ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6393/2021 от 25.08.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-6393/2021

Судья: Смирникова В.Г. Дело № 33а-2918/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 25 августа 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Бережновой О.Н., Протодьяконова В.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием представителя административного истца – ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 30 июня 2021 года по делу по административному иску ФИО3 к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения, которым

постановлено:

Признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенный в уведомлении Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 29 апреля 2021г. № ....

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска повторно в установленный срок и порядке рассмотреть заявление Заболоцких о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: .........., в соответствии с законодательством РФ.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее по тексту - ДИЗО ОА г. Якутска) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: .........., на которое получил письменный отказ от 29 апреля 2021 г. Данное решение считает незаконным, нарушающим права его многодетной семьи. Просит обязать административного ответчика осуществить действия по предварительному согласованию предоставления испрашиваемого земельного участка.

Судом по делу принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным ответчиком.

В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверным применением норм материального права. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне «Л-1», на территории, определенной под охранные зоны газопровода и инженерных коммуникаций.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 13 апреля 2021 г. многодетная семья Заболоцких обратилась в Окружную Администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: .........., на которое 29 апреля 2021 года Департамент имущественных и земельных отношений направил письменное уведомление № ... об отказе в связи с тем, что на испрашиваемый земельный участок распространяется лесохозяйственный регламент, что земельный участок расположен в охранной зоне газопровода и в охранной зоне инженерных коммуникаций.

Рассматривая заявленный иск и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств соответствия действительности и законности изложенных в оспариваемом решении оснований отказа в предоставлении земельного участка.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют подлежащему применению закону и установленным по делу обстоятельствам.

В силу п.п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки в случаях и в порядке, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предусмотрено бесплатное предоставление гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.

Предоставление земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, или схемы расположения земельного участка в случае, если не утвержден проект межевания территории (пункт 3 ст.24.3 ЗК РС (Я)).

Уполномоченный по результатам рассмотрения заявления и проверки принимает решение о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии оснований, указанных в части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.3).

Так, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1 части 8 ст.39.15 ЗК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 16 ст.11.10 и пунктам 6 и 7 ст.11.9 ЗК РФ схема расположения земельного участка не может быть утверждена в случае невозможности его рационального использования, невозможности размещения объектов недвижимости, а также пересечения границ территориальных зон, лесничеств, лесопарков.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (ч.17 ст.39.15 ЗК РФ).

В рассматриваемом случае основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления административным истцам испрашиваемого земельного участка послужило его расположение на территории, на которую распространяется лесохозяйственный регламент (городские леса), а также в охранных зонах (газопровода и инженерных коммуникаций).

Согласно сведений из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по состоянию на 20 апреля 2021 г. земельный участок по Генеральному плану городского округа «город Якутск» относится к функциональной зоне - для застройки сезонного проживания, по Правилам землепользования и застройки городского округа – к территориальной зоне Ж-2А (для индивидуального жилищного строительства), при этом он также расположен в зоне экологического ограничения (лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов ГО «город Якутск», охранная зона транспорта, инженерных коммуникаций), ограничениям по «красным линиям» соответствует, решения о его резервировании под муниципальные и государственные нужды не приняты, проекты планировки и межевания территории отсутствуют (л.д.25-27).

Лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск», утвержденный постановлением Окружной Администрации г. Якутска от 11 октября 2013 г., не содержит карты-схемы (схематической карты) лесного хозяйства (лесных массивов, городских лесов) городского округа, иных доказательств отнесения спорного земельного участка к территориальной зоне Л-1 или Р-5 материалы дела не содержат. Также отсутствуют допустимые доказательства наличия препятствий для использования участка по назначению, причинения вреда лесным насаждениям.

Относительно расположения в охранной зоне газопровода, судом первой инстанции верно отмечено, что, поскольку границы инженерных коммуникаций согласно схеме генерального плана проходят по границе испрашиваемого земельного участка, препятствий для его использования в соответствии с целевым назначением не имеется, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий.

Указанные выводы согласуются с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-Федерального Закона "О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии с ч.2 ст.62 и ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, в частности, соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Поскольку административным ответчиком относимых и допустимых доказательств законности и обоснованности оспариваемого решения не представлено, суд первой инстанции обоснованно признал его не соответствующим земельному законодательству и, тем самым, нарушающим права и законные интересы истцов.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда РС (Я) от 30 июня 2021 года по делу по административному иску ФИО3 к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий Оконешникова М.М.

Судьи Бережнова О.Н.

Протодьяконов В.С.