД.ММ.ГГГГ к главе администрации города Алушты ФИО1 просит предоставить земельному участку площадью <данные изъяты> га, кадастровый , по адресу: <адрес>, расположенному в зоне сельскохозяйственного использования (СХ-1) вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование», территориальную зону – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в селах и поселках» (Ж-1-2), вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2).

Таким образом, предметом требований заявителя является внесение изменений в Правила землепользования и застройки в части вида разрешенного использования земельного участка и территориальной зоны, в границах которых он расположен – с СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования) на Ж-1-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в селах и поселках).

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельный участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (ст. 37 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает право физических или юридических лиц обратиться с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения таких правил причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 2, пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц или юридических лиц в порядке, предусмотренном статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 названного Кодекса).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 этого же Кодекса).

Рассмотрение главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки обусловлено обращением ФИО1.

По результатам рассмотрения указанного обращения ФИО1 был дан ответ за подписью председателя комиссии, Первого заместителя Главы администрации города Алушта ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ за № , в соответствии с которым на его заявление о внесении изменений в решение Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта» в части отнесения земельного участка к зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами в селах и поселках Ж-1-2 (20) с целью дальнейшего установления земельному участку вида разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» сообщено, что его заявление рассмотрено на очередном заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта и комиссией принято решение о невозможности осуществить внесение изменений в карту градостроительного зонирования ПЗЗ в соответствии с направленным обращением.

С учетом изложенного, возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможна лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Таким образом, необходимо проверить соответствует ли решение требованиям закона, принято ли в пределах полномочий органа, подготовившего данный ответ с соблюдением порядка его принятия.

Также суду первой инстанции следует проверить нахождение спорного земельного участка в определенной зоне и возможность рассмотрения поданного им заявления с учетом предмета спора, соответствия вида разрешенного использования земельного участка правоустанавливающим документам и установления вида разрешенного использования в соответствии с Положением об особенностях отнесения к определенной категории и установлении вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения суда первой инстанции по результатам надлежащего судебного разбирательства, в связи с чем полагает возможным оставить доводы апелляционной жалобы без правовой оценки.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение в Алуштинский городской суд Республики Крым.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: Н.Р. Мостовенко

Е.Г. Павловский