ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6411/19-33А-897/20 от 20.05.2020 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Костяева А.А. Дело № 2а-6411/19-33а-897/20

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 мая 2020 года Великий Новгород

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Алещенковой И.А.,

судей Павловой Е.Б., Макаровой Л.В.,

при секретаре Лютовой В.С.,

с участием прокурора Сидоровой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционному представлению прокурора Новгородского района Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 24 декабря 2019 года, принятое по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области к Смирнову А.А. об установлении административного надзора и административных ограничений,

у с т а н о в и л а:

Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (далее - ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Смирнову А.А. об установлении административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, и административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения выезда за пределы пункта проживания без разрешения органа внутренних дел, запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в ночное время с 22 часов до 06 часов, запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещения пребывания в учреждениях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию.

В обоснование административного искового заявления Учреждением указано, что Смирнов А.А., отбывающий наказание в Учреждении, осужден приговором Валдайского районного суда Новгородской области от 17 июля 2019 года по статье 264.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года. Смирнов А.А. освобождается по отбытии срока наказания 15 марта 2020 года и убывает по адресу: <...>. Смирнов А.А. имеет неснятую и непогашенную судимость за особо тяжкое преступление, находясь под административным надзором, совершил преступление, за которое осужден и направлен в места лишения свободы, за период отбывания наказания поощрений и взысканий не имеет.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 24 декабря 2020 года, с учетом определения Новгородского районного суда Новгородской области от 4 марта 2020 года об исправлении описок в решении, административное исковое заявление Учреждения удовлетворено; в отношении Смирнова А.А. установлен административный надзор сроком на 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Валдайского районного суда Новгородской области от 17 июля 2019 года; срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Смирнова А.А. на учет в органе внутренних дел по избранному поднадзорным после освобождения месту жительства, пребывания или фактического нахождения; Смирнову А.А. установлены следующие административные ограничения: обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить выезд за пределы Демянского района Новгородской области без разрешения органа внутренних дел; запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 до 06.00 часов; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывание в местах общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции.

В апелляционном представлении прокурор Новгородского района просит решение суда как постановленное с нарушением норм материального права изменить, установив ФИО1 административный надзор на установленный законом срок погашения судимости по приговору Валдайского районного суда Новгородской области от 17 июля 2019 года.

В обоснование доводов апелляционного представления указано, что ссылка суда первой инстанции при установлении ФИО1 административного надзора на 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел после освобождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Валдайского районного суда от 17 июля 2019 года, ошибочна, поскольку преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, судимость за которое погашается по истечении 3 лет после отбытия как основного, так и дополнительного видов наказания. На основании части 2 статьи 36 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации срок дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента освобождения осужденного из исправительного учреждения, то есть с учетом установленного приговором суда срока дополнительного наказания - 2 года лишения права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, судимость ФИО1 будет погашена не ранее 15 марта 2025 года.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Учреждения, ФИО1 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав заключение прокурора прокуратуры Новгородской области Сидоровой С.А. поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционного представления и изменения решения суда первой инстанции не находит в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Глава 29 КАС РФ и Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ) устанавливают основания, порядок и процедуру применения административного надзора, а также круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.

Согласно статье 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - это временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (пункт 1); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (пункт 2); совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт 3); совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (пункт 4).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направления его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приговором мирового судьи судебного участка № 7 Демянского района Новгородской области от 02 июня 2009 года ФИО1 осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 175 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа 3000 рублей, по постановлению мирового судьи судебного участка № 7 Демянского района Новгородской области приговор изменен, штраф заменен на лишение свободы сроком на 2 месяца.

Приговором Демянского районного суда Новгородской области от 25 января 2010 года ФИО1 осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 111 УК РФ, частью 1 статьи 166 УК РФ, на основании статьи 70 УК РФ к лишению свободы сроком на 8 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима; по постановлению Демянского районного суда Новгородской области от 13 мая 2010 года присоединено наказание по приговору мирового судьи судебного участка № 7 Демянского района Новгородской области от 02 июня 2009 года, окончательно назначено наказание в виде 8 лет 8 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, по постановлению Старорусского районного суда Новгородской области от 31 мая 2011 года приговор изменен, к наказанию назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В период отбывания наказания по данному приговору постановлением начальника Учреждения от 08 декабря 2010 года ФИО1 признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Освобожден ФИО1 по отбытии наказания по указанному приговору 19 января 2018 года.

Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 6 декабря 2017 года в отношении ФИО1 установлены административный надзор и административные ограничения на срок 3 года в связи с наличием у него неснятой и непогашенной судимости за совершение особо тяжкого преступления при условии, что он в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В период нахождения под административным надзором, установленным решением Старорусского районного суда Новгородской области от 6 декабря 2017 года, ФИО1 10 мая 2019 года совершено преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ, за которое он осужден приговором Валдайского районного суда Новгородской области от 17 июля 2019 года к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года.

Следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 64-ФЗ установленный решением Старорусского районного суда Новгородской области от 6 декабря 2017 года в отношении ФИО1 административный надзор прекращен.

Назначенное наказание ФИО1 отбывал в Учреждении, откуда освободился по отбытии срока наказания 15 марта 2020 года и убыл по адресу <...>.

При таких обстоятельствах, ФИО1, имеющий непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, подпадает под категорию лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор, а, следовательно, выводы суда об установлении в отношении него административного надзора являются правильными.

Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ).

Согласно представленным в материалы дела характеристике Учреждения и справке о поощрениях и взысканиях ФИО1 прибыл в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области 17 октября 2019 года из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области, где установленный режим содержания нарушал, к дисциплинарной ответственности не привлекался; в период отбывания наказания в Учреждении характеризовался положительно, участвовал в работах по благоустройству территории учреждения, в жизни исправительного учреждения участия не принимал, мероприятия воспитательного характера посещал не регулярно, выводы для себя делал не всегда правильные, в обращении с представителями администрации учреждения вел себя вежливо, нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, поощрений не имел.

Перечень административных ограничений, установленных в отношении ФИО1, определен судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ, с учетом обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного ФИО1 преступления, данных о его личности, его поведении в период отбывания наказания в местах лишения свободы, его отношении к установленному порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей и к труду, изложенных, в том числе в представленных в материалы дела характеристике и справке о взысканиях и поощрениях.

Доводы апелляционного представления судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно статье 45 УК РФ обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний (часть 1).

Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний (часть 2).

В соответствии со статей 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (часть 1).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания (часть 2).

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия (часть 4).

В соответствии с частью 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается: в отношении условно осужденных - по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, - по истечении указанных в законе сроков, продолжительность которых зависит от категории совершенного преступления.

Законодателем установлено, что во всех случаях назначения дополнительного наказания предусмотренные частью 3 статьи 86 УК сроки следует исчислять с момента отбытия дополнительного наказания. Равным образом, если лицо было досрочно освобождено от отбывания наказания (статья 79, часть 3 статьи 81, статьи 85, 93 УК РФ) или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, не связанным с лишением свободы (статья 80, часть 3 статьи 81, статья 85 УК РФ), срок погашения судимости определяется по общим правилам, но начинает исчисляться с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.

Вместе с тем, задачами административного надзора, как это следует из статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Сроки административного надзора и порядок их исчисления предусмотрены статьей 5 Федерального закона № 68-ФЗ.

В частности, в силу пункта 2 части 1 статьи 5 этого Федерального закона административный надзор в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 этого Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Частью 4 статьи 5 того же Федерального закона предусмотрено, что в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.

Правила исчисления срока административного надзора в определенных случаях разъяснены также в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которым лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ (пункт 4); при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре); если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания (пункт 23).

Анализ вышеприведенным норм позволяет сделать вывод о том, что такие виды наказания как ограничение свободы, принудительные работы не могут отбываться одновременно с осуществлением административного надзора, равно как и выполнение обязанностей при условно-досрочном освобождении от наказания, связанного с лишением свободы.

Иных требований к порядку исчисления срока административного надзора, в том числе к порядку исчисления срока устанавливаемого в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы по отбытии срока основного наказания, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено лишение права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами, законодательство об административном надзоре не предъявляет.

Как следует из материалов дела, преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ, за совершение которого ФИО1 был осужден приговором Валдайского районного суда Новгородской области от 17 июля 2019 года, в соответствии с частью 2 статьи 15 УК РФ относится к преступлениям небольшой тяжести, судимость за которое согласно пункту «в» части 3 статьи 86 УК РФ погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.

При таких обстоятельствах, срок административного надзора и порядок его исчисления, установленные решением суда первой инстанции, соответствуют положениям пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, установлены в соответствии с задачами административного надзора, в связи с чем, вопреки доводам апелляционного представления, оснований для их изменения судебная коллегия не усматривает

Таким образом, решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права, при правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, при оценке собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательствах по правилам статьи 84 КАС РФ, является законным и обоснованным.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения апелляционного представления судебная коллегия не установила.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Новгородского района Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий И.А.Алещенкова

Судьи Е.Б.Павлова

ФИО2