ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6232/19 от 24.03.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело №2а-6232/2019 Председательствующий - судья Мазур Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33а-1026/2020

г.Брянск 24 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,

при секретаре Смольняковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Брянская мясная компания» Тынниковой Е.Н. на решение Советского районного суда г.Брянска от 6 декабря 2019 года по административному иску ООО «Брянская мясная компания» к Государственной инспекции труда в Брянской области о признании незаконным предписания.

Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., судебная коллегия

установила:

ООО «Брянская мясная компания» обратилось в суд с административным иском, ссылаясь на то, что на основании распоряжения о проведении проверки от 10 июля 2019 года в отношении ООО «Брянская мясная компания» Государственной инспекцией труда в Брянской области проведена внеплановая документарная проверка за соблюдением трудового законодательства, по результатам которой 30 июля 2019 года составлен акт проверки № 32/7-935-19-ОБ/12-4497-И/02-32 и вынесено предписание № 32/7-935-19-ОБ/12-4498-И/02-32, обязывающее в срок до 26 августа 2019 года в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П и статьей 153 Трудового кодекса РФ произвести оплату труда ВОО за работу в выходные и праздничные дни в ноябре 2018 года, январе, феврале, марте 2019 года в полном объеме.

Полагая, что при вынесении предписания Инспекцией в нарушение статьи 135 Трудового кодекса РФ не были применены положения локального нормативного акта, а именно Положения об оплате труда и материальном стимулировании (премии), ООО «Брянская мясная компания» просило суд признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Брянской области № 32/7-935-19-ОБ/12-4498-И/02-32 от 30 июля 2019 года.

Решением суда от 6 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Брянская мясная компания» Тынникова Е.Н. просила отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая в доводах, что сформулированное административным ответчиком в обжалуемом предписании требование не позволяет его исполнить, поскольку не содержит конкретное положение Постановления Конституционного суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П, которым необходимо руководствоваться для устранения выявленного нарушения, а также не указано наименование компенсационных и стимулирующих выплат для оплаты в полном объеме. Кроме того, возложении обязанности произвести оплату труда за работу в выходные и праздничные дни в полном объеме (в совокупности с указанием в акте проверки на все компенсационные и стимулирующие выплаты) является незаконным, поскольку не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия, на основании статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ООО «Брянская мясная компания», Государственной инспекции труда в Брянской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и представивших письменные заявления о рассмотрения дела в отсутствии их представителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10 июля 2019 года Государственной инспекции труда в Брянской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Брянская мясная компания», по результатам проведения которой составлен акт от 30 июля 2019 года и той же датой вынесено предписание № 32/7-935-19-ОБ/12-4498-И/02-32 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в срок до 26 августа 2019 года в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П, статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации произвести оплату труда ВОО за работу в выходные и праздничные дни в ноябре 2018, январе, феврале, марте 2019 года в полном объеме.

В ходе проверки установлено, что ВОО работала в ООО «Брянская мясная компания» оператором-животноводом с 9 июня 2017 года (трудовой договор № БМК0001527 от 9 июня 2017 года, приказ о приеме на работу № 156-кС от 9 июня 2017 года) по 17 июля 2019 года (приказ об увольнении № 105-у СМ от 17 июля 2019 года).

Согласно дополнительных соглашений к трудовому договору от 1 июня 2018 года и от 1 апреля 2019 года ее должностной оклад составлял 11 494 руб. Заработная плата перечислялась на банковскую карту, на расчетный счет.

Режим работы ВОО в период с 9 июня 2017 года по 17 июля 2019 года по условиям дополнительного соглашения от 12 июня 2017 года к трудовому договору № БМК0001527 от 9 июня 2017 года - пятидневная рабочая неделя с двумя выходными с 8.00 до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00, что подтверждено табелями учета рабочего времени за указанный период работы.

Проведенной проверкой установлен факт привлечения ВОО к работе в выходные и праздничные дни в ноябре 2018 года, январе, феврале, марте 2019 года. Оплата труда за работу в выходные и праздничные дни в указанный период произведена ВОО исходя из должностного оклада.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности вынесенного в отношении ООО «БМК» предписания, поскольку в нарушение норм действующего законодательства премия по итогам месяца (КПЭ) при расчете оплаты за работу в праздничные и выходные дни за спорный период работнику не выплачена.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

Законодатель, осуществляя в соответствии с конституционными принципами правовое регулирование трудовых отношений и закрепляя механизм реализации указанного конституционного права, должен основываться в том числе на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации, в частности на положениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах о признании права каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя предусмотреть для работников равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132) и предусматривающими основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130), а также дополнительные выплаты в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149).

По смыслу приведенных положений Трудового кодекса РФ при определении оплаты труда наряду с другими факторами (обстоятельствами) должно учитываться количество труда и необходимость обеспечения повышенной оплаты при отклонении условий выполнения работ от нормальных.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, в силу части 2 статьи 153 Трудового кодекса РФ, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определение от 12 ноября 2019 года N 2669-О, предусмотренная частью второй статьи 153 Трудового кодекса РФ возможность установления конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день в коллективном договоре или локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения представительного органа работников, направлена на конкретизацию механизма предоставления соответствующих гарантий, сама по себе не препятствует работодателю использовать в локальном нормативном акте дифференцированный подход при определении порядка повышенной оплаты за работу в выходные дни для разных категорий работников, исходя из объективных различий в условиях и характере их деятельности, при условии соблюдения конституционных предписаний, а также требований части четвертой статьи 8 данного Кодекса о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с установленным актами большей юридической силы.

Кроме того, часть 3 статьи 153 Трудового кодекса РФ также будучи элементом правового механизма оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, детализирует порядок соответствующей оплаты исходя из количества часов, фактически отработанных в выходной или нерабочий праздничный день.

Таким образом, право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы обеспечено государственной гарантией, в том числе реализуемой посредством государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, в целях обеспечения дополнительных гарантий по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения работодателя к их восстановлению, Федеральный закон от 2 декабря 2019 N 393-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику", вступивший в силу 13 декабря 2019 года, наделяет федеральную инспекцию труда и государственных инспекторов труда (инспекторов ГИТ) дополнительными полномочиями, а именно правом:

- на организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

- на принятие мер по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Приведенные дополнения внесены в ст. 356 Трудового кодекса РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на основании абз. 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Кроме этого, основные права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, дополнены правом принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса (ст. 357 ТК РФ).

Соответствующий механизм исполнения в принудительном порядке решения государственного инспектора труда о взыскании заработной платы установлен Федеральным законом от 2 декабря 2019 N 402-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", вступившим в силу также 13 декабря 2019 года.

В соответствии с частью 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Таким образом, выдать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание государственный инспектор труда вправе лишь при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Как указано выше, актом Государственной инспекции труда в Брянской области от 30 июля 2019 года установлен факт привлечения ВОО к работе в выходные и праздничные дни в ноябре 2018 года, январе, феврале, марте 2019 года. Оплата труда за работу в выходные и праздничные дни в указанный период произведена ВОО исходя из должностного оклада.

В тот же день Государственной инспекцией труда в Брянской области вынесено предписание № 32/7-935-19-ОБ/12-4498-И/02-32 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно которому ООО «БМК» предписано в срок до 26 августа 2019 года в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П, статьи 153 Трудового кодекса РФ произвести оплату труда ВОО за работу в выходные и праздничные дни в ноябре 2018, январе, феврале, марте 2019 года в полном объеме.

Вместе с тем, указанные в предписании нарушения трудового законодательства, имевшие место, по мнению государственного инспектора труда, нельзя отнести к очевидным, поскольку оплата труда за работу в выходные и праздничные дни в спорные периоды работнику была начислена и выплачена работодателем исходя из расчета от должностного оклада.

Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе, об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не разрешает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Кроме того, в соответствии с Конвенцией N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 11 июля 1947 на 30-й сессии Генеральной конференции МОТ), ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не представлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Таким образом, вопрос о начислении и выплате заработной платы, в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ, является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

Отменить решение Советского районного суда г.Брянска от 6 декабря 2019 года по административному иску ООО «Брянская мясная компания» к Государственной инспекции труда в Брянской области о признании незаконным предписания и принять новое решение об удовлетворении требований.

Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Брянской области от 30 июля 2019 года № 32/7-935-19-ОБ/12-4498-И/02-32 в отношении ООО «Брянская мясная компания».

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда С.А. Алейникова

И.М. Фролова