ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-15116/2023 (2а-646/2023)
16 августа 2023 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ситник И.А.,
судей Субхангулова А.Н.,
Гаязовой А.Х.,
при секретаре Мирсаеве А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Соловьевой Татьяны Анатольевны к главному специалисту-эксперту отдела выплаты Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе (на правах отдела) Галяутдиновой Альфине Фаритовне, Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Клиентская служба в Благоварском районе о признании незаконными действий должностного лица
по апелляционной жалобе Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия
установила:
индивидуальный предприниматель Соловьева Татьяна Анатольевна (далее по тексту ИП Соловьева Т.А.) обратилась в суд с административным исковым заявлением к главному специалисту-эксперту отдела выплаты Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе (далее по тексту главный специалист-эксперт отдела выплаты ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе) Галяутдиновой А.Ф., Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее по тексту ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан), Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе (далее по тексту ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе) о признании незаконными действий должностного лица.
Заявленные требования мотивированы тем, что 09 февраля 2023 года в адрес ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе направлено обращение об установлении суммы удержания с пенсии должника Михайловой С.Н. в размере 50% от общей суммы страховой пенсии.
13 февраля 2023 года получен ответ от ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе, в котором сообщалось, что из пенсии должника производятся удержания, а также представлен график погашения задолженности, размер производимых удержаний не указан.
Исходя из анализа графика произведенных удержаний с пенсии должника взыскателем сделан вывод о том, что удержание производится в размере 20%.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях», удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Административный истец указывал, что должностное лицо пенсионного фонда не может самостоятельно устанавливать процент удержания денежных средств без наличия исключительных обстоятельства (наличие которых должно подтверждаться самим должником) и делать это произвольно.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, административный истец просил:
- признать незаконным действие должностного лица – Главного специалиста-эксперта отдела выплаты ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе Галяутдиновой А.Ф. о взыскании денежных средств с пенсии должника в размере 20% и обязать ее установить ко взысканию 50% пенсии должника;
- взыскать судебные расходы в размере 10 000 рублей и государственную пошлину в размере 300 рублей с административного ответчика в лице ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан в Благоварском районе;
Решением Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июня 2023 года административное исковое заявление ИП Соловьевой Т.А. удовлетворено частично. Признаны незаконными действия отдела выплаты ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе о взыскании после 31 марта 2022 года денежных средств с пенсии должника Михайловой С.Н. в размере 20%. На отдел выплаты ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе возложена обязанность установить ко взысканию 50% пенсии должника Михайловой С.Н. С ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу ИП Соловьевой Т.А. взысканы судебные расходы в размере 5 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказав в удовлетворении административных требований.
Административный ответчик в апелляционной жалобе указывает, что 25 марта 2022 года в ОСФР по Республике Башкортостан взыскателем ИП Соловьевой Т.А. направлено заявление и исполнительный лист о взыскании задолженности с Михайловой С.Н., являющейся получателем страховой пенсии по старости.
Поскольку направленный взыскателем исполнительный документ не содержал указания на размер удержания, которое необходимо производить из пенсии должника, ОСФП по Республике Башкортостан принято решение о производстве удержаний в размере 20 %, что не превышает установленный законом максимальный предел 50 % и соответствует воле взыскателя.
Административный ответчик также указывает, что взыскатель или должник не лишены процессуального права обратиться с заявлением в суд об изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа, поступившего в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение должника.
Также административный ответчик полагает, что решение суда в части взыскания судебных расходов является незаконным и подлежит отмене.
Кроме того, судом первой инстанции не исследовано обстоятельство, будет ли соответствовать величине прожиточного минимума размер пенсии должника в случае производства удержаний в размере 50 %.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, в связи с чем, принимая во внимание их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 21 февраля 2022 года Туймазинским межрайонным судом Республики Башкортостан выдан исполнительный лист серии ФС № 036844297 в отношении должника Михайловой С.Н. пользу взыскателя ИП Соловьевой Т.А., предмет исполнения – задолженность по кредитному договору от 22 августа 2013 года № 10-057370 в размере 17 630,96 рублей – сумма основного долга, проценты – 32 686,83, неустойка – 5 500 рублей, проценты за пользование кредитом в размере 49% годовых от суммы основного долга – 17 630,96 рублей по день фактического исполнения обязательств, неустойка в размере 0,5% в день от суммы основного долга –17 630,96 рублей по день фактического исполнения обязательств (л.д. 8-11).
09 февраля 2023 года ИП Соловьевой Т.А. в адрес УПФР Шаранского района Республики Башкортостан направлено обращение об установлении суммы удержания с пенсии должника Михайловой С.Н. в размере 50% от общей суммы страховой пенсии (л.д. 12-13).
16 февраля 2023 года получен ответ от ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба (на правах отдела) в Благоварском районе, в котором сообщалось, что из пенсии должника производятся удержания, а также представлен график погашения задолженности. (л.д. 14-15).
Из справки, выданной клиентской службы (на правах отдела) в Благоварском районе от 30 мая 2023 года об информации об удержаниях, производимых из пенсии и иных социальных выплат Михайловой С.Н. следует, что по исполнительному листу по гражданскому делу № 2 – 1734/2021 с мая 2022 года ежемесячно удерживаются 20% пенсии (л.д. 39).
Разрешая заявленные административные исковые требования ИП Соловьевой Т.А., суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», учитывая позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2022 года № АКПИ22-32, пришел к выводу о частичном удовлетворении административных требований и признании незаконным действий отдела выплаты ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе о взыскании после 31 марта 2022 года денежных средств с пенсии должника Михайловой С.Н. в размере 20% и возложении обязанности на отдел выплаты ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе установить ко взысканию 50% пенсии должника Михайловой С.Н.
Кроме того, принимая во внимание категорию спора и уровень его сложности, длительность рассмотрения дела, учитывая требования разумности и справедливости, суд счел разумной суммой на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерой принудительного исполнения является, в том числе обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
В силу части 2 статьи 99 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от 28 декабря 2022 года, действующей в период спорных правоотношений) удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производятся на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
При этом предельный размер удержаний из страховых пенсий - не более 20 процентов данной пенсии - установлен федеральным законодателем исключительно для случаев, когда удержания производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру ввиду нарушения части 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» (об обязанности пенсионера извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что по смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (определения от 13 октября 2009 года № 1325-О-О, от 15 июля 2010 года № 1064-О-О, от 22 марта 2011 года № 350-О-О и от 17 января 2012 года № 14-О-О).
В рамках общего порядка обращения взыскания на имущество должника установлено правило, согласно которому при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, и федеральный законодатель предусмотрел исключение из этого правила, в силу которого на определенные виды имущества должника взыскание обращено быть не может (часть 4 статьи 69, 79 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), предоставляя, таким образом, должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем, чтобы, исходя из общего предназначения данного правового института, гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности. Это выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц в ситуации, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
Следовательно, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, надлежит учитывать, в числе прочего, размер этой пенсии, с тем, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.
Согласно справке ОФПСС Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе (на правах отдела) от 30 мая 2023 года размер пенсии Михайловой С.Н. составлял: в период с 01 мая 2022 года по 31 мая 2022 года – 9890,11 рублей, в период 01 июня 2022 года по 31 декабря 2022 года – 10879,24 рублей, в период с 01 января 2023 года по 31 мая 2023 года – 11401,48 рублей (л.д. 39).
Таким образом, при установлении размера удержаний из пенсии должника 50 % в 2023 году ежемесячный доход Михайловой С.М. составит 5700,74 рублей.
В то время как, согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 21 декабря 2022 года № 800 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Башкортостан на 2023 год» величина прожиточного минимума на пенсионеров составляет 11990 рублей.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что удержание из пенсии должника Михайловой С.М. после 31 марта 2022 года по исполнительному документу ФС № 028103817, представленному ИП Соловьевой Т.А., в размере 50 % с учетом размера пенсии должника и размера прожиточного минимума для пенсионеров в Республике Башкортостан, не будет отвечать принципу законности, в связи с чем не может согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконности действий отдела выплаты Клиентской службе в Благоварском районе (на правах отдела) Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании после 31 марта 2022 года денежных средств с пенсии должника Михайловой С.М. в размере 20% и обязании установить размер взыскания 50%.
Все вышеизложенное не было учтено судом первой инстанции, а потому обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июня 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Соловьевой Татьяны Анатольевны к главному специалисту-эксперту отдела выплаты Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан клиентская служба в Благоварском районе (на правах отдела) Галяутдиновой Альфине Фаритовне, Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Клиентская служба в Благоварском районе о признании незаконными действий должностного лица отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Ситник И.А.
Судьи Субхангулов А.Н.
Гаязова А.Х.
Справка: судья Никитин А.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 августа 2023 года.