ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6367/2021 от 06.06.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

УИД11RS0001-01-2021-009921-61 Дело № 33а-3633/2022

(дело № 2а-6367/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Пристром И.Г.

судей Колесниковой Д.А., Михайлова С.А.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2021 года по административному исковому заявлению ФИО4 к ГАУЗ РК «Консультативно- диагностический центр» об оспаривании медицинского заключения об отсутствии тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений .

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Пристром И.Г., объяснения представителя административного истца Филиппова О.О., представителя ФСИН России, УФСИН по Республике Коми Мартыновой Л.М., судебная коллегия по административным делам

установила:

ФИО11 содержащийся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, обратился в суд с административным иском к ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр» об оспаривании медицинского заключения об отсутствии тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений , в части вывода об отсутствии у него заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. В обоснование административный истец привел заключение ООО « Лига защиты прав пациентов» ( г. Москва), содержащее выводы о том, что имеющиеся у него заболевания, наличие которых определено по представленным медицинским документам, относятся к перечисленным в Перечне тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 №3, одновременно настаивал на возложении на административного ответчика обязанности изменить вывод об отсутствии у него тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

В ходе рассмотрения дела административный истец посредством видеоконференц-связи настаивал на удовлетворении иска, затем ходатайствовал о продолжении рассмотрении дела без его непосредственного участия, с участием представителя.

Представитель ФИО5 Филиппов О.О. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивая на проведении судебно- медицинской экспертизы для проверки правильности выводов, изложенных в оспариваемом медицинском заключении.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что оспариваемый акт врачебной комиссии принят в установленном порядке, подписан уполномоченным лицом, содержит все необходимые сведения.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица член врачебной комиссии - заведующая консультативным отделением ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр» Репина Г.В. позицию представителя ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр» поддержала, пояснив, что заключение ООО « Лига защиты прав пациентов» (г. Москва) не опровергает оспариваемого заключения ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр» №, поскольку дано исключительно на основании медицинских документов, без осмотра пациента и проведения каких- либо лабораторных исследований, кроме того, как следует из его содержания, в составе комиссии отсутствует специалист в области непосредственно диагностики и лечения болезней дыхательной системы, т.е. врач - пульмонолог.

По результатам рассмотрения дела судом принято решение, в соответствии с которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО6 к ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр» о признании незаконным медицинского заключения « О наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» , возложении обязанности изменить вывод об отсутствии тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений отказано.

В апелляционной жалобе ФИО10 просит об отмене решения, по мотиву его незаконности и необоснованности, настаивает на наличии у него заболеваний, препятствующих содержанию под стражей; ссылается на несоблюдение административным ответчиком установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от14.01.2011 №3 Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (отсутствие документов-ходатайств должностных лиц, заявление подозреваемого, защитника,- требуемых для направления на проведение медицинского освидетельствования); указывает на то, что судом необоснованно оставлено без внимания экспертное заключение ООО «ЛИГА ЗАЩИТЫ», выводы суда основывались исключительно на медицинском заключении, законность которого оспаривалась в настоящем деле.

Участвующий в суде апелляционной инстанции представитель административного истца Филиппов О.О., полномочия которого подтверждены ордером, поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ФСИН России, УФСИН по Республике Коми, Мартыновой Л.М. возражала против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просила решение оставить без изменения.

Административный истец, иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, извещены о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, обеспечении их участия в суде апелляционной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи, не заявили.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого медицинского заключения ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр», поскольку освидетельствование было проведено в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением установленной процедуры проведения медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых.

Судебная коллегия по административным делам соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу части 1.1 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила); перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Перечень заболеваний); форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

Пунктом 2 Правил установлено, что рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов: - письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования, адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело, либо начальнику места содержания под стражей; - ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.

В силу пункта 9 Правил, медицинское освидетельствование подозреваемого или обвиняемого осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в которой имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование.

Согласно пункту 12 Правил, по результатам медицинского освидетельствования врачебная комиссия выносит медицинское заключение о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, либо о продлении срока медицинского освидетельствования в связи с необходимостью проведения дополнительного обследования (не более 30 рабочих дней).

Пунктом 16 Правил установлено, что при наличии медицинского заключения об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, и ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого, подтвержденном данными медицинского обследования, подозреваемый или обвиняемый направляется на повторное медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Судом первой инстанции установлено, что приказом Минздрава Республики Коми №4/107 от 11.04.2011 утвержден перечень врачебных комиссий медицинских организаций на территории Республики Коми, определенных для проведения медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. В указанный перечень включено ГУЗ ( в настоящее время – ГАУЗ) РК « Консультативно- диагностический центр» ( п.15 Перечня), как организация уполномоченная проводить медицинское освидетельствование лиц, содержащихся в следственном изоляторе, расположенном на территории МО ГО « Сыктывкар».

Приказом ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр» №25-ОД от 09.01.2020 в ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр» (далее- КДЦ) на 2020 год создана врачебная комиссия, а также врачебные подкомиссии, в том числе, по вопросам обоснованности направления пациентов ГАУЗ РК «КДЦ» на КТ/МРТ – исследования и по вопросам освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (п.2.5), утверждено Положение об организации деятельности указанной врачебной подкомиссии.

Как следует из содержания данного Положения, утвержденного приказом №25-ОД от 09.01.2020, к функциям врачебной подкомиссии относится вынесение медицинского заключения о наличии или отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 N 3, либо о продлении срока медицинского освидетельствования, в связи с необходимостью проведения дополнительного обследования.

ФИО9 задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст.210 ч.1, 222 ч.3 УК РФ, содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в качестве обвиняемого.

Принимая во внимание неоднократные обращения ФИО7 за медицинской помощью в период содержания под стражей, а также имеющиеся в медицинской документации сведения о наличии у него тяжелого заболевания, 15.10.2020 по ходатайству начальника филиала « Медицинская часть №12» ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России, административный истец был направлен Врио. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на медицинское освидетельствование на предмет установления наличия (отсутствия) тяжелого заболевания, включенного в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N3. Направление на медицинское освидетельствование оформлено в ГАУЗ РК « Консультативно - диагностический центр».

ФИО8 направлен для прохождения медицинского освидетельствования в ГАУЗ РК « Консультативно - диагностический центр» как лицо, содержащееся под стражей в расположенном на территории МОГО «Сыктывкар» ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, с диагнозом: ...

В результате медицинского освидетельствования, врачебной комиссией указанного учреждения здравоохранения не установлено наличие у ФИО12 заболеваний, включенных в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N3, о чем 21.10.2020 выдано медицинское заключение №4.

Из пояснений заинтересованного лица, медицинское заключение об отсутствии у ФИО13 тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, вынесено врачебной комиссией на основании результатов комиссионного обследования (осмотра пациента пульмонологом, отоларингологом), проведенных инструментальных исследований, а также медицинской документации на имя ФИО14 (данных медицинских карт, а также медицинских документов, представленных пациентом самостоятельно). С учетом жалоб пациента на одышку, приступы удушья, для определения степени влияния основного диагноза ( ...). При этом, первые два вида исследования из перечисленных, наиболее объективно отражают функциональное состояние организма, т.к. не зависят от техники их выполнения самим пациентом.

Врачебной комиссией были изучены и учтены результаты данного обследования, а также результаты проведенных специалистами осмотров, на основании которых, в совокупности с имеющейся документацией был сделан вывод об отсутствии у пациента тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, ...

При рассмотрении административного иска судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, о несоблюдении административным ответчиком установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3 Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в отсутствие соответствующих документов, решение о направлении административного истца на медицинское освидетельствование принято Врио. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на основании ходатайства руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей - начальника филиала «Медицинская часть №12» ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России, что соответствует требованиям пункта 2 вышеназванных Правил.

Заключение ООО « Лига защиты прав пациентов» (г.Москва), выполненное в период с 05.08.2020 по 08.08.2020 на основании адвокатского запроса, основанное лишь на анализе медицинских документов, характеризующих состояние здоровья ФИО16 обоснованно не принято судом первой инстанции во внимание в качестве доказательства, свидетельствующего о незаконности медицинского заключения ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр» , по приведенным в решении мотивам.

Оснований не согласиться с оценкой представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия не усматривает.

Помимо этого оценка данному заключению была дана Верховным судом Республики Коми в постановлении от 13 октября 2020 года по делу №2-6/2020 о продлении подсудимому ФИО17 срока содержания под стражей.

Входящие в медицинскую комиссию ГАУЗ РК « Консультативно- диагностический центр» лица имеют специальное образование и необходимые навыки. Компетенция и квалификация врачей, входящих в состав комиссии, ФИО18 не оспаривались. В случае ухудшения состояния здоровья административный истец, в соответствии с пунктом 16 Правил, имеет право на обращение с ходатайством о повторном проведении медицинского освидетельствования.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку, выводов суда не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО19 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 15.06.2022.

Председательствующий -

Судьи-