ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6194/2021 от 09.02.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Щеглов И.В. Дело №2а-6194/21-33а-245/22

УИД 53RS0022-01-2021-009952-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 февраля 2022 года Великий Новгород

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Павловой Е.Б.,

судей Колосова Е.М., Виюк А.М.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

с участием представителя УФССП России по Новгородской области ФИО1,

представителя УФНС России по Новгородской области ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой Е.Б. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 23 ноября 2021 года, принятое по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области к отделению судебных приставов Великого Новгорода № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу отделения судебных приставов Великого Новгорода № 2 ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области о признании незаконным постановления, обязании перечислить денежные средства по новым реквизитам,

у с т а н о в и л а:

Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к отделению судебных приставов Великого Новгорода № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (далее - ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области) о признании незаконным постановления об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Управления о замене стороны взыскателя по исполнительному производству МИФНС № 9 по Новгородской области правопреемником – Управлением, обязании перечислить денежные средства, взысканные по исполнительному производству, по реквизитам Управления.

В обоснование заявленных требований Управление указало на то, что МИФНС № 9 по Новгородской области является взыскателем по находящемуся на исполнении в ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области исполнительному производству <...>, возбужденному 6 августа 2021 года в отношении должника ФИО4 7 октября 2021 года в ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области Управлением было подано заявление о замене стороны взыскателя МИФНС № 9 по Новгородской области правопреемником – Управлением, в связи с реорганизацией 30 августа 2021 года МИФНС №№ 1, 2, 6 и 9 по Новгородской области (далее – Инспекции) путем присоединения к УФНС по Новгородской области. Постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области ФИО3 от 8 октября 2021 года в замене стороны исполнительного производства отказано по тому основанию, что такая замена по исполнительному документу, выданному судом, производится судебным приставом-исполнителем на основании соответствующего судебного акта о замене стороны исполнительного производства. Фактически Управление или его правопредшественники – Инспекции не являются взыскателями как таковыми, а осуществляют функции администратора по уплате налоговых платежей, страховых взносов и санкций в целях пополнения федерального бюджета и консолидированного бюджета Новгородской области. Таким образом, в связи с реорганизацией МИФНС № 9 по Новгородской области, повлекшей в порядке правопреемства изменение органа, осуществляющего администрирование взыскания обязательных платежей и санкций, изменение наименования получателя платежа и его реквизитов (ИНН и КПП получателя средств) должно осуществляться во внесудебном порядке. Управление полагает, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы налоговых органов, не позволяет реализовать на практике механизм универсального правопреемства в части исполнительных производств.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник отделения - старший судебный пристав ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области ФИО3, УФССП по Новгородской области, в качестве заинтересованного лица ФИО4

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 23 ноября 2021 года административное исковое заявление Управления удовлетворено, постановлено признать постановление <...> от 8 октября 2021 года, вынесенное в рамках исполнительного производства <...>, незаконным; обязать УФССП по Новгородской области в лице ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области перечислить денежные средства, взысканные по исполнительному производству <...> от 6 августа 2021 года по следующим реквизитам: БИК УФК <...>, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) <...>, номер счета получателя (номер казначейского счета) <...>, банк получателя Отделение Новгород Банка России//УФК по Новгородской области г. Великий Новгород, ИНН получателя средств <...>, КПП получателя средств <...>, получатель УФК по Новгородской области (УФНС по Новгородской области).

В апелляционной жалобе УФССП по Новгородской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Управления от 8 октября 2021 года о замене стороны в исполнительном производстве <...> вынесено на основании статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в которой указано, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (реорганизация организации, уступка права требования и иное) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Законодатель указывает, что замена стороны исполнительного производства судебным приставом-исполнителем производится на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом. Из этого следует, что произвести замену стороны в отсутствии определения (решения) суда о замене стороны не предоставляется возможным, так как указанное в ходатайстве исполнительное производство возбуждено на основании судебного акта - судебного приказа, выданного судебным участком № 27 судебного района Новгородской области.

В представленном на апелляционную жалобу отзыве Управление, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области ФИО3, ФИО4 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя УФССП России по Новгородской области ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Управления ФИО2, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Из материалов административного дела следует, что вступившим в законную силу судебным приказом мирового судьи судебного участка № 27 Новгородского судебного района Новгородской области от 19 мая 2021 года, принятым по делу <...>, с ФИО4 в доход соответствующего бюджета (УФК по Новгородской области (МИФНС № 9 по Новгородской области) взыскана недоимка по транспортному налогу за 2019 год в сумме 9250 рублей и пени в размере 2195 рублей 63 копейки, в общей сумме 11445 рублей 63 копейки; с нее же в доход местного бюджета взысканы судебные расходы в размере 228 рублей 91 копейка.

На основании судебного приказа от 19 мая 2021 года, выданного судебным участком № 27 Новгородского судебного района Новгородской области, по вышеуказанному делу, 6 августа 2021 года в отношении должника ФИО4 возбуждено исполнительное производство <...> о взыскании в пользу МИФНС № 9 по Новгородской области недоимки по налогу и пени в общей сумме 11445 рублей 63 копейки.

30 августа 2021 года вступил в законную силу приказ ФНС России от 11 мая 2021 года №ЕД-7-4/480 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области», изданный в целях реализации приказа ФНС России от 16 февраля 2021 года № ЕД-7-12/142@ «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы» в соответствии с которым МИФНС № 9 по Новгородской области реорганизована путем присоединения к Управлению. Управление является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИФНС № 9 по Новгородской области.

7 октября 2021 года Управление обратилось в ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области с заявлением о замене стороны взыскателя МИФНС № 9 по Новгородской области правопреемником – Управлением и производить перечисление денежных средств по новым реквизитам.

Постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области ФИО3 от 8 октября 2021 года в замене стороны взыскателя исполнительного производства <...>, возбужденного 6 августа 2021 года в отношении ФИО4, отказано на основании статьи 52 Закон об исполнительном производстве с указанием на то, что произвести замену стороны исполнительного производства в отсутствие определения (решения) суда о замене стороны исполнительного производства не предоставляется возможным, так как исполнительное производство возбуждено на основании судебного акта – судебного приказа, выданного судебным участком № 27 Новгородского судебного района Новгородской области.

Признавая незаконным постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП по Новгородской области ФИО3 от 8 октября 2021 года об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Управления о замене стороны исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с реорганизацией Инспекции в порядке правопреемства замена стороны исполнительного производства не происходит, происходит лишь смена органа, осуществляющего администрирование обязательных платежей, взысканных судом в соответствующий бюджет, изменение наименования получателя платежа (налогов) и его реквизитов осуществляется не путем замены стороны правопреемником в порядке статьи 44 КАС РФ, а во внесудебном порядке, то есть при наличии возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, основанными на установленных в судебном заседании обстоятельствах и соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 2 статьи 49 Закона об исполнительном производстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В силу части 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (далее - НК РФ) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи (часть 3 статьи 12 НК РФ).

Согласно статье 14 НК РФ к региональным налогам относится, в том числе транспортный налог.

Как следует из пункта 1 статьи 30 НК РФ и статьи 6 Закон РФ от 21 марта 1991 года N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы составляют единую централизованную систему, главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 (далее – Положение) Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункт 4 Положения).

На основании Приказа ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-1/736@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» (вместе с «Порядком осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов») Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области включено в перечень Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Транспортный налог с физических лиц включен в перечень источников доходов, закрепляемых за территориальными органами, осуществляющими полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (приложение № 3 к приказу ФНС России от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-1/736@).

Как следует из пункта 5 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области (утв. ФНС России 28.05.2012) Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Новгородской области, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

30 августа 2021 года вступил в законную силу приказ ФНС России от 11 мая 2021 года №ЕД-7-4/480 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области» (далее – Приказ), изданный в целях реализации приказа ФНС России от 16 февраля 2021 года № ЕД-7-12/142@ «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы» в соответствии с которым МИФНС № 9 по Новгородской области реорганизована путем присоединения к Управлению и установлено, что Управление является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИФНС № 9 по Новгородской области.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ 30 августа 2021 года в него внесены соответствующие сведения о реорганизации Инспекции и о ее правопреемнике – Управлении.

Как указано выше, нормами части 1 статьи 1, статьи 49 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в качестве сторон исполнительного производства могут выступать публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

Федеральные органы государственной власти (равно как и региональные органы государственной власти) по указанным исполнительным производствам не являются стороной, а реализуют функции публично-правового образования в качестве администратора платежа соответствующего бюджета. На денежные средства, взыскиваемые в качестве обязательных платежей, право собственности приобретает не орган государственной власти, а соответствующее публично-правовое образование как собственник средств бюджета.

Таким образом, перераспределение полномочий администраторов доходов между территориальными органами Федеральной налоговой службы России не изменяет состав лиц, участвующих в деле, относится к ведомственным вопросам соответствующего публично-правового образования в части распределения полномочий и реализации возложенных на него функций, и, вопреки доводам апелляционной жалобы, не влечет замену стороны исполнительного производства по правилам о правопреемстве.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют приведенным положениям закона и установленным в судебном заседании обстоятельствам. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

Разрешая административный спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы УФССП по Новгородской области основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не могут являться основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда судебная коллегия не установила.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий Е.Б. Павлова

Судьи Е.М. Колосов

А.М. Виюк