ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-616/2022 от 31.05.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

УИД: № 92RS0004-01-2021-005495-97

Производство: 1я инст. №2а-616/2022, 2я инст. №33а-1626/2022 Председательствующий в

Категория 020а первой инстанции Григорьева У.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2022 года г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Бояриновой Е.В., Орловой С.В.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО2ФИО1 на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25 февраля 2022 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка площадью кв.м, расположенного по В в г. Севастополе. При этом Департамент не указал в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, каким именно положениям действующей градостроительной документации противоречит представленная истцом схема.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25 февраля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции сослался на п. 12 ст. 85 ЗК РФ, устанавливающий запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, однако материалы дела не содержат доказательств отнесения испрашиваемой части земель к земельным участкам общего пользования. При этом расположение испрашиваемого земельного участка в зоне незастроенных территорий, в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, в Историческом поселении, в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Северное укрепление 1807- 1812 гг.»; частично в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0.4кВ ГП-295 руб.3 ул. Симонок не препятствует приобретению земельного участка в испрашиваемых границах. Защитная зона объекта культурного наследия регионального значения «Северное укрепление 1807-1812 гг.» в соответствии с Приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя №56 от 07.02.2020 года запрещает строительство новых объектов капитального строительства, а административный истец осуществлять строительство не предполагал.

На апелляционную жалобу Правительством Севастополя поданы возражения, просит в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что административный истец просит присоединить к ее земельному участку часть земель, находящихся в охранной зоне объекта культурного наследия, в связи с чем данный земельный участок, находящийся в государственной собственности, относится к территории общего пользования, которая, согласно положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ, приватизации не подлежит.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что ФИО2 является собственником земельного участка в г. Севастополе площадью кв.м с кадастровым номером и расположенного на нем жилого дома площадью кв.м с кадастровым номером , что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН (л.д. 13, 14).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец, через МФЦ ул. Севастопольская, 82 с. Верхнесадовое запись , обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением, от ДД.ММ.ГГГГ, о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельного участка, находящегося в частной собственности по адресу В, площадь кв.м. По результатам рассмотрения названного заявления ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение, оформленное письмом , об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». Указано, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, согласно Генеральному плану г. Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета №4114 от 13 декабря 2005 года, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне незастроенных территорий, частично в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной. Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденной постановлением Правительства Севастополя №248-ПП от 23 апреля 2018 года, красные линии не разработаны (участки, расположенные в естественных условиях сложившейся застройки). Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в Историческом поселении, в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Северное укрепление 1807-1812 гг.», частично в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ ТП-295 руб.3 ул. Симонок.

Полагая, что вышеуказанным решением Департамента нарушаются ее права, ФИО2 обратилась с административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения Департамента требованиям закона, а при рассмотрении дела не нашли подтверждение доводы истца о незаконности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и о нарушении по вине ответчика прав и законных интересов истца в сфере земельных отношений, препятствующих в осуществлении прав.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо – собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, согласно подпункту 11 которого, таким основанием, в частности, является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Частью 1.1, пунктами 1, 2 части 1.4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в редакции, действовавшей по состоянию на сентябрь 2021 года, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

До 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, могут быть установлены особенности:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории;

2) выдачи градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков регулируются Законом города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (ст. 1).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона №299-ЗС наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя при несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. 34 Устава города Севастополя, ст. 27 Закона города Севастополя №5-ЗС от 30.04.2014 «О Правительстве Севастополя» Постановлением Правительства Севастополя №339-ПП от 28.04.2015 года утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, согласно п. 6 которого до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом:

1) Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 (при отсутствии утвержденной документации по планировке территории);

2) проектов планировки территории;

3) проектов межевания территории;

4) правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;

5) детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014, а именно:

- корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 № 1272;

- фрагмента детального плана территории 7-го км Балаклавского шоссе, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 15.12.2009 № 8545;

- детального плана территории в районе горы Гасфорт, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 26.12.2012 № 5065.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №542-РДЗ от 19.01.2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности», действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 которого структурным подразделением Департамента, ответственным за предоставление государственной услуги, является Управление земельных отношений. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие Управления с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по Севастополю, Управлением земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя.

Результатом предоставления государственной услуги является: распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков (далее – Распоряжение), соглашение о перераспределении земельных участков (далее – Соглашение); письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги установлен пунктом 2.9 Административного регламента, в том числе, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (подпункт 11).

Согласно выписки из заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя из реестра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50) испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в историческом поселении, в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Северное укрепление, 1807-1812 г.г.».

Как следует из предоставленных Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя на запрос суда сведений испрашиваемый ФИО2 земельный участок находится в 100-метровой защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Северное укрепление, 1807-1812 гг.» (Нахимовский район, Северная сторона, ) согласно приказу от 19.06.2019 № 474 «О включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия «Северное укрепление», расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский район, Северная сторона». Предмет охраны объекта культурного наследия утвержден приказом Управления от 07.02.2020 № 56, границы территории — приказом Управления от 15.07.2019 № 537. При таких обстоятельствах у Департамента не имелось оснований для предоставления испрашиваемой государственной услуги.

При этом надлежит отметить следующее.

В силу пункта 10 статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры. В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при условии, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В ст. 2 ГрК РФ установлено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов; требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.

В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Понятие территории общего пользования приведено в п. 12 ст. 1 ГрК РФ как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов уличнодорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

В силу комплексного характера градостроительных отношений к ним применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 34.1 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия композиционно-видовых связей (панорама) запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Охранная зона объекта культурного наследия, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский район, Северная сторона, – , утверждена, сведения о ней включены в ЕГРН.

В силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из изложенных правовых норм следует, что действующим законодательством не предусмотрена передача в собственность граждан земельных участков, на которых расположены линейные объекты, красные линии или которые являются территорией общего пользования, что является основанием для отказа в удовлетворении иска, как верно указало в своих возражениях на апелляционную жалобу Правительство Севастополя, а доводы жалобы в части отсутствия документов и фактов, подтверждающих отнесение испрашиваемой истцом части земель к земельным участкам общего пользования несостоятелен.

Изложенное свидетельствует о том, что суд объективно, полно исследовал доказательства, имеющиеся в деле; иные доводы жалобы выводов суда не опровергают, фактически направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств. Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда по существу спора, основанием для отмены решения, которое является законным и обоснованным, не является.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

судьи