ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-632/2021 от 07.06.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Колокольникова О.М. № 2а-632/2021

Докладчик Толстик Н.В. № 33а-4858/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 07 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Толстик Н.В.,

судей Кошелевой А.П., Певиной Е.А.,

при секретаре Сониной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам администрации Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, администрации Краснозерского района Новосибирской области на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 28 декабря 2022 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Толстик Н.В., объяснения прокурора Рупп Г.М., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Краснозерского района Новосибирской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, в котором просит:

- признать незаконным бездействие администрации Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории муниципального образования Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области: на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном на расстоянии примерно 1 км по направлению на северо-восток от восточной границы с.Мохнатый Лог Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области; на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном на расстоянии примерно 1 км по направлению на север от северной границы с. Мохнатый Лог Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области; на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном на расстоянии примерно 1 км по направлению на северо-восток от южной границы с.Петропавловка Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области;

- обязать административного ответчика в срок до 01 января 2024 года ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки отходов.

Административный иск обоснован следующим. Прокуратурой Краснозерского района в ноябре 2020 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части образования несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, исполнения обязанностей по ликвидации либо рекультивации таких свалок.

Проверкой установлено, что на территории Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области выявлено наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории земельных участков с кадастровыми номерами: , площадью кв.м. (участок находится на расстоянии примерно 1 км по направлению на северо-восток от восточной границы с.Мохнатый Лог Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области), , площадью кв.м. (участок находится на расстоянии примерно 1 км по направлению на север от северной границы с.Мохнатый Лог Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области), площадью кв.м. (участок находится на расстоянии примерно 1 км по направлению на северо-восток от южной границы с.Петропавловка Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области). Земельные участки, на которых расположены свалки, относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и имеют вид разрешенного использования для свалок и складирования бытовых отходов. Указанные земельные участки являются муниципальной собственностью Мохнатологовского сельсовета. Указанные земельные участки не являются местом накопления отходов, не включены в реестр и не отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Собственника отходов установить не представляется возможным. Обязанность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, по ликвидации несанкционированных свалок возлагается на собственника указанных земельных участков - администрацию Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области.

Таким образом, обязанностью администрации Мохнатологовского сельсовета является надлежащее содержание территории муниципального образования Мохнатологовского сельсовета и ликвидация несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Прокурором района по результатам проведенной проверки 18.11.2020 внесено представление главе Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области с требованием устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. По результатам рассмотрения названного представления требования по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления и ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов администрацией Мохнатологовского сельсовета не выполнены. Бездействие ответчика может привести к утрате почвой своих плодородных свойств, ухудшению качества состояния земель, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Решением Краснозерского районного суда Новосибирской области от 28.12.2021 административный иск прокурора удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, администрация Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области и администрация Краснозерского района Новосибирской области подали на него апелляционные жалобы, в которых просили состоявшееся решение суда отменить.

По доводам жалобы администрации Краснозерского района Новосибирской области, решение суда подлежит безусловной отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судом разрешен вопрос о правах и обязанностях администрации Краснозерского района Новосибирской области, не привлеченной к участию в деле. Вместе с тем, на основании данного решения у администрации Краснозерского района Новосибирской области возникает обязанность за счет средств бюджета Краснозерского района выделить денежные средства в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности бюджета Мохнатологовского сельсовета на исполнение данного решения.

По доводам жалобы администрации Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, при вынесении решения судом не учтено, что представление прокурора об устранении свалок вынесено 18.11.2020, а уже в ноябре 2021 года прокурор обратился в суд. Таким образом, ответчику не было предоставлено достаточно времени для исполнения представления и заложения в бюджет на 2022 год и последующие годы денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок. Судом не учтено, что несанкционированные свалки находятся на территории земельных участков, которые предназначены для этих целей.

Администрацией уже был сформирован бюджет на 2021-2022, в который не были заложены денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок, при этому у администрации не имеется права изъять денежные средства из других расходных статей. Данному обстоятельству судом также не дана надлежащая оценка.

Стоимость ликвидации несанкционированных свалок превышает весь годовой бюджет Мохнатологовского муниципального образования. Согласно сметному расчету №01-01-01 стоимость ликвидации названных свалок в текущем уровне цен составляет 23 207 164, 80 рублей. В соответствии с проектом бюджета Мохналоговского сельсовета на 2022 год доходная часть бюджета поселения рассчитана в сумме 16 447 000, 2 рублей, а на 2023 – 22 800 000,5 рублей, что подтверждает довод апеллянта о том, что ликвидация свалок превышает годовой бюджет поселения, при этом имеется постоянная обязательная расходная часть бюджета. Данному обстоятельству суд не дал правовой оценки.

Судом не учтено, что для ликвидации свалок необходимы специальные погодные условия, в зимний период времени проведении таких работ невозможно. Также судом не учтено, что доходная часть бюджета муниципального образования зависит от поступления налогов, акцизов, безвозмездных поступлений. Вместе с тем, на территории Мохнатологовского сельсовета зарегистрировано всего 1449 человек и 8 индивидуальных предпринимателей, что не предполагает существенного пополнения бюджета за счет налоговых поступлений.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 27.02.2018 №559-О, до наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с предоставлением соответствующего бюджетного финансирования на органы местного самоуправления не может возлагаться вся полнота бремени несения затрат по очистке их территорий от загрязнения отходами потребления.

На апелляционные жалобы поступили возражения Прокуратуры Краснозерского района, в которых изложена просьба об оставлении решения районного суда без изменения, апелляционных жалоб – без удовлетворения.

Проверив законность судебного акта по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно положениям частей 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями, решениями, бездействием, а также соблюдение срока на обращение в суд возложена на административного истца. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий, решений, бездействия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Краснозерского района в ноябре 2020 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части образования несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, исполнения обязанностей по ликвидации либо рекультивации таких свалок.

Проверкой установлено, что на территории Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области выявлено наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории земельных участков с кадастровыми номерами:

- , площадью кв.м. (участок находится на расстоянии примерно 1 км по направлению на северо-восток от восточной границы с.Мохнатый Лог Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области);

- , площадью кв.м. (участок находится на расстоянии примерно 1 км по направлению на север от северной границы с.Мохнатый Лог Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области);

- площадью кв.м. (участок находится на расстоянии примерно 1 км по направлению на северо-восток от южной границы с.Петропавловка Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области).

Земельные участки, на которых расположены свалки, относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и имеют вид разрешенного использования для свалок и складирования бытовых отходов.

Указанные земельные участки являются муниципальной собственностью Мохнатологовского сельсовета, что подтверждается свидетельствами государственной регистрации права.

Указанные земельные участки не являются местом накопления отходов, не включены в соответствующий реестр и не отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Собственника отходов установить не представляется возможным.

Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок может привести к утрате почвой своих плодородных свойств, ухудшению качества состояния земель, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.

Проанализировав положения действующего законодательства в совокупности с установленными обстоятельствами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно администрация Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области должна принимать меры к недопущению загрязнения или иного негативного воздействия земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию.

Суд пришел к выводу, что обязанность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, по ликвидации несанкционированных свалок возлагается на собственника указанных земельных участков - администрацию Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области.

Непринятие административным ответчиком мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории муниципального образования Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, образует его незаконное бездействие, которое подлежит устранению в срок до 01.01.2024.Выводы районного суда, приведенные выше, являются правильными, оснований с ними не согласиться у судебной коллегии не имеется.

Администрация Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области определена судом в качестве надлежащего ответчика по делу на основании правильного применения норм права.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 3 Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 года №484-ОЗ (ред. от 01 июля 2019) «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно пункту 17 статьи 32 Устава муниципального образования Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, принятого Решением 13 сессии Совета депутатов Мохнатологовского сельсовета от 14 апреля 2021 № 13 (в действующей редакции), к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №7 предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

На основании абзацев 2, 7, 8 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

В силу статьи 51 Федерального закона №7, с учетом положений частит 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 52 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 №607-ст, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 №641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Постановление № 1039) установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

С учетом того, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования Мохнатологовского сельсовета, на основе приведенных выше норм права суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, а потому обязана принять меры к ликвидации несанкционированных свалок.

В апелляционной жалобе администрация Мохнатологовского сельсовета не отрицает наличие несанкционированных свалок на земельных участках с кадастровыми номерами и не оспаривает необходимость их ликвидации.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика, по сути, сводятся к тому, что за счет денежных средств бюджета Мохнатологовского сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки в установленный судом срок не представляется возможным.

Довод апеллянта, что прокурор преждевременно обратился в суд, не предоставив ответчику возможность принять меры к устранению нарушений, указанных в представлении от 18.11.2020, не могут явиться основанием к отмене правильного по существу судебного решения.

Прежде всего, закон не регламентирует сроки обращения прокурора в суд с административными исками в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с момента внесения представления об устранении нарушений во внесудебном порядке.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае выявления нарушений законности прокурор обладает безусловным правом на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Кроме того, вопреки доводам жалобы, прокурор обратился с настоящим административным иском не непосредственно после внесения представления об устранении выявленных нарушений от 18.11.2020, а по истечении года с этого момента – в ноябре 2021 года. Тем самым административному ответчику был предоставлен достаточный срок для принятия мер, направленных на исполнение требований представления во внесудебном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что несанкционированные свалки находятся на территории земельных участков, которые предназначены для этих целей, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 6,7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Земельные участки с кадастровыми номерами , на которых расположены спорные несанкционированные свалки, не включены в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно, вопреки доводам жалобы, размещение отходов на указанных земельных участках недопустимо.

Срок исполнения обязательств по устранению выявленных нарушений судом установлен до 01.01.2024, что составляет два года с момента вынесения решения. Такой срок является достаточным и разумным, определенным с учетом всех юридически значимых обстоятельств по делу, направлен на соблюдение баланса интересов сторон.

Доводы апелляционной жалобы, касающиеся недостаточности денежных средств в бюджете Мохнатологовского сельсовета для исполнения решения суда, не могут явиться основанием для отмены состоявшегося судебного акта, постановленного при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы в указанной части на законность судебного решения не влияют, выводы суда не опровергают, касаются порядка исполнения решения суда и могут быть учтены судом при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта при наличии к тому правовых оснований.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам административного дела и подтверждаются представленными в дело доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права.

При таких обстоятельствах решение Краснозерского районного суда Новосибирской области является законным, обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба администрации Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области - оставлению без удовлетворения.

Принимая процессуальное решение по апелляционной жалобе администрации Краснозерского района Новосибирской области, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства РФ право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в пункте 41 постановления Пленума от 11.06.2020 №5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства РФ регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», апелляционная жалоба, представление, частная жалоба, представление, поданные лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного акта, оставляются судом апелляционной инстанции без рассмотрения по существу.

Администрация Краснозерского района Новосибирской области участником процесса по настоящему административному делу не являлась, к участию в деле не привлекалась.

Доводы о том, что состоявшимся решением суда разрешен о правах и обязанностях администрации Краснозерского района Новосибирской области, является несостоятельным и опровергается содержанием судебного акта.

То обстоятельство, что на муниципальный район Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена обязанность по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств муниципального района, не влечет за собой обязанность привлечения администрации района к участию в настоящем административном деле. Характер заявленного спора, предмет и основания заявленных требований, не предполагают прямого участия администрации Краснозерского района Новосибирской области в рассматриваемых правоотношениях.

Указанная выше обязанность по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений возложена на администрацию в силу закона, а не оспариваемым решением суда.

Правовых оснований для возложения на администрацию Краснозерского района Новосибирской области обязанности по ликвидации спорных несанкционированных свалок судом не устанавливалось.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба администрации Краснозерского района Новосибирской области подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку решением суда на данное юридическое лицо не возлагается никаких обязанностей, его права и законные интересы не нарушаются, в силу чего данное лицо не обладает процессуальным правом обжалования данного судебного акта.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 28 декабря 2022 года – без изменения, апелляционную жалобу администрации Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области – без удовлетворения.

Апелляционную жалобу администрации Краснозерского района Новосибирской области – оставить без рассмотрения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: