Судья: Саматова Д.И. УИД 16RS0050-01-2021-008932-15
дело в суде первой инстанции № 2а-6326/2021
дело в суде апелляционной инстанции № 33а-4821/2022
учет № 027а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Галимова Л.Т.,
судей Нуриахметова И.Ф., Шарифуллина В.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханнановым Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нуриахметова И.Ф. административное дело по апелляционной жалобе государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 декабря 2021 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Татарского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к государственному автономному учреждению «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» о признании незаконным положительного заключения государственной экспертизы от 4 декабря 2020 года № 16-1-3-061753-2020, выданное государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре», удовлетворить.
Признать незаконным положительное заключение государственной экспертизы от 4 декабря 2020 года № 16-1-3-061753-2020, выданное государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» на объект «Строительство очистных сооружений для очистки поверхностных, хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в селе Ивановка, селе Старая Письмянка, селе Новочершилинский Ленигорского муниципального района Республики Татарстан», обязав устранить допущенные нарушения прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» - Хайрутдиновой Н.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; объяснения представителя административного истца Татарского природоохранного межрайонного прокурора - Канафеева М.И., представителя заинтересованного лица Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам - Закирова А.И., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к государственному автономному учреждению «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» (далее - ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан») о признании незаконным положительного заключения.
В обоснование заявленных требований указано, что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой, по обращению жителей села Старая Письмянка Лениногорского района Республики Татарстан, проведена проверка законности строительства сооружений водоохраной зоне - реки Степной Зай. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым № ...., расположенном в селе Старая Письмянка, исполнительным комитетом Лениногорского района Республики Татарстан запланировано строительство очистных сооружений производительностью 20 кубических метров в сутки. Административный истец указывает, что для этих целей на основании муниципального контракта № 21-1 от 21 мая 2019 года, заключенного между исполнительным комитетом Лениногорского района и обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоЭкоРесурс» (далее - ООО «ЭнергоЭкоРесурс») подготовлена проектная документация строительства указанного объекта. В ходе изучения проектной документации, прокуратурой установлено, что сброс сточной воды с очистных сооружений будет осуществляться в реку Степной Зай, которая является особо охраняемым водным объектом - памятником природы регионального значения. Кроме того, земельный участок .... расположен в территориальной зоне Ж1 - зона индивидуальной жилой застройки, в которой не предусмотрена возможность строительства очистных сооружений Правилами землепользования и застройки Письмянского сельского поселения Лениногорского района, утвержденного решением Совета Письмянского сельского поселения от 19 декабря 2013 года № 26.
Административный истец указывает, что по информации Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан земельный участок .... входит в зону подтопления, в которой запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты. Обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты конституционных прав каждого на благоприятную окружающую среду, защиты основного принципа правового регулирования отношений в сфере окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным положительного заключения государственной экспертизы № 16-1-1-3-061753-2020 от 4 декабря 2020 года, выданное ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан».
20 декабря 2021 года Приволжский районный суда города Казани Республики Татарстан принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан» просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела. По мнению заявителя апелляционной жалобы, заключение экспертизы, по поводу которого возник спор, не затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Заключение экспертизы никакого вреда третьим лицами нанести не может, равно как и нарушить права.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены.
Заинтересованные лица начальник ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан» Салихов М.Х., главные эксперты ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан» Бакина Е.М., Галдин Ю.Д., Калимуллина Л.Г., Михеева Е.А., Мухамадеева Г.Я., Мухаметов Р.Ф., Опекунова Ю.Е., Утукин В.Н., Шинкевич Е.О., Абрашитова Р.З., начальник отдела архитектуры, градостроительства и инженерных изысканий ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан» «Экспертиза проектов, выполненных с применением BIM-технологий» Алексеев И.А. в суд апелляционной инстанции не явились.
Заинтересованные лица Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Гринвич», ООО «ЭнергоЭкоРесурс» своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Учитывая требования статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
На основании части 1 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-I) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ, пунктом 3 статьи 35 Закона № 2202-I прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», (далее - Закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Положениями статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 4 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежит проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий.
Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (часть 4.2. ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:
1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса. При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации указанным в пункте 1 настоящей части требованиям.
В силу части 9 статьи 49 ГрК РФ результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение:
1) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи);
2) о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 8 июня 2021 года в адрес Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры поступило обращение жителей <адрес><адрес> об отмене строительства очистных сооружений на берегу реки Степной Зай села Старая Письмянка, так как дома находятся вблизи строительства. Просят провести проверку на соблюдение природоохранного законодательства при проектировании и строительстве очистных сооружений.
21 мая 2019 года между исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан (заказчик), в лице руководителя Залакова Н.Р. и ООО «ЭнергоЭкоРесурс» (исполнитель), в лице руководителя Гатиатуллиной Г.В., заключен муниципальный контракт № 21-1, предметом которого является проектирование строительства очистных сооружений для очистки поверхностных, хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в селах: Старая Письмянка, Новая Чершила, Ивановка.
22 мая 2020 года ООО «ЭнергоЭкоРесурс» обратилось к начальнику ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан» Салихову М.Х. о проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан» выдало положительное заключение государственной экспертизы № 16-1-3-061753-2020 от 4 декабря 2020 года «Строительство очистных сооружений для очистки поверхностных, хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в селе Ивановка, селе Старая Письмянка, селе Новочершилинский Лениногорского муниципального района Республики Татарстан», из которого следует, что инженерные изыскания, выполненные для подготовки проектной документации объекта капитального строительства «Строительство очистных сооружений для очистки поверхностных, хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в селе Ивановка, селе Старая Письмянка, селе Новочершилинский Лениногорского муниципального района Республики Татарстан», соответствуют требованиям технических регламентов. Проектная документация объекта капитального строительства «Строительство очистных сооружений для очистки поверхностных, хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в селе Ивановка, селе Старая Письмянка, селе Новочершилинский Лениногорского муниципального района Республики Татарстан» соответствует требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, заданию на проектирование, а также результатам инженерных изысканий. Сметная стоимость строительства объекта капитального строительства «Строительство очистных сооружений для очистки поверхностных, хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в селе Ивановка, селе Старая Письмянка, селе Новочершилинский Лениногорского муниципального района Республики Татарстан» определена достоверно.
В обосновании исковых требований административный истец указал, что река Степной Зай, является особо охраняемым водным объектом - памятником природы регионального значения, согласно постановлению Совета Министров ТАССР от 10 января 1978 № 25 и постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года № 644.
Положениями статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт 1); сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 66 ВК РФ водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами.
Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия (часть 2 статьи 66 ВК РФ).
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Постановлением Совета Министров Татарской Автономной Советской Социалистической Республики от 10 января 1978 года № 25 «О признании водных объектов памятниками природы», река Степной Зай, расположенная в Лениногорском районе (протяженность 36 километров), Альметьевском районе (протяженность 83 километра), Заинском районе (протяженность 78 километров), Нижнекамском районе (протяженность 43 километра) включена перечень водных объектов на территории Татарской АССР, объявленных памятниками природы, подлежащих особой охране.
Согласно постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года № 644 «О внесении изменений в отдельные-нормативные правовые акты Совета Министров Татарской АССР, Кабинета Министров Татарской ССР и Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам особо охраняемых природных территорий» - памятник природы регионального значения является «Река Степной Зай».
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 марта 2019 года № 237 утверждено положение о памятниках природы регионального значения Республики Татарстан, согласно которому памятники природы регионального значения, охраняемыми объектами которых являются реки (далее - Памятники природы), относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения, образованы с целью сохранения рек, как важнейшего звена в экологической цепи. Границы и режим особой охраны Памятников природы учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем и проектов землеустройства, схем районной планировки, а также других проектов. На территории памятников природы запрещена любая деятельность, угрожающая речной экосистеме, существованию популяции водных биологических ресурсов.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики, Татарстан от 29 марта 2019 года № 237 «Река Степной Зай» включен в список памятников регионального значения Республики Татарстан, охраняемыми объектами которых являются реки.
В силу пунктов 1, 2 статьи 58 Закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Пунктом 1 статьи 27 Закона № 33-ФЗ установлен запрет осуществления на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы.
Положениями пункта 2 части 2 статьи 44 ВК РФ предусмотрено, что запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты: отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности положительного заключения государственной экспертизы от 4 декабря 2020 года № 16-1-3-061753-2020, выданное ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан» на объект «Строительство очистных сооружений для очистки поверхностных, хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в селе Ивановка, селе Старая Письмянка, селе Новочершилинский Лениногорского муниципального района Республики Татарстан».
Разрешая дело подобным образом суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок .... расположен в территориальной зоне Ж1 - зона индивидуальной жилой застройки.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства и их реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
Одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ).
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» от 18 декабря 2019 года № 2191, на кадастровом плане территории утверждена схема расположения земельного участка ...., площадью 38 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика <адрес>. Категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - земельные участки под коммунальное обслуживание (очистные сооружения).
Решением Совета Письмянского сельского поселения Лениногорского муниципального района от 19 декабря 2013 года № 26 утверждены Правила землепользования и застройки (размещен в телекоммуникационной сети Интернет) (далее - Правила землепользования и застройки).
На карте градостроительного зонирования Письмянского сельского поселения выделены следующие территориальные зоны: Ж1 - зона индивидуальной жилой застройки (статья 29 Правила землепользования и застройки).
Согласно статье 30 Правила землепользования и застройки зона Ж1 - индивидуальной жилой застройки предназначена для застройки отдельно стоящими индивидуальными жилыми домами усадебного типа, блокированными жилыми домами с количеством блоков не более 4, с приусадебными земельными участками или без них. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: одноквартирный жилой дом; одноквартирный жилой дом с приусадебным участком; блокированный жилой дом (с количеством блоков не более 4); блокированный жилой дом (с количеством блоков не более 4) с приквартирными земельными участками. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: гаражи не более чем на 2 машины на семью, в том числе встроенные в 1 этажи жилых домов; закрытые автостоянки для грузового транспорта и транспорта для перевозки людей, находящегося в личной собственности, грузоподъемностью менее 1,5 тонн места для парковки легковых автомобилей; гаражи для хранения маломерных судов; места хранения мотоциклов, мопедов; объекты благоустройства; душевые, бани, сауны индивидуальные; хозяйственные строения, сооружения (сараи, теплицы, мастерские, беседки, навесы); строения для домашних животных и птицы; строения для содержания сельскохозяйственных животных и птицы; туалеты надворные, септики, помойные ямы; источники водоснабжения локального пользования; емкости для хранения воды индивидуальные; общественные резервуары для хранения воды; бассейны индивидуальные; ограждения; площадки для мусоросборников; объекты пожарной охраны.
Статьей 40 Правил землепользования и застройки на территории Письмянского сельского поселения закреплено, что на территории сельского поселения расположен Государственный природный заказник регионального значения комплексного профиля «Степной» и памятник природы регионального значения река «Степной Зай».
В соответствии с пунктом 4.1 «СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1033/пр) инженерные изыскания - обязательная часть градостроительной деятельности, обеспечивающая комплексное изучение природных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) и факторов техногенного воздействия на территорию объектов капитального строительства для решения следующих задач: установления функциональных зон и определения планируемого размещения объектов при территориальном планировании; выделения элементов планировочной структуры территории и установления границ земельных участков, на которых предполагается расположить объекты капитального строительства, включая линейные сооружения; определения возможности строительства объекта; выбора оптимального места размещения площадок (трасс) строительства; принятия конструктивных и объемно-планировочных решений; составления прогноза изменений природных условий; разработки мероприятий инженерной защиты от опасных природных процессов; ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Перечень видов инженерных изысканий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Руководствуясь указанными нормами права, установив, что река Степной Зай, является памятником природы регионального значения Республики Татарстан и в соответствии с действующим законодательством запрещено всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы, а также запрещен сброс сточных вод, и принимая во внимание, что в настоящее время специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах спорного земельного участка не проведены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что использование спорного земельного участка .... не представляется возможным, так как в случае паводкового подтопления повлечет нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Татарской природоохранной прокуратурой выбран ненадлежащий способ защиты интересов, свобод и прав граждан и прокурор должен был принять запретительные меры на проведение строительных работ и получение разрешение на строительство, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право на обращение в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации закреплено в статье 39 КАС РФ. В соответствии со статьей 35 Закона № 2202-I прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В данном случае обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты нынешних и будущих поколений, конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, защиты основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что административное исковое заявление Татарского природоохранного межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ГАУ «УГЭЦ Республики Татарстан» о признании незаконным положительного заключения государственной экспертизы от 4 декабря 2020 года № 16-1-3-061753-2020, выданное государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом при обращении в суд не был соблюден досудебный порядок разрешения административного спора, также подлежат отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм закона. Прокурор в данном случае обращается с административным иском в интересах неопределенного круга лиц. Для данной категории административных дел положениями закона обязательный досудебный порядок урегулирования спора не установлен.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Принятое судом решение является законным и обоснованным. Нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела также не усматривается.
Обстоятельств влекущих безусловную отмену решения суда судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 декабря 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 апреля 2022 года.
Определение19.04.2022