ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6027/20 от 16.03.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Малахов С.Л. № 2а-6027/2020

Докладчик Певина Е.А. № 33а-2721/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 16 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Певиной Е.А.,

судей Деменковой Ю.Г., Тепляковой И.М.,

при секретаре Париновой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 декабря 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда и социального развития Новосибирской области о признании незаконным решения государственного органа.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец некоммерческая корпоративная организация Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилась в суд с административным иском, просит признать незаконным ответ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.11.2020 № 9815-01-01/40, возложить на административного ответчика обязанность принять решение относительно предложения административного истца от 12.10.2020 № 08523 в соответствие с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями", в связи с нарушением прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением.

В обоснование своих требований административный истец указал, что обратился в министерство труда и социального развития Новосибирской области с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а так же детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Полагая, что оспариваемое решение противоречит положениям Конституции Российской Федерации, а так же оспариваемое решение вынесено с нарушением пункта 5 постановления Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями", административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 21.12.2020 в удовлетворении административного иска отказано.

С указанным решением суда не согласилось некоммерческая корпоративная организация Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности», в апелляционной жалобе представителем изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на неисполнение судом требований процессуального закона, изложенных в статье 135 КАС РФ в части своевременно направления в адрес административного истца письменного отзыва административного ответчика, что влечет нарушение принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Суд не возложил на административного ответчика обязанности по предоставлению доказательств, в порядке, установленном ст. 62 КАС РФ.

Решение суда противоречит изменениям в Конституцию РФ, одобренным в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Суд не осуществил проверку оспариваемого решения на соответствие положениям статей 24, 38, 39,67.1 Конституции РФ, статей 17.2 и 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; ст. 6 Федерального закона «О молодежной политики в Российской Федерации» и иных правовых актов, в области развития добровольчества (волонтерства), благотворительной деятельности. Судом первой инстанции не проанализированы нормы, регламентирующие деятельность благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций.

Суд не применил положения п. 62 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 36 и не осуществил проверку целесообразности оспариваемого решения. Административный ответчик допустил превышение предоставленных ему законом полномочий и использовал их вопреки законной цели.

Вопреки выводам суда, административный истец наделен правом на обращение в суд с настоящим административным иском действуя в интересах неопределенного круга лиц.

Позиция суда в той части, что предложение организатора добровольческой деятельности не подпадает по действие постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425, а подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» противоречит статусу сторон административного дела.

На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, признав их извещение о времени и месте судебного заседания надлежащим.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.

Как следует из материалов дела некоммерческая корпоративная организация Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» является некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

15.10.2020 министерством труда и социального развития Новосибирской области зарегистрировано обращение административного истца от 12.10.2020 № 08523 с предложением о проведении вебинара «Военный заем 1942-1945» для целевой аудитории, определенной Перечнем поручений Президента Российской Федерации. Указано, что мероприятие проводится на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе продолжительностью 2 академических часа кандидатом педагогических наук, почетным работником общего образования РФ, автором изобретений, с опытом работы с детьми, с опытом работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних более 22 лет.

13.11.2020 Министерством в форме электронного документа № 9815-01-01 через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" на электронную почту заявителя направлено решение об отказе в участии в проводимом вебинаре. Рассмотрение обращения административного истца осуществлено в соответствии с требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с указанием, что информация о проводимом мероприятии министерством рассмотрена, доведена до сведения учреждений социального обслуживания.

Согласно ст. 17.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 17.4 названного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.2.3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);

д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

На основании пункта 6 Порядка взаимодействия министерства труда и социального развития Новосибирской области, подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденного приказом министерства труда и социального развития Новосибирской области от 11.03.2019 № 214, взаимодействие осуществляется в следующих формах:

1) обмен информацией, необходимой для популяризации добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) оказание консультационной, информационной, методической и иной поддержки организаторам добровольческой деятельности и добровольческим организациям;

3) информирование организаторов добровольческой деятельности и добровольческих организаций о мерах государственной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, предоставляемых в соответствии с законодательством;

4) содействие в организации участия организаторов добровольческой деятельности и добровольческих организаций в мероприятиях, проводимых на территории Новосибирской области.

С учетом приведенных положений закона о формах взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с волонтерскими организациями, а также содержания обращения от 12.10.2020, поступившего от административного истца административному ответчику, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности ответа на обращение от 13.11.2020, которое прав и интересов административного истца не нарушает.

При этом, судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы в той части, что обращение административного истца в суд с настоящим административным иском имело место в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно части 5 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов).

По смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не содержат норм, предусматривающих право на обращение благотворительных или молодежных общественных объединений с заявлением в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Таким образом, федеральными законами благотворительному региональному молодежному общественному движению не предоставлено право обращаться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Таким образом, предусмотренная ч.2 ст. 227 КАС РФ совокупность условий для удовлетворения административного иска по настоящему делу отсутствует.

Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника или через веб-приложение (Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.11.2015 № 362).

Принять участие в заявленном вебинаре граждане могут самостоятельно, взаимодействия государственного органа с организатором добровольческой деятельности и добровольческими организациями как проведение вебинара в законе не предусмотрено. Из содержания поданного истцом обращения не ясно, о какой форме взаимодействия, кроме проведения вебинара, просит заявитель.

Доводы апеллянта со ссылками на нормативные акты, регламентирующие деятельность благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций, выводы суда первой инстанции не опровергают, поскольку не устанавливают обязанность ответчика осуществить взаимодействие в заявленной истцом форме.

Выводы суда со ссылками на статьи 38, 40 КАС РФ сделаны применительно к установлению обстоятельств отсутствия нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемым ответом в указанном в иске аспекте. Предметом оспаривания является ответ на обращение административного истца, потому нарушенными могут являться права заявителя, а не неограниченного круга лиц. Вместе с тем, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым ответом не представлено.

Нарушений требований ст. 135 КАС РФ, являющихся основанием к отмене судебного акта, по делу не допущено.

Ссылка административного истца на неполучение возражений ответчика не может быть принята судебной коллегией, поскольку представление возражений – это право, а не обязанность стороны. О дате и времени судебного заседания административный истец извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял, не направил в суд представителя. В судебном заседании представителем административного ответчика даны пояснения по существу спора.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о применимости к рассматриваемым правоотношениям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при этом учитывает, что в силу положений части 4 статьи 1 названного Федерального закона, его действие распространяется на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также, что исключение данных выводов суда первой инстанции на правильность принятого им судебного постановления не влияет.

Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно данному Федеральному закону порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц распространяется на все обращения, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1); обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи (часть 1 статьи 12).

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ответ от 13.11.2020 на обращение административного истца был дан уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок с учетом поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

С учетом этого, разрешая административный спор, суд правомерно исходили из того, что несогласие административного истца с содержанием ответа не является основанием для признания его незаконным.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска не опровергают, основаны на неверном понимании норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, иной оценке представленных в дело доказательств, оснований к чему не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 декабря 2020 года без изменения, апелляционную жалобу апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи