ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-604/20 от 27.10.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1-ой инстанции: Боси Е.А. Дело № 33а-8861/2020

(2а-604/2020)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Симферополь 27 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Павловского Е.Г.,

судей Кураповой З.И. и Кучеренко Н.В.,

при секретаре Козлове В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 об обжаловании уведомления о приостановлении государственной регистрации, по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО3 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 июля 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя ФИО1 – ФИО3 поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление от 18 июня 2020 года о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта: квартира, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указывает на то, что в <адрес> административному истцу на основании договора дарения от 03 августа 2002 года на праве собственности принадлежат помещение – коридор, общей площадью 2,4 кв.м., помещение – комната, площадью 9,4 кв.м., на основании договора мены от 15 мая 2003 года административному истцу принадлежит на праве собственности помещение – комната, площадью 9,9 кв.м., на основании договора купли-продажи квартиры от 05 сентября 2006 года административному истцу на праве собственности принадлежит помещение – комната, площадью 9,3 кв.м., на основании договора купли-продажи комнат от 03 февраля 2017 года административному истцу на праве собственности принадлежит помещение – коридор, площадью 2,4 кв.м., – комната, площадью 10,4 кв.м., – прихожая, общей площадью 1,3 кв.м., – комната, площадью 11,7 кв.м., –кладовая. Данные объекты были поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров. Поскольку данная квартира имела статус коммунальной квартиры общего заселения, помещения – коридор, – кухня, санузел, – санузел являлись помещениями общего пользования. Указанная квартира была поставлена на кадастровый учет в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с присвоением кадастрового номера . 05 июня 2020 года административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в целом, в качестве основания для регистрации было указано заявление и выписка из ЕГРН о государственной регистрации права. Вместе с тем, уведомлением государственного регистратора от 18 июня 2020 года осуществление регистрации права собственности было приостановлено в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Считая данное решение административного ответчика незаконным, ФИО1 обратился в суд.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22 июля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

ФИО1, не согласившись с вынесенным решением, действуя через своего представителя, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 июля 2020 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает на то, что предметом спора в данном случае является регистрация права собственности на <адрес> в целом. Считает, что суд первой инстанции не правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, делая вывод о возможном нарушении прав третьих лиц, суд первой инстанции не определил круг лиц, чьи права могут быть нарушены, при регистрации права собственности на спорный объект. Отмечает, что на основании договора дарения от 03 августа 2002 года, договора мены от 15 мая 2003 года, договора купли-продажи квартиры от 05 сентября 2006 года, договора купли-продажи комнат от 03 февраля 2017 года административный истец стал единоличным собственником всех комнат в коммунальной квартире, что в свою очередь привело к прекращению права долевой собственности на помещения общего пользования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, на основании договора дарения от 03 августа 2002 года удостоверенного частным нотариусом Судакского городского нотариального округа Автономной Республики Крым Ведь В.М., реестровый , в собственность ФИО1 переданы помещения, находящиеся в <адрес>, а именно: - коридор, площадью 2,4 кв.м., - комната, площадью 9,4 кв.м. К помещениям общего пользования отнесены: – коридор, площадь. 10,2 кв.м., - коридор, площадью 2,7 кв.м.; - кухни, площадью 9,5 кв.м.; - санузла, площадью 1,2 кв.м.; санузла, площадью 1,3 кв.м. (л.д. 4).

Указанные объекты права были поставлены на государственный кадастровый учет в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру, с присвоением кадастрового номера 90:23:050102:739 (л.д.5-6).

Согласно договору мены от 15 мая 2003 года, удостоверенного частным нотариусом Судакского городского нотариального округа Автономной Республики Крым Ведь В.М. реестровый , в собственность ФИО1 поступило помещение, находящиеся в <адрес>, а именно: - комната, площадью 9,9 кв.м. К помещениям общего пользования отнесены: – коридор, площадь. 10,2 кв.м., - коридор, площадью 2,7 кв.м.; 18 - кухни, площадью 9,5 кв.м.; 19 - санузла, площадью 1,2 кв.м.; 20- санузла, площадью 1,3 кв.м (л.д.13).

Указанный объект права был поставлен на государственный кадастровый учет в государственном комитете по государственной регистрации и кадастру, с присвоением кадастрового номера (л.д.7-8).

Согласно договору купли-продажи квартиры от 05 сентября 2006 года, удостоверенного частным нотариусом Судакского городского нотариального округа Автономной Республики Крым ФИО5, реестровый , ФИО1 купил комнату площадью 9,3 кв.м., находящуюся в коммунальной <адрес>. К помещениям общего пользования отнесены коридоры площадью 10,2 кв.м. и 2,7 кв.м., санузлы площадью 1,2 кв.м. и 1.3 кв.м., кухня 9,5 кв.м. (л.д.16).

Указанный объект права был поставлен на государственный кадастровый учет в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру, с присвоением кадастрового номера (л.д.14-15).

Согласно договору купли-продажи комнат от 03 февраля 2017 года, удостоверенного нотариусом Судакского городского нотариального округа Республики Крым ФИО6. реестровый , ФИО1 купил помещения (комнаты) , , , , находящиеся в коммунальной <адрес>. К помещениям общего пользования отнесены: – коридор, площадь. 10,2 кв.м., - коридор, площадью 2,7 кв.м.; 18 - кухни, площадью 9,5 кв.м.; 19 - санузла, площадью 1,2 кв.м.; 20- санузла, площадью 1,3 кв.м. (л.д. 11-12).

Указанные объекты права были поставлены на государственный кадастровый учет в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру, с присвоением кадастрового номера (л.д. 9-10).

Квартира , <адрес> стоит на кадастровом учете как единый объект недвижимости - квартира, общей площадью 82,4 кв.м., с кадастровым номером .

Согласно техническому паспорту БТИ квартира № 2 состоит из следующих помещений: 1 - коридора, площадью 10,2 кв.м.; 4 - комнаты, площадью 9,9 кв.м.; 5- коридора, площадью 2,4 кв.м.; 6 - комнаты, площадью 9,4 кв.м.; 9 - комнаты, площадью 9,3 кв.м.; 11 - коридора, площадью 2,4 кв.м.; 13 - комнаты, площадью 10,4 кв.м.; 14 - прихожей, площадью 1,3 кв.м.; 15 - комнаты, площадью 11,7 кв.м.; 16 - кладовой, площадью 0,7 кв.м.; 17 - коридора, площадью 2,7 кв.м.; 18 - кухни, площадью 9,5 кв.м.; 19 - санузла, площадью 1,2 кв.м.; 20 - санузла, площадью 1,3 кв.м., всего общей площадью 82,4 кв.м.

05 июня 2020 года представителем административного истца в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подано заявление о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: помещение, кадастровый , общей площадью 82,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

18 июня 2020 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта: квартира, кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>, на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и предложено представить документ, подтверждающий наличие, возникновение или переход права собственности на данный объект недвижимости.

Полагая, решение о приостановлении в государственной регистрации права незаконным, административный истец обратился в суд.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Из материалов дела следует, что при обращении в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности административный истец просил зарегистрировать за ним право собственности на <адрес> целом, включая помещения вспомогательного использования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» регистрирующий орган наделен правом проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).

Принимая решение о приостановлении государственной регистрации права собственности от 18 июня 2020 года государственным регистратором указано на необходимость представления документа, подтверждающего наличие, возникновение или переход права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, при принятии данного решения административным ответчиком не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 41 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.

В силу части 1 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

Частью 3 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату.

Согласно части 4 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на комнату в коммунальной квартире доля в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире нового собственника такой комнаты равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такой комнаты.

Исходя из содержания положений статей 15, 16, 42 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Судом апелляционной инстанции установлено, что на регистрацию права собственности, на <адрес> в целом, административным истцом были приложены выписки из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие, что за ним зарегистрировано право собственности на все комнаты в указанной коммунальной квартире. Вспомогательные помещения в данной квартире принадлежат административному истцу в силу закона, а именно статей 41, 42 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта: квартира, кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>, в связи с необходимостью представления документа, подтверждающего наличие, возникновение или переход права собственности на данный объект недвижимости, является незаконным.

Судом первой инстанции указанные обстоятельства не были учтены, что привело к принятию незаконного решения.

В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований нельзя признать законным и обоснованным, указанное решение подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.

Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В целях восстановления нарушенного права административного истца на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление представителя ФИО1 – ФИО3 от 05 июня 2020 года .

Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО3 – удовлетворить.

Решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 июля 2020 года отменить и принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 об обжаловании уведомления о приостановлении государственной регистрации, удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 18 июня 2020 года о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта: квартира, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление представителя ФИО1 – ФИО3 от 05 июня 2020 года .

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий: Е.Г. Павловский

Судьи: З.И. Курапова

Н.В. Кучеренко

Мотивированное определение изготовлено 29 октября 2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>